Кредитно-денежная политика государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование механизма кредитно-денежной политики, основных ее инструментов и направлений применения.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность кредитно-денежной политики как экономической категории, рассмотреть основные цели и виды кредитно-денежной политики, рассмотреть основные инструменты кредитно-денежной политики, выявить основные направления кредитно-денежной политики такие как: стабилизация курса национальной валюты, стабилизация инфляционных процессов, развитие национального рынка ссудного капитала.

Содержание

Введение_______________________________________________ стр.3

Глава 1. Сущность кредитно-денежной политики (КДП) в нацио-нальной экономике

1.1 Понятие кредитно-денежной политики___________________ стр.7

1.2 Цели кредитно-денежной политики в национальной экономике_ _______________________________________________________стр.23

Глава 2. Основные направления кредитно-денежной политики в России.

2.1 Стабилизация курса национальной валюты______________ стр.31

2.2 Стабилизация инфляционных процессов________________ стр.38

Заключение____________________________________________ стр.43

Список использованной литературы_______________________ стр.47

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно  использование именно этих принципов. Несмотря на усиление значения процентных ставок в реализации денежно-кредитной  политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточностью финансовых рынков и ограниченной ролью  кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной перспективе при сохранении режима плавающего валютного курса возможно повышение роли процентных ставок, как в формировании, так и в реализации денежно-кредитной политики.

     В "Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2005 год" Центральный банк РФ определил свои цели следующим образом:  " В 2005 г. Банк России будет следовать принципам единой государственной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики".

     В ситуациях, когда поведение макроэкономических субъектов на рынке благ стабильно, но неустойчив спрос на деньги, центральному банку для поддержания величины эффективного спроса на заданном уровне следует сохранять неизменной ставку процента путем изменения предложения денег по мере изменения спроса на них.

    В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль  над денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

               Цели и принципы  денежно-кредитной  политики на 2005 год.

     В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

     В предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции  до 7,5-8,5% в 2005 году, 6,0-7,5% -  в 2006 году и 5,0-6,0% - в 2007 году, что соответствует  основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

     В 2005 году Банк России будет следовать  принципам единой государственной  кредитно-денежной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.

     В настоящее время как страна с  открытой и недостаточно диверсифицированной  экономикой, в высокой степени  зависящая от внешней экономической  и финансовой конъюнктуры, не имеет  возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций  с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.

     По  мере создания необходимых условий  Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредотачивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.

     В последние годы  наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между  денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы  прироста денежной массы  не являются жестко заданными, и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагает немедленной корректировки политики Банка России. Тем не  менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.

     Банк  России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы  при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.

     В настоящее время российская экономика  в условиях высокой волатильности  трансграничных потоков капитала в  значительной мере реагирует на изменения  зарубежных процентных ставок. В связи  с этим Банк России вынужден при  проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее, в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильности государственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, Банк России будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитных организаций.

     С этой целью Банк России будет принимать  меры, направленные, в частности, на расширение доступа кредитных организаций  различных регионов России к его  инструментам. Снижение рисков ликвидности  для банков как результат развития системы рефинансирования будет снижать спрос на свободные резервы и стимулировать банки расширять кредитование реального сектора экономики. В условиях возможного сокращения свободной банковской ликвидности роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.

     Поставленная  в Послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  задача добиться создания в ближайшие  годы необходимых условий для  обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые  должны быть предприняты Правительством Российской Федерации и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году. Важным этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федерального законодательной и исполнительной власти при участии Банка России мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчетности, либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности.

     Достижение  фактической конвертируемости российской национальной валюты будет определяться не только снятием формальных ограничений  на операции с ней, но и ее востребованностью, а также масштабами использования рубля в международных экономических отношениях, в частности в качестве средства международных расчетов достаточно широким  кругом хозяйствующих субъектов. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия к проводимой государством экономической политики в целом и кредитно-денежной в частности, а также уровень развития национального финансового рынка и банковской системы России.

     Зависимость российской экономики от внешнеэкономической  конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области  бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики  в России.

     Таким образом, суть КДП сводится к тому, что ЦБ регулирует экономику, определяя конечные и промежуточные цели и используя монетарные инструменты. К конечным целям (таргетам) относятся обеспечение экономического роста, полной занятости, стабильности цен и равновесия платежного баланса. Промежуточными целями кредитно-денежной политики могут быть количество денег в обращении, валютный курс, уровень цен.

     В 2005 году Банк России главной целью  единой государственной кредитно-денежной политики будет снижение инфляции до запланированного уровня. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

     2.1 СТАБИЛИЗАЦИЯ КУРСА  НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ. 

     В 2004 году Банк России проводил курсовую политику в условиях режима управляемого плавающего валютного курса, в соответствии с которым не устанавливаются количественные целевые значения курса рубля к иностранной валютам. При этом Банк России стремится сглаживать резкие его колебания, не обусловленные действием фундаментальных экономических факторов.

     Сложившееся  в 2004 году соотношение факторов, определяющих баланс между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке, заметно отличается от предпосылок, которые учитывались при разработке базового сценария, использовавшегося при определении условий реализации курсовой политики в 2004 году. В частности, средняя цена за баррель нефти сорта "Юралс" за первые девять месяцев 2004 года составила около 33 долларов США по сравнению с 22 долларами США, предусмотренными базовым сценарием в среднем за год. В этой связи политика валютного курса осуществлялась в условиях более значительного превышения предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке, чем предполагалось ранее. В этой ситуации Банк России в течение 2004 года осуществлял масштабные покупки иностранной валюты в целях сдерживания роста реального эффективного курса рубля.

     В первые месяцы 2004 года высокое положительное  сальдо внешнеторгового баланса  и крупные заимствования российских компаний за рубежом обусловили значительный приток иностранной валюты в экономику. Несмотря на увеличение спроса на иностранную валюту для оплаты импорта и осуществления выплат  по корпоративному внешнему долгу, ее предложение на внутреннем рынке в указанный период в целом превышало спрос, что создавало предпосылки для укрепления рубля. В целях достижения баланса на внутреннем валютном рынке на текущих уровнях обменного курса в январе-феврале 2004 года Банк России осуществлял крупные покупки иностранной валюты (в основном в ценовом диапазоне 28,48-28,80 рубля за доллар США).

     В марте-апреле 2004года Банк России выступил нетто-продавцом иностранной валюты на внутреннем рынке в целях сглаживания резких колебаний курса, связанных с нестабильностью конъюнктуры мирового валютного рынка, а также ожиданиями участников внутреннего валютного рынка возобновления тенденции к номинальному ослаблению рубля к доллару США.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства в России