Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:09, контрольная работа
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны.
На практике выбор конкретных форм и методов денежно-кредитной политики сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста (политика «кредитной экспансии»: низкие процентные ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии), и основным проводником ДКП в стране является Центральный банк.
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, Центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. В основе выбора инструментария находится принцип «компенсационного регулирования», который предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от экономической конъюнктуры путем затруднения или облегчения доступа к кредиту.
1.Цели кредитно-денежной политики и ее сущность. Виды кредитно-денежной политики государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Основные инструменты кредитно-денежной политики: операции Центрального банка на открытом рынке, изменение нормы резервов, учетных ставок и др. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Политика дешевых и дорогих денег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Особенности современной денежно-кредитной политики России . . . . 14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. ЦБ учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, и, следовательно, предложение денег.
Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия ЦБ на ДКП.
Регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков (воздействие на величину денежного мультипликатора и коэффициент обналичивания) является важнейшим методом денежно-кредитной политики ЦБ. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, и обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.
Изменение норм обязательных резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
Контроль Центрального банка за коэффициентом обналичивания носит косвенный характер, результат которого заключается в повышении доверия экономических агентов к кредитным институтам. При снижении такого доверия может начаться процесс массового изъятия вкладов, банкротства коммерческих банков и резкого уменьшения денежного мультипликатора и денежной массы.
Валютные интервенции. На денежную базу прямое влияние оказывают валютные интервенции, под которыми понимают операции Центрального банка по купле-продаже иностранной валюты на национальном рынке. Так, если Центральный банк продает на рынке иностранную валюту коммерческим банкам, то это, с одной стороны, повышает курс национальной валюты, а с другой – уменьшает денежную массу.
Кредитование Центральным банком правительства. При прямом кредитовании Центральный банк предоставляет ссуду правительству, например, при недостатке у последнего средств для финансирования запланированных расходов. Такое финансирование рассматривается обычно как вынужденное. Это происходит, если у правительства не остается никаких иных возможностей увеличения своих доходов, например, путем увеличения сбора налогов. Косвенная форма кредитования выражается в том, что правительство вынуждает Центральный банк покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, а непосредственно у министерства финансов.
В обоих случаях увеличиваются депозиты правительства в Центральном банке. Получатели правительственных средств имеют возможность все или часть из них размещать в коммерческих банках, что служит основой процесса мультипликации.
Наряду с общими методами регулирования кредитных отношений ЦБ применяет селективные методы. К ним относятся:
прямое ограничение кредитов путем установления лимитов, квот по учету векселей;
ограничение темпов роста кредитных операций;
установление контроля по отдельным видам кредитов, например потребительских (в форме установления взносов наличными и ограничения рассрочки платежа);
установление максимальных процентов по отдельным видам вкладов и вообще регулирование процентных ставок и др.
Перечисленные методы вместе с нормой обязательных резервов следует рассматривать как прямые количественные ограничения, к которым центральные банки вынужденно прибегают в условиях кризисного обострения экономической ситуации.
Реальные ставки доходности. Среди факторов, которые оказывают существенное влияние на объем спроса на деньги, следует выделить в первую очередь реальные ставки доходности неденежных активов. Для принятия решения важны не столько фактически сложившиеся ставки, сколько ожидаемые. Конечно, таких активов на рынке существует множество, например корпоративные и государственные облигации, акции предприятий и т.д. Однако при рассмотрении рыночных моделей равновесия во внимание принимают бескупонную неденежную облигацию. Чем ниже уровень доходности неденежных активов, тем больше склонность экономических агентов держать активы в денежной форме. На эту особенность обратил внимание еще Дж. Кейнс. Отсюда следует, что, и спрос на деньги для осуществления сделок купли-продажи увеличивается с уменьшением ставки доходности по неденежным активам.
Все большее значение приобретают различного рода рекомендации, заявления, собеседования как методы денежно-кредитной политики промышленно развитых стран, а также разумный банковский надзор в форме контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, соблюдения определенных балансовых коэффициентов [4].
3. Политика дешевых и дорогих денег
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, Центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. В основе выбора инструментария находится принцип «компенсационного регулирования», который предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от экономической конъюнктуры путем затруднения или облегчения доступа к кредиту.
Когда экономика сталкивается с безработицей и снижением цен, прибегают к «политике дешевых денег». В ее задачи входит сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов. Этот тип политики – кредитная экспансия. Она проводится с целью оживления экономики и расширения занятости населения за счет расширения кредитования и поощрения инвестиций. При этом процентные ставки снижаются, изменяются в сторону уменьшения нормы обязательных резервов. На открытом денежном рынке Центральный банк выступает покупателем государственных ценных бумаг, создает более льготные условия для предоставления кредитов хозяйствам и населению.
Методы проведения политики «дешевых денег» - это:
уменьшение учетной ставки процента – это дает возможность коммерческим банкам увеличить займы у Центрального банка, т.е. увеличить собственные резервы;
Центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков;
Центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает мультипликатор денежного предложения.
В том случае, когда излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали, используют «политику дорогих денег». Ее цель – ограничить предложение денег, для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. Кредитная рестрикция обеспечивается путем повышения процентных ставок за пользование кредитом и воздействия на банковскую ликвидность. Сдержанность Центрального банка в рефинансировании коммерческих банков вынуждает последних осуществлять жесткую политику кредитования. При недостаточности экономических методов Центральный банк вводит административные ограничения: понижает норму потолка предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита. Кредитная рестрикция является основным методом в антиинфляционной политике. Она также используется для предотвращения утечки капиталов за границу. В условиях роста неплатежеспособных клиентов и банкротства предприятий кредитная рестрикция снижает риск краха банков.
