Кредитно-денежная политика государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование механизма кредитно-денежной политики, основных ее инструментов и направлений применения.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность кредитно-денежной политики как экономической категории, рассмотреть основные цели и виды кредитно-денежной политики, рассмотреть основные инструменты кредитно-денежной политики, выявить основные направления кредитно-денежной политики такие как: стабилизация курса национальной валюты, стабилизация инфляционных процессов, развитие национального рынка ссудного капитала.

Содержание

Введение_______________________________________________ стр.3

Глава 1. Сущность кредитно-денежной политики (КДП) в нацио-нальной экономике

1.1 Понятие кредитно-денежной политики___________________ стр.7

1.2 Цели кредитно-денежной политики в национальной экономике_ _______________________________________________________стр.23

Глава 2. Основные направления кредитно-денежной политики в России.

2.1 Стабилизация курса национальной валюты______________ стр.31

2.2 Стабилизация инфляционных процессов________________ стр.38

Заключение____________________________________________ стр.43

Список использованной литературы_______________________ стр.47

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 209.00 Кб (Скачать)
">     Важную  роль среди процентных ставок Банка  России играет ставка рефинансирования. Изменяя в зависимости от экономической ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывает влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на измене-ние текущей ситуации на межбанковском рынке.

     Ставки  по кредитам "овернайт" и внутридневным  кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения оперативного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке.

       Ломбардная ставка применяется для получения денежных средств под высоколиквидные финансовые активы. Банк России проводит ломбардные аукционы. Ставка по ломбардным аукционам при сложившем-ся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям с облигациями Банка России с банками, при проведении кото-рых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности.

     Под депозитами понимаются все срочные  и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Источники  средств, помещенные на депозиты, разнообразны - средства на счетах предприятий, государ-ственных учреждений, счетах заработной платы рабочих и служащих, ко-торые временно не используются. Как инструмент регулирования депозитные ставки ЦБ РФ стали применяться с 1996 г. Особенность данной ставки состоит во временном привлечении свободных ресурсов коммерческих банков на депозитные счета ЦБ РФ с целью ограничения остатков на корреспондентских счетах и их перетока на другие сегменты финансового рынка. 

     Повышая данную ставку, ЦБ РФ может ограничить воздействие наиболее ликвидных  активов на финансовый рынок. При этом не происходит расширения денежной массы, меняется лишь соотношение агрегатов и ограничивается ликвидность безналичных денег.

     Устанавливаемые Центральным банком РФ процентные ставки по своим операциям оказывают  все более значительное влияние  на общий уровень ставок межбанковского кредитного рынка и на величину процентов по кредитам, предоставляемым нефинансовым предприятиям и организациям.

     В среднесрочной перспективе Банк России будет строить процентную ставку таким образом, чтобы:

содействовать формированию объективного уровня процентных ставок в экономике с целью регулирования совокупного спроса в соответствии с ориентирами КДП, на основе анализа влияния процентных ставок по своим инструментам на ставки денежного рынка и уровень доходности других секторов финансового рынка, ставки по кредитам реальному сектору, а также на экономическую динамику определить вид ставки, оказывающей наиболее значимое влияние на экономику.

        2) Нормативы обязательных  резервов, депонируемых  в Банке России.

     Обязательные резервы (резервные требования) - один из основных инструментов осуществления КДП Банка России - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

     Другими словами, государство обязывает  все банковские учреждения держать  определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах Центрального банка, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов. Установление норм обязательных резервов решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности банковской системы), социальные (они дают гарантию от полного разорения вкладчиков) и другие задачи.

     Хранение  обязательных минимальных резервов в Центральном банке РФ введено в 1990 году. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России.

     Размер  обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной  организации, а также порядок  их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20%  обязательств кредитной организации. В России Закон о Центральном банке предоставляет Центральному банку возможность гибко изменять обязательную норму банковского резервирования.

     Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, производится территориальным учреждением (расчетно-кассовым центром) Банка России по месту нахождения головной кредитной  организации в целом по кредитной  организации, включая филиалы, находящиеся на территории России.  

     Банк  России намерен в будущем воздерживаться от повышения нормативов обязательных резервов. Вместе с тем Банк России продолжит работу по совершенствованию  действующего механизма обязательного  резервирования и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, в рамках законодательства Российской Федерации. 

        3) Операции на открытом  рынке.

