Кредитно-денежная политика государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование механизма кредитно-денежной политики, основных ее инструментов и направлений применения.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность кредитно-денежной политики как экономической категории, рассмотреть основные цели и виды кредитно-денежной политики, рассмотреть основные инструменты кредитно-денежной политики, выявить основные направления кредитно-денежной политики такие как: стабилизация курса национальной валюты, стабилизация инфляционных процессов, развитие национального рынка ссудного капитала.

Содержание

Введение_______________________________________________ стр.3

Глава 1. Сущность кредитно-денежной политики (КДП) в нацио-нальной экономике

1.1 Понятие кредитно-денежной политики___________________ стр.7

1.2 Цели кредитно-денежной политики в национальной экономике_ _______________________________________________________стр.23

Глава 2. Основные направления кредитно-денежной политики в России.

2.1 Стабилизация курса национальной валюты______________ стр.31

2.2 Стабилизация инфляционных процессов________________ стр.38

Заключение____________________________________________ стр.43

Список использованной литературы_______________________ стр.47

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     К числу основных показателей денежной массы относятся: уровень инфляции, скорость обращения денег, уровень спроса на денежную массу, динамика денежной массы, темпы роста денежной массы, уровень монетизации экономики (коэффициент монетизации), структура денежной массы, значение денежного мультипликатора, рассчитанного по денежной  базе в широком определении, динамика денежного мультипликатора, уровень спроса на кредитные ресурсы, скорость оборачиваемости денежных средств кредитных организаций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России, ликвидность в банковской системе, в том числе отношение остатков средств на корреспондентских счетах к депозитам нефинансового сектора экономики, объем остатков средств на корреспондентских счетах, объем депозитов коммерческих банков в Банке России.

        7) Прямые количественные  ограничения.                                                      

        Прямые  количественные ограничения относятся  к числу инстру-ментов, посредством   применения  которых  реализуются  административ-ные  методы денежно-кредитной политики.

     Под прямыми количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

     Установленные Банком России лимиты на рефинансирование, а также на проведение отдельных  банковских операций должны в равной степени касаться всех без исключения кредитных организаций. Это означает невозможность для Банка России установления соответствующих лимитов для отдельных кредитных организаций либо отдельных типов кредитных организаций.

     Применять прямые количественные ограничения  Банк России может только в исключительных случаях и в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики. При этом исключительность соответствующих случаев будет определяться Банком России только после консультаций с Правительством РФ.

     8) Эмиссия облигаций от своего имени.

     Купля-продажа  Банком России облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами относятся  к числу операций на открытом рынке.

     Осуществлять  от своего имени эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций, Банк России может только в целях реализации денежно-кредитной политики (а не с целью извлечения прибыли).

     Проведение  Банком России операций на открытом рынке, в том числе операций с облигациями  Банка России, направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики. Именно с этой целью и осуществляется эмиссия облигаций Банка России, а также проводятся операции с этими облигациями на вторичном рынке. Это обеспечит предоставление банкам надежного краткосрочного инструмента, который они могут использовать для управления собственной ликвидностью.

     Облигации Банка России являются краткосрочными ценными бумагами, предоставляющими их владельцу право на получение  основной суммы долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска. Доходом по Облигации является разница между ценой реализации (ценой погашения) и ценой покупки Облигации. Номинальная стоимость Облигации 1000 руб. Обслуживание и погашение выпусков Облигаций осуществляет Центральный банк РФ.

     Банк  России ежегодно не позднее 26 августа  представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

     Предварительно  проект  представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  РФ.

     Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

       Для регулирования количества  денег у центрального банка  есть три возможности:

     - проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее;

     - менять стоимость кредитов коммерческим  банкам; при ее снижении объем  кредитов, а, следовательно, и  количество денег возрастает, и наоборот;

     - определять   норму  минимального   резервного   покрытия:  чем   норма 

выше, тем  меньше кредитов могут предоставлять  коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении  денег.

     Какому  из перечисленных способов регулирования количества находящихся в обращении денег отдать предпочтение, зависит от структуры денежной базы  страны. Поскольку в США она состоит из государственных ценных бумаг, то Федеральная резервная система (ФСР) регулярно проводит операции на открытом рынке ценных бумаг. В активе Немецкого банка государственные ценные бумаги практически отсутствовали; поэтому основным методом корректировки денежной массы в ФРГ служили кредиты коммерческим банкам. Такая же ситуация  в настоящее время наблюдается в Европейском банке, который в качестве главного инструмента регулирования количества денег использует операцию РЕПО (Reporchase Agreement) - покупку ценных бумаг у коммерческих банков, которые обязуются выкупить их через определенное время (обычно через 2 недели) с процентом.

     Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного  рынка, поэтому его стараются  использовать как можно реже.

       Способ формирования предложения  денег в большинстве экономик  в течение прошлого века претерпел изменения фундаментального характера. Вплоть до последних десятилетий бумажные деньги широко не использовались. Вместо них в качестве денег использовались товары, обычно драгоценные металлы, например золото и серебро. Бумажные наличные деньги, если и существовали, были, как правило, конвертируемы в определенные драгоценные металлы по фиксируемому курсу. В условиях таких денежных систем изменения предложения денег в значительной мере  или даже в основном определялись производством драгоценных металлов. Напротив, при системе бумажных денег предложение денег определяется главным образом политикой правительства.

