Кредитование коммерческим банком малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 13:50, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – проанализировать организацию работы банка по кредитованию субъектов малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы кредита; рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить его роль в экономике страны;

- определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства; проанализировать современное состояние системы кредитования; исследовать методы анализа кредитоспособности малого предприятия; проанализировать кредитную политику данного банка;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты кредитования 5
1.1. Банковский кредит. Принципы и виды банковского кредита 5
1.2. Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки необходимости его кредитования 11
2. Организация кредитования субъектов малого бизнеса (на примере ООО Кетовский коммерческий банк) 17
2.1. Краткая характеристика ООО Кетовский коммерческий банк 17
2.2. Анализ кредитной политики 18
2.3. Анализ процесса кредитования 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курс Кредитование комер банком малого бизнеса.doc

— 556.50 Кб (Скачать)

     Кредит  выдаётся в целях:

  • пополнения оборотных средств;
  • приобретения имущества (покупки автотранспорта, оборудования, недвижимого имущества, включая ремонт помещений и т.п.);
  • покупки векселей банка.

     Поручителями  могут выступать:

  • акционеры/участники, владеющие не менее 5% акций/долей в уставном капитале клиента;
  • залогодатели – юридические лица/физические лица;
  • взаимосвязанные компании.

     Кредит  предоставляется следующими способами:

  • разовый кредит;
  • кредитная линия;
  • овердрафт;
  • гарантия;
  • иная форма.

     Кредит  погашается в форме безакцептного  списания средств со счетов клиента  в банке в порядке:

  • аннуитетных платежей – два раза в месяц или ежемесячно;
  • в соответствии с индивидуальным графиком (для предоставления кредита с индивидуальным графиком необходимо весомое обоснование).

     Услугами  банка успешно пользуются клиенты  различных отраслевых сегментов, малые  предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Ведется активная работа по расширению перечня предоставляемых услуг, повышению их качества и объемов.

     Стратегия развития банка предусматривает  работу с предприятиями малого бизнеса  и индивидуальными предпринимателями в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности.

     Анализ  кредитной политики в банке целесообразно  провести на основании исследования структуры кредитного портфеля в  динамике за три последних года,   по следующим направлениям: будет определен удельный вес кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства, в совокупном кредитном портфеле банка и рассмотрена его структура в разрезе:

     - категории заёмщиков,

     - сроков кредитования,

     - виды кредитов,

     - отрасли кредитования,

     - вид обеспечения,

     - просроченная задолженность.

     Далее при анализе кредитной политики банка малых предприятий рассмотрим категории заемщиков.

     Прежде  всего, субъектов малого предпринимательства, заемщиков банка, можно проанализировать с позиций, является ли клиент юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Таблица 5).

        Таблица 5 – Кредиты, предоставленные различным  категориям  субъектов малого предпринимательства

Категории заемщиков  Количество  предоставленных кредитов Изменение
01.01-01.11 2007 года 01.01-01.11 2008 года 01.01-01.11 2009 года на 01.01-01.11 2008 года в долях % на 01.01-01.11 2009 года в долях %
Юридические лица 222 239 258 17 108 19 108
Индивидуальные  предприни-матели 362 388 443 26 107 55 114
Итого: 584 642 714 43 109 74 111
 

     В соответствии с данными таблицы  видно, что наиболее активными заёмщиками являются индивидуальные предприниматели, за период с января по октябрь 2008 года эта группа увеличилась на 7%, прирост среди юридических лиц составил 8%, в целом всего по заёмщикам произошло увеличение на 9%. За такой же период 2009 года изменения следующие: юридические лица-8%, индивидуальные предприниматели - 14%, в целом по заемщикам - 11%.

    Далее проанализируем структуру кредитного портфеля  в таблице 6 по способу предоставления.

        Таблица 6 – Структура кредитов малому бизнесу  по способу предоставления

Способ  кредитования 01.01-01.11 2007 01.01-01.11 2008 01.01-01.11 2009
количество  выданных кредитов
абсолютные  единицы % абсолютные  единицы  % абсолютные  единицы %
Разовый 414 70,9 442 68,8 468 65,5
Траншевые кредитные линии 170 29,1 200 31,2 246 34,5
Всего: 584 100,0 642 100,0 714 100,0
 

     Анализ  таблицы показывает, что наибольший удельный вес занимают разовые кредиты: в 2009 году с января по октябрь было выдано 468 кредитов (65,5%),  в 2008 году – 442 кредита (68,8%), а в 2007 году – 414 кредитов (70,9%).