     Операции  на открытом рынке являются важнейшим  направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

     Проведение  Банком России операций на открытом рынке  обычно направлено на регулирование  ликвидности банковской системы  для достижения целей кредитно-денежной политики.

     С этой целью осуществляется эмиссии  облигаций Банка России, также  проводятся операции с этими облигациями  на вторичном рынке, что обеспечивает предоставление банкам надежного краткосрочного инструмента, который они могут  использовать для управления собственной ликвидностью.

     Операции  на открытом рынке осуществляются, как правило, через аукционную продажу  и более эффективны в период повышения  уровня инфляции.

        4) Валютные интервенции.

     Под валютными интервенциями Банка  России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

     Каждая  национальная валюта имеет денежную цену в единицах другой страны, т.е. валютный курс. Выделяют следующие  курсообразующие факторы:

     1) Темп инфляции. Соотношение валют  по их покупательной способности  (паритет покупательной способности)  служит своеобразной осью валютного  курса. Поэтому валютный курс  влияет на темп инфляции. Чем  выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы.

     2) Состояние платежного баланса.  Активный платежный баланс, как  правило, способствует повышению  курса национальной валюты, так  как увеличивается спрос на  нее со стороны иностранных  должников, и наоборот.

     3) Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирма и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты.

     4) Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах.

     5) Степень доверия к валюте на  национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием  экономики и политической обстановкой  в стране, а также рассмотренными  выше факторами, оказывающими  влияние на валютный курс.

     Таким образом, формирование валютного курса - сложный многофакторный процесс, обусловленный  взаимосвязью национальной и мировой  экономики и политики. Поэтому  при прогнозировании валютного  курса учитывают курсообразующие  факторы и их неоднозначное влияние на соотношение валют в зависимости от конкретной ситуации.

     За  последние годы страны, пережившие валютно-финансовые кризисы, были вынуждены  пересмотреть свое отношение к методам  валютного регулирования и валютного  контроля и ужесточить меры, направленные на защиту внутреннего рынка от миграции спекулятивных капиталов.

     В России, как и в других странах, переживших кризисы, жесткое валютное регулирование и валютный контроль, по пути расширения которых пошел  ЦБ РФ в условиях кризиса августа 1998 года, используются для ограничения утечки капиталов и одновременного поддержания валюты на внутреннем рынке.  

     Основным  принципом политики валютного курса  является рыночное курсообразование с  использованием режима плавающего курса  рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику.

     Использование режима плавающего курса не предполагает установления количественных ориентиров курсовой динамики. Политика валютного курса направлена на сглаживание курсовых колебаний и накопление золотовалютных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного долга.

     Политика  валютного курса осуществляется с учетом мониторинга широкого круга  индикаторов состояния международных  финансово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры. При этом меры политики валютного  курса должны быть направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлекательности вложений в российские финансовые активы.

     В настоящее время сохраняется  необходимость использования механизма  гибкого курсообразования для адаптации экономики к возможным внешнеэкономическим шокам, связанным с нестабильностью мировых цен на основные товары российского экспорта, а также к новым реалиям мирового валютно-финансовой системы, в том числе к переходу стран Экономического и валютного союза (ЭВС) к единой валюте - евро.

     Усилия  Банка России направляются на дальнейшее развитие внутреннего валютного  рынка, обеспечение равных возможностей доступа на него всех экономических  агентов, а также устранение несбалансированности спроса на иностранную валюту и ее предложения.

     Учитывая  тенденцию к постепенному смещению объема  конверсионных операций в сторону прямых сделок между  банками, что отвечает мировой практике, Банк России предполагает увеличить  объем своих операций на межбанковском сегменте рынка при сохранении участия в торгах ЕТС и в СЭЛТ ММВБ.

     Введение  в обращение евро  в условиях преимущественной ориентации внешнеэкономических  связей России на страны ЭВС может  обусловить определенный рост оборота  операций рубль/евро. По мере развития указанной тенденции  операции Банка России на данном сегменте будут играть все более заметную роль.

     Продолжается  развитие и совершенствование системы  валютного регулирования и контроля. При этом Банк России предполагает предпринимать дальнейшие меры по либерализации климата в стране. Одновременно особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на сокращение утечки капитала из страны.

        6)  Установление ориентиров  роста денежной  массы.

     Банк  России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

     Денежная  масса - это совокупность наличных и  безналичных покупательных и  платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг  в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства в России