Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика проводимой в коммерческих банках кредитной политики, определение возможных направлений ее совершенствования, а также основные этапы кредитования юридических лиц и анализ их кредитоспособности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение сущности кредитной политики банка
Изучение порядка разработки и утверждения кредитной политики
Определение необходимости кредитной политики в деятельности банка
Изучения порядка выдачи кредита юридическим лицам
Рассмотрение порядка анализа кредитоспособности юридического лица
Основная цель анализа кредитоспособности - определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора.
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, каждый из которых должен быть оценен и изучен (Приложение № 11). Большая часть анализируемых на практике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период или на какую-то отчетную дату. Кроме того, применяется множество методов и подходов для оценки кредитоспособности предприятия, не исключающих друг друга, а дополняющих в комплексе и делающих оценку кредитоспособности заемщика более соответствующей реальности.
Для примера рассмотрим методику определения кредитоспособности заемщика, применяемую в Сберегательном Банке РФ.
При данной методике для определения кредитоспособности заемщика проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков.
Оценка финансового
состояния заемщика производится с
учетом изменения финансового
Методика, используемая Сбербанком РФ, основывается на определении класса кредитоспособности заемщика. Для определения класса необходимо рассмотреть 5 коэффициентов:
Данные 5 коэффициентов являются основными при оценке финансового состояния заемщика.
Оценка результатов
расчета коэффициентов
После вычисления основных коэффициентов, необходимо разбить их на категории в зависимости от фактического значения (Приложение № 12).
Для примера рассчитаем сумму балов ОАО «ТрансКонтейнер» на конец отчетного периода на основании данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках на 30 сентября 2009 года (Приложение № 13).
Расчеты коэффициентов К1, К2, К3, К4, К5 (Приложение № 14)
На основании рассчитанных показателей определяем категорию заемщика по каждому коэффициенту с помощью таблицы разбивки на категории и составляем таблицу расчета суммы баллов:
Таблица № 1
Таблица расчетов суммы баллов при анализе кредитоспособности юридического лица
Показатель |
Фактическое значение |
Категория |
Вес показателя |
Расчет суммы баллов |
К1 |
0,075 |
2 |
0,11 |
0,22 |
К2 |
1,33 |
1 |
0,05 |
0,05 |
К3 |
1,56 |
1 |
0,42 |
0,42 |
К4 |
0,7 |
1 |
0,21 |
0,21 |
К5 |
0,07 |
2 |
0,21 |
0,42 |
Итого |
- |
- |
1 |
1,32 |
Формула расчета суммы баллов S имеет вид:
S = 0, 11*Категория К1 + 0, 05* Категория К2 + 0, 42*Категория К3 + 0, 21*Категория К4 + 0,21*Категория К5
Оценка результатов расчетов этих показателей основана на сравнении их значений в динамике. В данном случае для примера были рассчитаны показатели за один отчетный период.
В соответствии с рассчитанной суммой баллов, заемщика относят к одному из 3 классов:
На основании рассчитанного примера можно сделать вывод, что ОАО «ТрансКонтейнер» относится ко второму классу заемщиков, так как сумма рассчитанных баллов равна 1.36 и значение коэффициента К5 находится на уровне, установленном для второго класса кредитоспособности, то есть кредитование подобного заемщика требует взвешенного подхода.
Однако оценка
финансового состояния не является
конечным результатом анализа
Качественный анализ заемщика основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные Заемщиком, подразделением безопасности и информация базы данных.
При качественном анализе заемщика оцениваются такие риски, как:
При отрицательном влиянии этих факторов рассчитанный предварительно рейтинг (сумма балов) может быть снижен на один класс.
2.3.Формирование резерва на
Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального Банка РФ № 254-П « О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
Резерв формируется кредитной организацией при обесценении ссуды (ссуд), то есть при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения).
Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска и обособленных в целях формирования резерва (далее – портфель однородных ссуд) в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков, ссуды, предоставленные которым включены в портфель однородных ссуд.
При формировании резерва кредитные организации определяют размер расчетного резерва, то есть резерва, отражающего величину потерь кредитной организации по ссуде, которые должны быть признаны при соблюдении определенного порядка оценки факторов кредитного риска без учета факта наличия и качества обеспечения по ссуде.
В целях определения размера расчетного резерва в связи с
действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании
профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества:
I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие
кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);
II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный
риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо
ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее
обесценение в размере от одного до 20 процентов);
III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);
IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);
V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.
Ссуды, отнесенные ко II - V категориям качества, являются обесцененными.
Резерв формируется в пределах суммы основного долга (балансовой стоимости ссуды) в валюте Российской Федерации независимо от валюты ссуды.
Оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения за исключением некоторых случаев.
Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика.
Финансовое положение
заемщика оценивается в соответствии
с методикой (методиками),
утвержденной (утвержденными)
внутренними документами
Финансовое положение заемщика:
В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.
Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:
своевременно и в полном объеме;
долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе: по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - до пяти календарных
дней.
Обслуживание долга по ссуде не может быть признано хорошим, если:
(или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе: по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - от шести до 30 календарных дней включительно.
Обслуживание долга признается плохим, если:
Определение категории качества ссуды (определение вероятности обесценения ссуды) в отсутствие иных существенных факторов, принимаемых во внимание при классификации ссуды, осуществляется с применением профессионального суждения на основе комбинации двух классификационных критериев - финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга. (Приложение № 15).