Контрольная работа по «Организация учетно-операционной деятельности»

Автор: x**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса организации учетно-операционной деятельности в банке.
Необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность учетно-операционной деятельности в банке;
- раскрыть организацию бухгалтерской работы в банке;
- изучить структуру учетно-операционного аппарата;
- проанализировать организацию документооборота в банковской деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Сущность учетно-операционной деятельности в банке 4
2. Организация бухгалтерской работы в банке 8
3. Структура учетно-операционного аппарата 12
4. Организация документооборота в банковской деятельности 14
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Организация учетно-операционной деятельности (контр).doc

— 116.50 Кб (Скачать)

       Учетно-операционный аппарат состоит, как правило, из ответственных исполнителей, а в  необходимых случаях — из операционных бригад. Ответственными исполнителями  назначаются наиболее подготовленные работники, имеющие достаточный опыт работы в банке. Они проверяют и оформляют для отражения в учете документы, поступающие в банк от клиентов, филиалов и других банков. Все счета бухгалтерского учета распределяются между ответственными исполнителями так, чтобы обеспечить систематический контроль, предотвратить задержки в обработке и оформлении документов и обеспечить равномерную нагрузку на каждого работника.

       Операционные  группы создаются в крупных банках; это позволяет повысить производительность труда, ускорить документооборот, усилить внутренний контроль и обеспечить взаимозаменяемость работников. Общее руководство в группе возлагается на более опытного работника, который организует работу и контролирует своевременность оформления операций. Руководитель группы несет ответственность за работу всей группы.

       Распределение счетов и обязанностей между ответственными исполнителями и операционными  бригадами - прерогатива главного бухгалтера.

       Ответственные исполнители ведут расчетное  и кассовое обслуживание клиентов, имеют право оформлять и подписывать расчетные документы, лицевые счета. В течение дня они перечисляют деньги в установленной очередности и в пределах остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов. С этой целью ведется оперативный учет состояния соответствующих счетов.

       Обязанности операциониста следующие: прием  от клиентов (их представителей) расчетно-денежных документов; оформление приходных кассовых операций; прием чеков, выдача клиенту  контрольной марки принятого  чека, проверка в установленном порядке  личности получателя денег; разъяснение правил оформления расчетно-денежных документов, а также других вопросов; выдача под расписку платежных поручений, акцептованных банком, документов по аккредитивам, а также выписок из лицевых счетов, приложений к ним и других документов клиентам.

       В обязанности оператора подразделения  автоматизации учета входит: сверка документов аналитического и синтетического учета; формирование и подсчет мемориальных документов; подсчет процентных чисел  по лицевым счетам и начисление процентов; выполнение разного рода подсчетов и составление сводных ордеров и описей бухгалтерского оформления операций.

       В этом подразделении составляется отчетность банка, поэтому оператор должен также  выполнять распечатку лицевых счетов и проверочных ведомостей остатков средств на лицевых счетов по состоянию на первое число месяца, составлять ежедневный баланс остатков средств на счетах, составлять сводные ордера и ведомости, заполнять ведомости отчетности. 

       Контролер руководит работой операционной группы (бригады), а именно: проверяет правильность надписей на чеках и расходных ордерах; подписывает документы и выписки из лицевых счетов (контрольная подпись); ведет кассовые расходные журналы, сверяет их итоги с кассой; проверяет правильность сверки данных аналитического и синтетического учета; проверяет отчетность бригады.

       Важное  место в каждодневной деятельности банка отводится внутреннему  контролю, который подразделяется на предварительный (до составления баланса) и последующий (после составления  баланса).

       Предварительный контроль ведется посредством контрольных подписей. Главный бухгалтер обязательно подписывает документы, содержащие информацию о движении по счетам фондов банка, иностранной валюты (или начальник валютного отдела), драгоценных металлов, а также информацию о подкреплении и излишках кассы, о прибылях и убытках. Он также подписывает документы по внебалансовым долгам, списываемым в убыток, ордера на закрытие клиентских счетов, на исправление ошибок в учете, кассовые документы и некоторые другие.

       Контрольные подписи ответственных исполнителей ставятся на расчетно-кассовых документах, при списании средств со счетов клиентов, при выдаче чековых книжек и акцептованных поручений, на документах по операциям без акцепта и документах кредитного отдела, по операциям на счетах для учета вкладов граждан.

       Обязательной  частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль. Главный  бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны систематически проводить  последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. В ходе таких проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения учета и приниматься меры к устранению недостатков.

       В штат учетно-операционного аппарата обычно входят работники, задача которых - последующий контроль сделанных бухгалтерских проводок, включая кассовые. Так, все бухгалтерские операции, проведенные в предыдущий день, должны быть проверены в течение следующего рабочего дня на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета. Проверяется наличие подписи уполномоченного работника банка на соответствующих документах, правильность перенесения в лицевые счета соответствующих реквизитов и сумм документов, входящих остатков и выведения исходящих остатков, правильность оформления документов, совершения исправительных записей, если они делались, и др. О проведенной проверке делается запись в бухгалтерском журнале.

       Результаты  последующих проверок оформляются  справками. Руководящие работники банка обязаны в пятидневный срок после получения такой справки лично рассмотреть ее в присутствии сотрудников бухгалтерии и принять адекватные меры.

       Банки обязаны хранить свою бухгалтерскую  документацию (первичные учетные  документы, регистры учета и отчетность) в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка.

 

Заключение 

     Внутрибанковский  контроль за совершенными операциями подразделяется на предварительный (до составления баланса) и последующий (после составления баланса). Особенно важен своевременный предварительный контроль, который осуществляется через контрольные подписи.

     Все бухгалтерские операции, совершенные  за предыдущий день, должны быть полностью  проверены в течение следующего рабочего дня на основании первичных  документов, записей в лицевых  счетах и других регистрах бухгалтерского учета.

     Контроль  осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а  также на всех этапах обработки учетной  информации, совершения операций и  отражения их в бухгалтерском  учете.

     Контроль  должен быть направлен на: обеспечение сохранности средств и ценностей; соблюдение клиентами положений по оформлению документов; своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление или выдачу средств; перечисление или зачисление, в точном соответствии с реквизитами, средств, указанными в платежных (расчетных) документах, принимаемых к исполнению.

     Методы  и технические средства для осуществления  внутреннего контроля определяет сама кредитная организация, исходя из условий  работы, характера операций и их объема.

     Контроль  может обеспечиваться программным  путем, а также применением кодов, паролей и иных средств.

     По  операциям, требующим дополнительного  контроля, не допускается их единоличное  исполнение одним работником бухгалтерии. Организация контроля и повседневное наблюдение за осуществлением контроля возлагается на главного бухгалтера.

 

Список литературы 

  1. Ахматова  О. Бухгалтерский учет в банках: Конспект лекций/ О. Ахматова - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 317 с.
  2. Герасимова Е.Б., Тишина Л.С., Унанян И.Р. Учет в банках. - М.: Форум, 2009. - 336 с.
  3. Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник / Е. П. Жарковская, 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2006. - 452 с.
  4. Капаева Т. И. Учет в банках: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.
  5. Курсов В.Н. Бухгалтерский учет в коммерческом банке: Новые типовые бухгалтерские проводки операций банка: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев. - 13-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 280 с.
  6. Усталова Л.В., Сероштан М.С., Арская Е.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. Учебник / Усатова Л. В., Сероштан М. С., Арская Е. В. - М: «Издательский дом Дашков и К», 2009. – 403 с.

Информация о работе Контрольная работа по «Организация учетно-операционной деятельности»