Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:43, дипломная работа
Цель дипломной работы – проанализировать современное состояние организации кредитования физических лиц в ОАО «Белинвестбанк» и на основе этого анализа выработать предложения по ее совершенствованию. В работе также ставилась задача изучить практику выдачи и погашения кредитов физических лиц.
ВВЕДЕНИЕ3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Сущность кредита и его принципы
1.2 Потребительский кредит и его виды
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Процедура рассмотрения вопроса о предоставлении кредита, оформление и выдача кредитов в ОАО «Белинвестбанк»
2.2 Порядок погашения кредита и уплаты процентов
2.3 Обеспечение исполнения обязательств по кредитам
2.4 Анализ кредитования физических лиц в ОАО «Белинвестбанк».
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Динамика изменения
Наиболее динамично развивающимся видом кредитования физических лиц является ипотека, поэтому произведем анализ данного направления в табл. 2.9
Таблица 2.9 Структура кредитного портфеля физических лиц на финансирование недвижимости 2003-2005 гг.
Виды кредитов |
2003 год |
2004 год |
Рост объема , (+/-) с начала года |
2005 год |
Рост, (+/-) с начала года | ||||
объем |
уд.вес, % |
объем |
уд.вес % |
объем |
уд.вес % |
объем |
уд.вес % | ||
Объем кредитных вложений, в т.ч. |
315,1 |
1 |
3507,1 |
1 |
3192 |
5404,7 |
1 |
1897,6 |
0,0 |
нац.валюта |
315,1 |
100,0 |
3 058,6 |
87,2 |
2743,5 |
4 671,5 |
86,4 |
1612,9 |
0,0 |
ин.вал. |
0 |
0,0 |
448,5 |
12,8 |
448,5 |
733,2 |
13,6 |
284,7 |
0,0 |
по целям |
279,3 |
1 |
3507,1 |
1 |
-279,3 |
11523,5 |
1 |
8016,4 |
0,0 |
строительство квартир |
250,3 |
89,6 |
1 162,1 |
33,1 |
911,8 |
3 059,4 |
26,5 |
1897,3 |
-0,1 |
покупку квартир |
0 |
0,0 |
2 101,1 |
59,9 |
0 |
7 708,2 |
66,9 |
5607,1 |
0,1 |
строительство дома |
29 |
0,0 |
59,6 |
1,7 |
30,6 |
214,8 |
1,9 |
155,2 |
0,0 |
покупка дома |
35,8 |
10,4 |
105,2 |
3,0 |
69,4 |
361,3 |
3,1 |
256,1 |
0,0 |
покупка садового домика |
0 |
0,0 |
- |
21,8 |
0,2 |
0,0 | |||
покупка/строительство гаража |
0 |
0,0 |
79,1 |
2,3 |
79,1 |
158,0 |
1,4 |
78,9 |
0,0 |
по размеру % ставок |
|||||||||
нац.валюта |
15,1 |
11,4 |
11,1 |
-0,3 |
0,0 | ||||
ин.вал. |
- |
10,3 |
10,8 |
0,5 |
0,0 | ||||
по форме обеспечения |
315,1 |
1 |
3507,1 |
1 |
3192 |
5404,7 |
1 |
1897,6 |
0,0 |
залог имущества |
- |
0,0 |
175,4 |
5,0 |
175,4 |
1 026,9 |
19,0 |
851,5 |
0,1 |
поручительство/гарантия |
315,1 |
100,0% |
3 331,7 |
95,0 |
3016,6 |
4 377,8 |
81,0 |
1046,1 |
-0,1 |
Динамика объемов выдачи в разрезе валют в совокупности с тенденциями в снижении процентной ставки по кредитам в национальной валюте объясняет предпочтения кредитополучателей по получению кредитов в национальной валюте.
По целям использования наибольшей популярностью пользуются кредиты на строительство и покупку квартир (93,4% объемов кредитных вложений на финансирование недвижимости в 2005 году). Так же наблюдается тенденция роста спроса на строительство и покупку индивидуальных жилых домов (5% в 2005 году) и данное направление ипотечного кредитования будет развиваться с ростом благосостояния нации.
В качестве обеспечения исполнения обязательств наибольший удельный вес сохраняется за поручительством (81% в 2005 г.), при этом наблюдается динамика роста принятия в качестве обеспечения исполнения обязательств залога имущества (строящихся за счет кредитных средств объектов недвижимости) – в 2005 году филиалом был принят залог имущества в качестве обеспечения 851,5 млн. руб. кредитных обязательств.
Анализ динамики изменения процентных
ставок за пользование кредитами
показывает, что за период с 2003 по 2005
год наблюдается тенденция
Особое внимание при анализе качества кредитного портфеля уделяется доле просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений и собираем ости процентных доходов по кредитным операциям.
