Кредитная система страны, ее структура, принципы функционирования и особенности развития в рыночных условиях на примере Республики Белар

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Вступление Республики Беларусь в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы - максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 7
1.1 Развитие кредитных отношений в национальной экономике: исторический аспект. 7
1.2 Сущность и структура кредитной системы 9
1.3 Роль кредита в рыночной экономике 14
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНОРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ И ЕГО СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ 16
2.1 Механизм функционирования кредитной системы 16
2.2 Состояние и проблемы совершенствования кредитного механизма регулирования национальной экономики 20
2.3 Классификация и принципы банковского кредитования 22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 26
3.1 Оценка социально-экономического положения и перспективы развития кредитных отношений 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа по макро.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

          Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, либо покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты. Наиболее высокий уровень развития ипотечного кредита -  в США, Канаде, Англии.[16, с.253]

          Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом государственные облигации покупают население, юридические лица, различные предприятия и компании.[16, с.273]

          Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.[16, с.271]

    Ростовщический  кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки. Особенность этого кредита - чрезвычайно высокие проценты (от 30 до 200 и выше) .

    Одной из важных составляющих кредитного рынка  является рынок межбанковских кредитов (МБК). Значение рынка МБК состоит в том, что коммерческие банки могут пополнять свои кредитные ресурсы за счет ресурсов других банков. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в финансовом отношении коммерческие банки, у которых всегда есть излишек ресурсов. Чтобы эти ресурсы приносили доход, банки стремятся разместить их в других банках-заемщиках. Кроме солидных, финансово устойчивых банков, свободными кредитными ресурсами обладают банки, находящиеся в стадии развития, так как  они пока еще испытывают недостаток в клиентуре.[20]

    Сроки возмещения кредитных ресурсов самые различные. В международной практике наиболее распространены депозиты сроком 1, 3 и 6 месяцев. Ставка МБК, как правило, ниже процентных ставок по кредитам, предоставленным хозяйственникам. Причиной привлечения кредитных ресурсов банком-заемщиком из других банков являются удовлетворение потребности своих клиентов в заемных средствах, т.е. расширение своих кредитных вложений, и необходимость регулирования банковской ликвидности.

    Межбанковские кредиты начинают играть все большую роль в формировании ресурсов коммерческих банков. Однако у них имеются существенные недостатки - отсутствие оперативности в перераспределении средств, ограниченность в размерах и сроках. Ликвидировать эти недостатки можно благодаря привлечению ресурсов Национального Банка как кредитора “в последней инстанции” или, как еще говорят, кредитора “последней руки”. Именно этот банк осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики страны и в зависимости от направления кредитной политики строит свои отношения с коммерческими банками. Национальный банк проводит по отношению к коммерческим банкам политику, направленную на расширение или сокращение ими объемов кредитных вложений. При этом используются такие инструменты, как изменение уровня учетной ставки, размера минимальных требований по обязательному резервированию части привлеченных банками ресурсов, объема операций, проводимых на открытом рынке. Использование НБ того или иного метода регулирования или же их совокупность зависит от степени развития рыночных отношений в данной стране.[17, с.365]

    Существенное  значение имеет также рынок ценных бумаг, как составная часть рынка  ссудных капиталов. Первоначальной формой фиктивного капитала являлись облигации государственных займов в период домонополистического капитализма  и “свободной конкуренции”. Трансформация капитализма в государственно-монополистический, сопровождавшаяся образованием и ростом акционерных обществ, способствовала появлению нового вида ценных бумаг - акций. Сейчас структура фиктивного капитала складывается из трех основных элементов: акций, облигаций частного сектора и государственных облигаций.

    Для привлечения заемного капитала акционерные  коммерческие банки могут выпускать  собственные долговые обязательства - облигации. Облигации коммерческих банков - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между владельцем облигации (кредитором) и банком, выпустившим их. Средства, мобилизованные банком на основе выпуска облигаций, считаются заемными в отличие от остатка денежных средств на счетах клиентов, которые в банковской практике называются привлеченными. При выпуске облигаций банк играет активную роль, инициатива выпуска принадлежит ему, в то время как при привлечении вкладов роль банка пассивна.

    От  депозитных и сберегательных сертификатов и банковских векселей облигации банка отличаются, во-первых, сроком выпуска (они не могут выпускаться на срок менее 1 года), во-вторых, порядком выпуска. К акционерным банкам, выпускающим облигации, предъявляются такие же требования, что и при выпуске акций.

    Банковские  облигации в не получили широкого распространения. Однако в других странах облигации банков - наиболее популярный вид ценных бумаг. Так, в Германии, например, банки выпускают наибольшее число облигаций, значительная часть которых обеспечивается залогом или государственными гарантиями. На основе выпуска собственных облигаций немецкие банки формируют устойчивые среднегодовые долгосрочные ресурсы, но чтобы получить право на их выпуск, они должны выполнить целый ряд условий.[13]

 

2.2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

    Кредитная политика, направленная на изменение  количества денег, находящихся в  обращении, является действенным средством  государственного регулирования национальной экономики. В этой связи цели экономической политики нашего государства соответственно становятся долгосрочными целями кредитной политики. Среди этих целей следует выделить: достижение полной занятости (по крайней мере, сведение безработицы к минимуму), а это значит – обеспечение экономического роста; обеспечение стабильности цен и контроль над инфляцией; обеспечение активного сальдо платежного баланса при росте его составляющих.