Политика «дорогих денег» включает следующие мероприятия:
повышение учетной ставки процента;
продажа Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;
увеличение нормы резервных требований – это сокращает избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.
Однако кредитная рестрикция ведет к спаду производства, поскольку отсутствуют возможности для мобилизации временно свободных денежных средств и использования их для кредитования. Поэтому одновременно с созданием условий для сдерживания роста цен ухудшаются возможности дальнейшего развития производства – сокращается выдача кредитов промышленным и торговым предприятиям, что ведет к снижению объемов производства и темпов его роста.
Основным элементом политики кредитной рестрикции является высокая цена кредита. Дорогой кредит способствует целевому использованию средств, повышает ответственность заемщиков за своевременный возврат ссуд, позволяет отсеивать «рисковых» заемщиков. В этих условиях производители товаров вынуждены искать способы вовлечения в оборот собственных ресурсов, не прибегая к банковскому кредиту. Тем самым поддерживается относительно стабильная себестоимость выпускаемой продукции, а значит, и цена на нее не повышается.
Оба вида воздействия – кредитное в первом случае, денежное во втором – взаимосвязаны, именно поэтому речь может идти о денежно-кредитной политике в целом.
Национальный банк Республики Беларусь в настоящее время проводит политику «дорогих денег». В условиях инфляции она направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен, стабилизацию курса белорусского рубля, активизацию инвестиционного процесса, обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики страны.
Для достижения этих целей предусмотрен ряд мероприятий:
формирование денежного предложения на уровне, обеспечивающем заданную динамику обменного курса белорусского рубля с учетом повышения реального спроса экономики на деньги;
поддержание реальных процентных ставок на денежном рынке на положительном уровне;
увеличение и рациональное использование золотовалютных резервов государства;
участие Национального банка и коммерческих банков в финансировании дефицита республиканского бюджета в пределах, предусмотренных Законом о бюджете;
расширение участия банков в инвестиционном кредитовании реального сектора экономики за счет повышения доли долгосрочных ресурсов;
развитие и укрепление банковской системы путем расширения ее ресурсной базы (за счет увеличения вкладов населения, собственного капитала и уставного фонда), оптимизация структуры активов и пассивов, снижение всех видов риска, повышение качества управления;
продолжение работ по интеграции платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации и т.д.
Эти и другие меры позволят ограничить влияние монетарных факторов на рост цен, стимулировать экономический рост [3].
4. Особенности современной денежно-кредитной политики России
Правительства стран, охваченных финансовым кризисом, объединяют свои усилия в поиске действенных механизмов выхода из него. В сложившейся в мире финансов и экономики ситуации теперь всё больше надежд возлагается на активную экономическую политику государства. В период падения цен на нефть до 40 дол. за баррель усилился отток капиталов из страны, а внутри России сбережения стали активно переводиться в иностранные валюты. Российская экономика вступила в новую фазу развития: промышленное производство, доходы населения, прибыли и капитализация компаний существенно сократились. Кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной политике, внести необходимые изменения в законодательство.
В принятых ранее «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» не потеряли свою актуальность поставленные цели: переход к режиму таргетирования инфляции, использование бивалютной корзины и режима управляемого курса рубля, поддержание стабильности банковской системы и повышение ликвидности банков в условиях кризиса.
Тактика Центрального банка России оказалась предусмотрительной. Она способствовала сохранению сбережений в национальной валюте (рублевые депозиты граждан, остатки на счетах юридических лиц). На определенном этапе большим риском для отечественной денежно-кредитной системы являются потеря доверия к национальной валюте и перевод рублевых сбережений в иностранную валюту. Повышение ставки рефинансирования, несмотря на укоры со стороны банковского сообщества и реального сектора экономики, было вынужденной мерой, обеспечившей стабильность нового курса национальной валюты и сбалансированность платежного баланса. Данная мера носила временный характер и 24 апреля Центральный банк снизил ставку рефинансирования до 12,5%, а с 14 мая – до 12%, чтобы стимулировать кредитование. Для экономики важен не только размер ставки кредитования, но и доступ к средствам. При сжатии денежной массы в случае резкого снижения денежного предложения расчеты в экономике замораживаются, возрастают неплатежи, задействуются бартерные схемы, увеличивается объем векселей. Центральный банк России предпринял активные шаги по наращиванию ликвидности финансовых рынков. Тем не менее, денежная масса сократилась с 5579 млрд. руб. на начало года до 4484 млрд. руд. на 1 мая 2009 года. Несмотря на антиинфляционную направленность подобных мер, снижение денежной массы свидетельствует о сокращении деловой активности.
Рост ставок по кредитам на фоне снижения доверия хозяйствующих субъектов друг к другу, фактически приостановил финансирование долгосрочных проектов развития, что, наряду с нехваткой ресурсов для пополнения оборотных средств, нередко провоцирует технические дефолты крупных заемщиков. Снижение ставки рефинансирования и расширение корпоративного кредитования государственными банками позволит постепенно остановить технические дефолты.
Снижение цен на нефть влечет за собой либо сокращение золотовалютных резервов, либо установление валютного курса на новом уровне. Новое валютное равновесие может быть достигнуто при понижении курса рубля по отношению к бивалютной корзине на 20%, что позволит сохранить доверие населения и хозяйствующих субъектов к рублю и избежать сокрушительного удара по валютным резервам. Стабилизирующим фактором может стать временное ужесточение валютного регулирования. Следовало бы задействовать и иные инструменты поддержки рубля: усиление дифференциации ставок обязательного резервирования по депозитам в рублях и валюте, введение подоходного налога на дополнительный доход с валютных депозитов, обеспечивающих рублевую доходность выше 20% годовых.