В настоящий
момент налаженная работа кредитного
отдела, юридической службы и отдела
безопасности обеспечивает в филиале
100 погашение долгов. Случаи просрочки
носят краткосрочный характер, при
этом следует отметить, что при
росте объемов кредитования будет
и рост некачественных (просроченных
кредитов). При непогашении кредита
до начала месяца, следующего за месяцем
погашения, в течении которого производится
согласительная процедура погашения
(телефонные звонки, встречи, в том
числе и с поручителями кредитополучателя),
юридической службой
Специалистами Национального банка, Министерства финансов, банков и ведущими учеными нашей республики разработана и утверждена Президентом Республики Беларусь Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы. Согласно данной Концепции одной из задач банковской системы является расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков. В связи с этим в практической работе банков все шире применяются разнообразные формы обслуживания населения, внедряются новые технологии кредитования населения, в частности наибольшее развитие в настоящий момент получили организация кредитования с использованием принципа одного окна и овердрафтное кредитование.
Говоря
о перспективах развития в Беларуси
банковского кредитования населения,
можно выделить следующие направления,
по которым в ближайшем будущем
будут происходить
Повышению
эффективности управленческих решений
в сфере банковского
Стандартизация
банковских кредитных услуг по своим
технологическим и
В рамках выполнения требований Национального банка Республики Беларусь по уровню процентных ставок (по вновь выдаваемым кредитам в белорусских рублях на уровень среднемесячной ставки рефинансирования с превышением не более чем на 3 процентных пункта) перед банками стоит особо сложная проблема обеспечения доходности кредитных операций с учетом обязательного создания резервов под активы, подверженные кредитному риску.
Эту задачу, учитывая тенденцию снижения ставки рефинансирования, можно оценить как исключительно сложную.
В связи
с этим белорусским банкам наряду
с увеличением объема выдачи кредитов
целесообразно проводить
Рыночная процентная ставка за пользование кредитом включает стоимость привлечения ресурсов, издержки, связанные с осуществлением операции, плату за риск и прибыль банка.
Кредитный риск - это риск
неуплаты должником основного долга
и процентов, причитающихся Банку
в установленный договором
Величина
премии зависит от оценки рисков кредитования
каждого конкретного проекта, общего
количества проблемных кредитов в кредитном
портфеле банка и ряда других факторов.
Указанная зависимость
Такой подход в установлении процентных ставок приводит к тому, что клиенты с положительной кредитной историей получают кредиты под более низкую процентную ставку, а более рисковые кредиты выдаются под высокие процентные ставки (плата за риск).
Таким образом, в целях обеспечения рентабельности направления потребительского кредитования наиболее целесообразным представляется разработка дифференцированной шкалы установления процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения по различным категориям кредитам в зависимости от группы риска, с учетом покрытия всех издержек Банка и образования в необходимом объеме резерва по сомнительным долгам.
Основными направлениями в развитии кредитования физических лиц являются:
Для потребительского кредитования важнейшим инфраструктурным элементом, существующим в большинстве стран мира, является система кредитных бюро.
Мировая практика показывает, что люди, имеющие долгосрочную положительную кредитную историю, могут получать более выгодные кредиты и наоборот.
Цели создания кредитных бюро - повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышение эффективности работы кредитных организаций за счет информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита).
Самое интересное, что кредитные бюро окажутся полезны не только банкам. Они смогут существенно облегчить жизнь операторам мобильной связи, страховщикам, ЖКХ, Интернет-провайдерам. Пользуясь услугами кредитных бюро, торговые сети сами смогут принимать решение – отпускать ли товар в кредит тому или иному лицу. В свою очередь, информация, полученная кредитными бюро от этих организаций, несомненно, пригодится банкирам. Вся информация о несвоевременности оплаты услуг будет сохраняться в базе данных независимо от того, расплатится ли должник впоследствии или нет, то есть включаться в кредитную историю клиентов.
Согласно наиболее оптимистичному прогнозу, максимально эффективными кредитные бюро станут лишь через 1,5-2 года после начала их деятельности – именно столько времени уйдет на формирование всеобъемлющей базы данных физических лиц.
Есть и обратная сторона вопроса. Далеко не все банки заинтересованы в создании архива или бюро кредитных историй. У крупных банков, имеющих постоянных клиентов, есть свои архивы. И поделиться ими – значит поделиться хорошими клиентами. Что же касается плохих клиентов, не вернувших вовремя кредит, то рассказывать о них другим банкам тоже не стоит. Во-первых, можно подмочить свою репутацию, а во-вторых, и плохой клиент может перекредитоваться в другом месте и вернуть долг банку. Если же информацией о плохом клиенте будут обладать все, денег ему никто не даст, и банк свой кредит не вернет.
Впрочем, участники рынка сходятся
во мнении, что для добросовестных
заемщиков бюро окажутся очень полезными.
"Для клиентов, у которых высокие
'белые' зарплаты, процедура получения
кредита заметно упростится. Кроме
того, заемщики вправе ожидать от банков
снижения ставок по кредитам: раз риск
кредитования снижается, банку нет
необходимости чрезмерно
Информация о работе Кредитование физических лиц (на материалах ОАО "Белинвестбанк")