Контрольная работа по "Деньги, кредит, банки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Характеризуя эволюцию денег, многие экономисты указывают на связь истории денежных знаков в любой их форме и истории инфляции. Однако собственно деньги появились задолго до того, как придумали слово «инфляция». Более или менее общепринятые эквиваленты денег появились за 2-3 тысячи лет до н.э. У кочевников роль денег выполнял скот, у земледельцев - ценные растительные культуры, у охотников - шкуры зверей. На территории современной Германии в первом тысячелетии до н.э. был в ходу крупный рогатый скот. В Древней Руси расплачивались шкурками белок и куниц. В Мексике использовали сахар и какао-бобы, в Перу и в Боливии - перец, в Монголии - чай. Самой известной валютой древности были морские раковины каури; их находили не только по месту вылова - в Индии, Африке, но даже в скифских и славянских поселениях.

Содержание

1. Теоретическая часть
1. 1. Деньги: происхождение, сущность, виды, функции.
1.2. Кредитная система РФ. Эволюция кредитной системы.
2. Практическая часть
Задача №1
Задача №2
3. Список использованной литературы и источников

Работа содержит 1 файл

дкб+1+в.docx

— 125.23 Кб (Скачать)

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем  уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные  планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между  своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и  осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление  ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. 
Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер  банковской реорганизации 1987 г. можно  назвать упорядочение безналичных  расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов  товарно-материальных ценностей, а  также выдачи кредитов на восполнение  утраченных собственных оборотных  средств, приостановление изъятия  излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы  в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных  отраслей промышленности. В течение  первого периода 1988-1989 гг. было создано  около 150 коммерческих и кооперативных  банков. Начала вырисовываться новая  двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и  кооперативные банки - второй ярус.

В середине 1990 г. в связи  с объявлением правительством программы  перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается  в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе  отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в  которые должны быть преобразованы  также созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные  органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие 
"кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой  кредитной системы практически  полностью перешла в программу  союзного правительства " Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой, по сути, подразумевалось создание новой кредитной системы.

В конце 1990 г. Верховным Советом  СССР был принят закон " Закон  о 
Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), 
Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем  установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой  сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Специализированные банки  были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно - финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и др.

Одновременно было создано  несколько инвестиционных компаний и банков. 
К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы  Российской Федерации на конец 1992г.

I. Центральный банк РФ;

II. Банковская система:

. коммерческие банки;

. сберегательный банк  РФ;

III. Специализированные небанковские  кредитные институты:

. страховые компании;

. инвестиционные фонды;

. прочие.

Нынешняя структура кредитной  системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно  развитых стран. Но дело в том, что  наиболее слабым звеном новой кредитной  системы является третий ярус. Он представлен  в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное  функционирование рынка капиталов  и его второго элемента - рынка  ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой  приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать  развитие третьего яруса кредитной  системы.

Новая банковская система  пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы  на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. 
Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать  сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами  всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая  база; отсутствие конкуренции; недоступность  услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались  дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено  расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало  около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое  количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура  кредитной системы России значительно  отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы  Российской Федерации на конец 1994г.

I. Центральный банк;

II. Банковская система:

. коммерческие банки;

. сберегательные банки;

. ипотечные банки;

III.Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

. страховые компании;

. инвестиционные фонды;

. пенсионные фонды;

. финансово-строительные  компании;

. прочие.

Новая структура кредитной  системы стала в большей степени  отражать потребности рыночного  хозяйства и все больше приспосабливаться  к процессу новых экономических  реформ.

 

Эволюция  кредитной системы и ее этапы

Эволюцию кредитной системы  России можно разделить на два  периода:

· Дореволюционный;

· Послереволюционный.

Развитие кредитной системы  до революции делят еще на два  этапа:                  1773-1860 г.г. и 1860-1917 г.г.

Кредитные учреждения России до 19 столетия

Начало первых попыток  устройства в России государственных  кредитных учреждений относится  к правлению императрицы Анны Иоанновны. Своим указом она повелевала в 1733 г. открыть ссуды из Монетной конторы. Однако кредитные операции Монетной конторы были очень незначительны  и вскоре были прекращены.

Более существенные попытки  были осуществлены при императрице  Елизавете Петровне, дочери Петра I.

13 мая 1754 г. указом императрицы  учреждаются Государственные Заемные  Банки для дворянства (Дворянские  Банки) в Москве и                        С. - Петербурге при Сенате и Сенатской конторе.

Этим же указом учреждается  Купеческий банк в С. - Петербурге при  Коммерц-Коллегии.

Дворянские банки выдавали ссуды, из 6% годовых, сроком на год, под  залог:

1) золота, серебра, алмазных  вещей и жемчуга - в размере  1/3 стоимости;

2) недвижимых имений, сел  и деревень с людьми и со  всеми угодьями, полагая по 50 руб.  на 50 душ.