     Банковская  система в рыночной экономике  является обычно двухуровневой и  включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различных видов.

     Два основных свойства денег - высокая ликвидность  и сохранение ценности во времени - не в одинаковой  степени представлены в каждый конкретном виде платежных  средств. Наличные деньги или депозиты до востребования более ликвидны, чем сберегательные депозиты, но последние по сравнению с первыми более выгодны для сохранения ценности, поскольку при отсутствии инфляции они не только сберегают, но и увеличивают ценность. В связи с этим в денежной статистике всю денежную массу делят на агрегаты.

     Чаще  всего  в ней  выделяют четыре следующих агрегата:

     М0-банкноты и монеты, находящиеся в обращении  вне банковской системы (наличные деньги);

     М1-наличные деньги плюс вклады в коммерческих банках до востребования без депозитов  органов государственного управления;

     М2-сумма  М1 и среднесрочных (до 4 лет) вкладов  в коммерческих банках;

     М3-сумма  М2 и долгосрочных вкладов в коммерческих банках.

     В денежной статистике России в настоящее  время в агрегат М2 включается объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Феде6рации, т.е. агрегат М0 и все депозиты в отечественной валюте, кроме депозитов органов государственного управления. Вместо агрегата М3 в российской статистике используется агрегат "широкие деньги", который образуется путем добавления к агрегату М1 сберегательных депозитов и депозитов в иностранной валюте. Их сумму называют "квази-деньгами".

     В отличие от стран с развитыми  рыночными отношениями в современной  России в общей денежной массе  велика доля наличных денег. Это объясняется  сравнительно узким  спектром  предлагаемых отечественным денежным рынком активов, способных служить средством сохранения ценности в условиях  высокого уровня инфляции. Кроме того, наличные деньги в отличие от банковских депозитов обладают важным для многих свойством - они обеспечивают анонимность их владельца. Далее под деньгами  будем подразумевать денежный агрегат М1, поскольку наличные деньги и чеки  в любой момент и без дополнительных издержек можно использовать в качестве средств платежа.

     Таким образом, кредитно-денежная политика – это регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег, разрабатываемая и проводимая во взаимодействии с Правительством РФ Банком России.

       Основными инструментами и методами КДП Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 ЦЕЛИ  КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 

       Суть КДП сводится к тому, что  ЦБ регулирует экономику, определяя конечные и промежуточные цели и используя монетарные инструменты. При осуществлении ДКП выработаны некоторые основополагающие принципы, которые получили название монетарной конституции. К  числу этих принципов относятся:

     - эмиссия денег должна быть отделена от бюджетных проблем;

     - исключается монетизация дефицита  государственного бюджета и государственного  долга, крайне не желательно  прямое кредитование правительства   ЦБ;

     - КДП не должна решать задачи  фискальной политики.

     Практика  показывает, что ДКП может быть успешной при здоровой фискальной политике, ограничении государственных расходов, преодолении дефицита государственного бюджета.

     К конечным целям (таргетам) относятся  обеспечение экономического роста, полной занятости, стабильности цен  и равновесия платежного баланса.

     Поскольку КДП воздействует на реальный сектор экономики посредством регулирования  конъюнктуры денежного рынка, то для достижения конечных целей стабилизационной политики - построение "золотого четырехугольника" - центральному банку приходится реализовывать промежуточные цели в виде поддержания на определенном уровне количества денег, ставки процента или обменного курса национальной валюты. Как и конечные, промежуточные цели  денежной политики часто находятся в отношении субституции; отсюда возникает дилемма промежуточных целей. В закрытой экономике она сводится к вопросу, что следует выбирать центральному банку в качестве объекта регулирования - ставку процента или денежную массу? Если при изменении спроса на деньги не изменять их предложение, то будет колебаться ставка процента,  а для   поддержания   ставки   процента   на  неизменном   уровне

 необходимо  менять предложение денег вслед  за изменением спроса на них.

     До 70-х гг. ХХ в. в развитых странах  рыночной экономики преобладала практика поддержания стабильной ставки процента для предотвращения колебаний инвестиционного спроса, приводящих к возникновению конъюнктурных циклов. В 1970-х гг. ФРС США  и центральные банки западноевропейских стран переориентировались на стабилизацию денежной массы. Этому содействовали две причины: ускоренное развитие инфляции, переросшей в стагфляцию, и широкое распространение учения монетаристов о роли денег.

     Переориентация  денежной политики на стабилизацию количества находящихся в обращении денег  привела к усилению колебания ставки процента.

     Кроме того, в 1980-х гг. в связи с существенным обогащением ассортимента финансовых инструментов (финансовые инноваций) и  глобализацией валютных операций обнаружилась нестабильность спроса на деньги.  Поэтому  с 1980-х гг. стала проводиться более свободная денежная политика, в ходе которой выбор промежуточной цели определяется текущей экономической конъюнктурой. В 1990-х гг. во многих странах основной целью денежно-кредитной политики стало удержание темпов инфляции в заранее провозглашенных пределах (тагретирование инфляции).

     Центральный банк РФ в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2002 год" определил свои цели следующим образом:  "Денежно-кредитная  политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов.  Первый - это продолжение применения элементов метода  целевой инфляции. Второй - использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства в России