    Однако  эти цели нередко выступают в  определенное противоречие друг с другом. Например, полная занятость способствует потребительского спроса, который в свою очередь может вызвать рост инфляции из-за несоответствия предложения спросу. В свою очередь снижение спроса правительственными мерами, помогая преодолеть эти трудности, может увеличить безработицу. Следовательно, решение проблем кредитной политики требует действовать осмотрительно, оптимизировать последствия и в основном придерживаться золотой середины.

    Контроль  над  движением денег осуществляется двумя путями: через цены на деньги – регулирование процентных ставок – и с помощью регулирования общего объема предложения денег, т.е. регулирования эмиссии, объема денежной массы.

    Среди факторов, оказывающих влияние на объем национальной денежной массы, следует выделить, с одной стороны, денежную эмиссию, с т.е. выпуск бумажных денег в обращение Центральным (Национальным) банком страны (экспансионистская денежная политика) и , с другой стороны, изъятие части денег из обращения (рестриктивная денежная политика). Это соответственно первое и второе направления кредитной политики.

    Первоочередная  задача кредитной политики при переходе к рыночной экономике – это  поглощение избыточной ликвидности, т.е. избавление от избыточной денежной массы. Мировой банк предлагает несколько  подходов к решению этой проблемы:

   - конфискацию или замораживание части финансовых активов населения и предприятий.

   - продажу основного капитала и ценных бумаг (акций и облигаций) государственных предприятий.

   - уменьшение реальной стоимости  финансовых активов путем повышения  цен на деньги.

    Третьим направлением кредитной политики является повышение эффективности финансово-банковской системы на основе совершенствования организации труда и методик банковских операций, организация управления деятельностью коммерческих банков и взаимодействия их с Национальным банком и субъектам хозяйствования

      Как известно, кредитная политика  в Республике Беларусь проводится  при помощи ставок рефинансирования  Национального банка Республики  Беларусь, минимальных резервных  требований, операций на открытом  рынке, установления нормативов контроля над банковской деятельностью.

    Все эти инструменты взаимосвязаны.

    Как показывают исследования, проблема неплатежей, дебиторская задолженность начинает подменять функцию денег, а кредиторская задолженность – функцию кредита.

    В отличие от рублевых кредитов процентные ставки за инвалютные кредиты являются положительными и более высокими. Соответственно ставки процентов по инвалютным депозитам являются также положительными и более высокими. Это ведет к перекачке рублевых средств в валюту, к долларизации экономики, что способствует оттоку сбережений населения из банковской системы, накоплению валютных средств у населения, которые из-за недоверия банкам не инвестируются в развитие экономики.

    В целях повышения темпов развития национальной экономики и соответственно сокращение безработицы в условиях неполной загрузки ресурсов (что имеет место в отраслях экономики нашей страны) представляется целесообразным в краткосрочном периоде использовать механизм более  мягкой политики относительно “дешевых” денег. Суть этой политики сводится к увеличению денежного предложения. Это позволит уменьшить процентную ставку и повысить инвестиционную деятельность предприятий, а также снизить курс национальной валюты, увеличить чистый экспорт. Однако в долгосрочном периоде политика “дешевых” денег, как правило, вызывает рост инфляции.

    В целях снижения инфляции целесообразно на определенном этапе использовать политику “дорогих” денег, которая уменьшит денежное предложение, но снизит инвестиционную активность предприятий и снизит курс национальной валюты. При этом уменьшиться совокупный спрос, что будет сдерживать рост цен.

    Таким образом, только путем сочетания  жесткой кредитной политики и  селективной политики государства  по поддержке конкурентоспособных  производств реального сектора экономики можно регулировать процессы увеличения ВВП, снижения безработицы и инфляции. Учитывая высокий уровень инфляции в Республике Беларусь, приоритет в предлагаемом сочетании нужно отдать жесткой денежно-кредитной политике. Она должна быть сориентирована на достижение конкретных целей с усилением акцентов проведения политики по следующим направлениям:

    – первое и постоянное действующее  направление – это борьба с  инфляцией;

    – второе – адаптация банковской и  производственной сфер к работе в  рыночных условиях;

    – третье – переориентация кредитных  потоков, прежде всего на цели развития реального сектора экономики.

 

2.3 КЛАССИФИКАЦИЯ И  ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО  КРЕДИТОВАНИЯ

    В рыночных условиях хозяйствования основной формой кредита является банковский кредит, т.е. кредит, предоставляемый коммерческими банками разных типов и видов. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются предприятия и организации, население, государство и сами банки. Как известно, в кредитной сделке субъекты кредитных отношений всегда выступают как кредиторы и заемщики. Кредиторами являются лица (юридические и физические), предоставившие свои временно свободные средства в распоряжение заемщика на определенный срок.

    Заемщик - сторона кредитных отношений, получающая средства в пользование (в ссуду) и обязанная их возвратить в установленный срок. Что касается банковского кредита, то субъекты кредитных сделок здесь обязательно выступают в двух лицах, т.е. как кредитор и как заемщик. Это связано с тем, что банки работают в основном на привлеченных средствах и, следовательно, по отношению к предприятиям и организациям, населению, государству - владельцам этих средств, помещенных на счетах в банке, выступают в качестве заемщиков. Перераспределяя сосредоточенные у себя ресурсы в пользу нуждающихся в них, банки выступают как кредиторы. То же самое наблюдается и относительно другой стороны кредитных сделок - населения, хозяйства, государства; помещая на счетах в банке свои денежные средства, они выступают в роли кредитора, а испрашивая ссуду, превращаются в заемщиков.[18, с.239]

Информация о работе Кредитная система страны, ее структура, принципы функционирования и особенности развития в рыночных условиях на примере Республики Белар