      По  траншевым линиям в 2009 году с января по октябрь было выдано 246 кредитов (34,5%), в 2008 году за такой же период – 200 кредитов (31,2%), а в 2007 году – 170 кредитов (29,1%).

      Таблица 7 – Структура кредитного портфеля по срокам кредитования

Срок  кредитова-ния 1.01.2008 - 01.11.2008 1.01.2009 - 01.11.2009
Количество  выданных кредитов, единиц Сумма выданных кредитов, рублей Количество  выданных кредитов, единиц Сумма выданных кредитов, рублей
в абс.

ед.

в долях % в абс.

ед.

в долях % в абс.

ед.

в долях % в абс.

ед.

в долях %
До 1 года 161 25,0 486291 32,9 167 23,3 406143 20,8
До 2 лет 428 66,7 718564 48,6 476 66,7 810333 41,5
От 3 до 5 лет 53 8,3 273529 18,5 71 10,0 736134 37,7
Всего 642 100,0 1478537 100,0 714 100,0 1952609 100,0
 

     При рассмотрении изменений кредитного портфеля малого бизнеса по срокам кредитования в период с 01.01.2009 по 01.11.2009 по данным таблицы 7 можно отметить, что в среднесрочной перспективе за исследуемый период было выдано на 6 кредитов (1,67%) больше, а сумма кредитования, в данной категории увеличилась на 1200000 рублей по сравнению с предыдущим периодом.

     Краткосрочные кредиты в общей совокупности составляют около 1/4 всего кредитного портфеля, сюда в основном входят экспресс-кредиты на развитие бизнеса в краткосрочной перспективе.

     В долгосрочной перспективе было больше выдано кредитов на сумму 107500000 рублей по сравнению с предыдущим периодом.

     Далее проведем анализ кредитного портфеля по видам кредитных продуктов (Таблица 8).

     Таблица 8 – Кредитный портфель по выдам  продуктов

Виды  продуктов Сумма выданных кредитов (тыс.рублей)
на 01.10.05 на 01.10.06 Изменение на 01.10.07 Изменение
в абсолютных единицах % в абсолютных единицах %
1 2 3 4 5 6 7 8
Кредиты по Программе ЕБРР "Малый бизнес",

в т. ч.:

453810 642718 188908 40,1 870446 227728 48,0
    Экспресс-кредит 18598 26345 7747 1,6 46892 20547 4,3
    Микро-кредит 28122 39850 11728 2,5 68941 29091 6,1
    Смолл-кредит 407090 576523 169433 36,0 754613 178090 37,6
Кредиты юр.лицам по Программе УТБ 420568 651263 230695 49,0 854236 202973 42,8
Потребительское кредитование, в т.ч. 133249 184556 51307 10,9 227927 43371 9,1
    На неотложные нужды 25471 36074 10603 2,3 41256 5182 1,1

 

Продолжение таблицы 8 

1 2 3 4 5 6 7 8
    Доступный кредит 63546 89502 25956 5,5 99122 9620 2,0
    Автокредитование 24654 35268 10614 2,3 57896 22628 4,8
    Ипотека 19578 23712 4134 0,9 29653 5941 1,3
Итого 1007627 1478537 470910 100 1952609 474072 100
 

     Анализ  таблицы показывает, что в 2007 году наибольший удельный вес, в общем объеме, приходится на кредиты малому бизнесу (453810 тыс.руб.), на втором месте – кредиты юридическим лицам (420568 тыс.руб.), и на третьем – физическим лицам (133245 тыс.руб.). В 2008 году ситуация изменилась в сторону увеличения объема кредитования юридических лиц и составила 642718 тыс.руб., прирост - 49%. Кредитный портфель по малому бизнесу в 2008 году увеличился на 40,1%. Прирост потребительского кредитования – 10,9%. В 2009 году ситуация такова: кредиты малому бизнесу составили 870446 тыс.руб., прирост – 48%; юридическим лицам – 854263 тыс.руб., прирост составил 42,8%; потребительское кредитование – 227927 тыс.руб. или 9,1%.

      Кредитование  малого бизнеса в отраслевом разрезе представлено в приложении 1.

     Анализ  приложения 1 показывает, что Банк на протяжении трех лет наиболее активно работает с предприятиями розничной торговли (в среднем 30%), оптовой торговли (в среднем 20%), с предприятиями, предоставляющими услуги (6%), строительство (7%), транспорт (5%) и прочими (2%).

Информация о работе Кредитование коммерческим банком малого бизнеса