Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:09, контрольная работа
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.
На практике выбор конкретных форм и методов денежно-кредитной политики сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста (политика «кредитной экспансии»: низкие процентные ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии), и основным проводником ДКП в стране является Центральный банк.
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, Центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. В основе выбора инструментария находится принцип «компенсационного регулирования», который предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от экономической конъюнктуры путем затруднения или облегчения доступа к кредиту.
1.Цели кредитно-денежной политики и ее сущность. Виды кредитно-денежной политики государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Основные инструменты кредитно-денежной политики: операции Центрального банка на открытом рынке, изменение нормы резервов, учетных ставок и др. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Политика дешевых и дорогих денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Особенности современной денежно-кредитной политики России . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Шаги, предпринимаемые денежными властями, достаточно оперативны и обоснованы. Надо отметить позитивную роль законодательства, предоставившего достаточную независимость Центральному банку, а также право самостоятельно изменять обязательную норму резервирования, снижение которой позволило высвободить дополнительные средства банков, ранее замороженные в качестве обязательных резервов, ставки рефинансирования и условий предоставления кредитов банкам и т.п. Тем не менее, пока говорить о восстановлении доверия инвесторов преждевременно. Резкие колебания курсов валют – доллара по отношению к евро, да и к рублю, нестабильность на фондовом рынке, несмотря на рост основных индексов весной этого года, не прибавляют уверенности инвесторам.
Меры, предпринятые Россией, оказались более конкретными европейских: сокращается налоговое бремя, рассрочиваются налоговые платежи, поддерживается ликвидность банковского сектора, рефинансируются зарубежные займы через Внешэкономбанк и другие. Однако такие фундаментальные вопросы, как повышение прозрачности отчетности и управления банками, ответственность и профессионализм менеджмента, управление рисками и сбалансированность соотношения прибыли и риска пока остаются не решенными. Изменения не могут произойти моментально, хотя в кризисной ситуации российские власти показали неплохую скоростную реакцию и по ряду вопросов им удалось опередить европейских коллег. Проблемами остаются: трансформация отраслевой отечественной экономики, повышение конкурентоспособности и облагораживание структуры экспорта.
Не только промышленная политика остается слабым звеном экономических преобразований, но и банковская система не получает системной поддержки. Так из выделенных государством на пополнение капиталов частных банков 225 млрд. руб. использовано только 32 млрд. руб., причем эта поддержка дошла только до четырех банков – Газпромбанка, Альфа-банка, Номос-банка, Ханты-Мансийского банка. При этом на поддержку так называемых государственных банков (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк) предоставлены субординированные кредиты на 725 млрд. руб. Ожидание новой волны кризиса, обусловленной высокой долей просроченной задолжности и невозврата банковских кредитов, требует принятия системных мер. Поддержка должна оказываться не заранее известным компаниям, а предоставляться финансовым институтам, испытывающим временные затруднения, не обусловленные низким качеством корпоративного управления и высокорискованными вложениями.
Недостаточно эффективно используются такие механизмы денежно-кредитной политики как дифференцированные нормы резервирования по депозитам в рублях и иностранной валюте, ограничение открытых позиций на приобретение иностранной валюты банками. Возможности налогообложения доходов от роста курса валют остаются неиспользованными.
Механизмы, направленные на увеличение кредитования населения и стимулирование потребительского спроса, не следует переоценивать. Действительно, кредитные ресурсы длительное время служили финансовой основой развития. Однако потребительский бум, в значительной мере удовлетворяемый импортными товарами и ожиданием роста будущих доходов, не может продолжаться бесконечно. Снижение не только темпов роста потребления, но и значительное падение абсолютных показателей потребительских и инвестиционных расходов, доходов населения, корпораций, государства – вполне естественный процесс, к которому постепенно приспосабливается и население, и конкурентоспособный бизнес, и государство. Таким образом, надо внимательнее оценивать механизмы субсидирования процентных ставок, запускаемых государством по автокредитам, а в дальнейшем и ипотечным кредитам. При этом кредитование корпораций со стороны государственных банков следует наращивать.
Список литературы
1. Лучшие рефераты по управленческому учету, финансам и кредиту / Серия «Банк рефератов». – Ростов-н/Д: Феникс, 2002 г. – 256 с.
2. Журнал «Финансы» №6, 2009 г., - К.Л. Астапов, ведущий консультант аппарата Совета Федерации, д. э. н.; «Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса».
3. http://sysfinan.ru/stimulirova
4. http://ychet.narod.ru/shkola
17