Кроме кредита под названные  залоги, допускался и личный кредит за поручительством "знатных, пожиточных и надежных людей". Отсрочки ссуд не должны были превышать более 3 лет, после чего невыкупленное имение подлежало продаже с торгов.

Основной капитал Дворянских банков первоначально составлял           740 тыс. руб. В царствование Екатерины II основной капитал был увеличен до 6 млн. руб.

Купеческий банк выдавал  ссуды из 6 % годовых русским купцам, торговавшим при С.-Петербургском  порте, под залог товаров сроком на 1 - 6 месяцев. Годом позже сроки  ссуд были увеличены до 1 года, а в 1764 г. разрешалось выдавать купцам ссуды  без залога товара - за поручительством  магистратов и ратуши.

Деятельность первых кредитных  учреждений, как дворянских, так  и купеческих, была малоуспешна. Они  не оправдывали ожиданий российского  правительства. Казенные капиталы, выданные банком для оборота , были розданы  в сравнительно немногие руки, в  которых деньги и продолжали оставаться; помещики не только не возвращали в  срок ссуд, но большей частью не платили  и процентов; подписанная законом  продажа просроченных залогов на деле не применялась; правильного бухгалтерского учета не было; отчеты, представляемые Императрице, были весьма приблизительные; в разное время были установлены  злоупотребления.

В итоге С. - Петербургский  и Московский дворянские банки были закрыты в 1785 г. Их дела были переданы вновь учрежденному Государственному Заемному банку.

Купеческий банк закрыт в 1782 г. В этот период правительство  было озабочено изысканием средств  для облегчения обращения медных денег. 21 июля 1758 г. издается указ об учреждении в С.-Петербурге и Москве самостоятельных  банков под общим названием "Банковых контор вексельного производства для  обращения медных денег". Эти учреждения, известные под именем "Медного  банка". Банки обязаны были:

1) иметь постоянные сношения  с казенными учреждениями в  Петербурге и Москве для того, чтобы знать сколько и когда  следует им получить денег  из других городов. Деньги поступали  в банк посредством вексельного  перевода;

2) принимать казенные  и частные капиталы;

3) вести главную бухгалтерскую  книгу, в которой учитывались  взносы и выдачи;

4) удовлетворять деньгами  по векселям не только одних  купцов, но и помещиков, фабрикантов  и заводчиков.

Медный банк представлял  собой уже значительный шаг вперед сравнительно с Купеческим банком; здесь замечается уже зародыш  операций трансферта (перевода) и текущих  счетов.

При императрице Екатерине II (1729 - 1796 гг.) пребывавшей 34 года на престоле, заботы правительства в области  организации кредита направлялись главным образом на устройство земельного и ломбардного кредита.

Для этих целей в 1772 г. были открыты в столицах новые кредитные  учреждения, а именно Сохранные и  Ссудные казны. Сохранные казны, учрежденные при воспитательных домах в С.-Петербурге и Москве, принимали вклады для приращения процентами на всякие сроки и до востребования и выдавали ссуды  под залог недвижимых имений на срок от одного года до 8 лет. Прибыль от этих операций обращалась на содержание воспитательных домов.

Ссудные казны в С. - Петербурге и Москве выдавали ссуды под залог  золота, серебра, алмазных вещей и  часов, сроком от 3 до 12 месяцев, из 6% годовых. Примечательно то, что Ссудные  казны собственных капиталов  не имели и никаких вкладов  не принимали, а источником для выдачи ссуд служили капиталы Сохранных  казен, причем Ссудные казны за свои заимствования уплачивали Сохранной  казне 5%.

В 1755 г. во всех губернских городах  были учреждены Приказы Общественного  Призрения. Фактически эти Приказы  получили характер долгосрочных ипотечных  учреждений. От Сохранных казен они  отличались тем, что могли выдавать ссуды под залог недвижимых имений лишь той губернии, в которой они сами находились.

Указанные кредитные учреждения все еще не могли удовлетворить  всей потребности в долгосрочном кредите. В виду этого в 1786 г. был  учрежден Государственный заемный  банк для содействия дворянскому  землевладению.

Ссуды выдавались под залог:

* помещичьих населенных  имений;

* населенных горнозаводских  имений;

* домов каменных и фабричных  строений в С. - Петербурге. Дворянству  ссуды выдавали сроком на 20 лет  из 8%, а городам на 22 года из 7%.

В 1797 г. была сделана попытка  организовать земельный кредит на новых  началах. Указом 18 декабря 1797 г. был  учрежден Вспомогательный для дворянства банк на следующих главных основаниях:

Информация о работе Контрольная работа по "Деньги, кредит, банки"