Компетенция Центрального Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:41, лекция

Описание работы

В этом своем качестве Банк России должен быть органом, способным обеспечить компромисс частных интересов коммерческих банков и их клиентов и публичных интересов общества в целом. Как центр банковской системы Банк России обязан поддерживать систему в оптимальном состоянии, защищать ее интересы, оптимизировать правоотношения с клиентами. В настоящее время эта часть компетенции практически не находит своей реализации. Более того, как отмечает, например, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков В. Захаров, неожиданные и частые “повороты руля” Банка России, в особенности по поводу обязательных резервов, ставят в тупик даже самых опытных банкиров, вносят нервозность в отношения с клиентами, да и государство несет существенные потери!.

Работа содержит 1 файл

Компетенция Центрального банка РФ.docx

— 31.77 Кб (Скачать)

   Вторая сфера  управленческой деятельности Банка  России состоит в организации  денежного обращения на территории  России. Банк России является  органом, координирующим, регулирующим  и лицензирующим организацию  расчетных, в том числе клиринговых,  систем в Российской Федерации.  Банк России устанавливает правила,  формы, сроки и стандарты осуществления  безналичных расчетов.

   Существенным  правилом, гарантирующим права участников  расчетов, является норма о сроке  расчетных операций. Общий срок  безналичных расчетов не должен  превышать двух операционных  дней в пределах субъекта Российской  Федерации, пяти операционных  дней в пределах Российской  Федерации.

   Еще одна  сфера управленческой деятельности  Банка России — это его внешнеэкономические  функции. В данном случае Банк  России выступает от имени  государства. Россия может участвовать  в капиталах и деятельности  международных организаций, которые  занимаются развитием сотрудничества  в денежно-кредитной, валютной, банковской  сферах, в том числе между центральными  банками иностранных государств. Взаимоотношения Банка России  с кредитными организациями иностранных  государств осуществляются в  соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями.

   Банк России  представляет интересы нашей  страны во взаимоотношениях с  центральными или национальными  банками иностранных государств, а также в международных банках  и иных международно-финансовых  организациях. Он устанавливает  и публикует официальные котировки  иностранных валют по отношению  к рублю, а также является  органом валютного регулирования  и валютного контроля.

   Функционируя  как орган управления. Банк России  должен взаимодействовать с другими  государственными органами. Его  постоянный управленческий партнер  — Правительство Российской Федерации.  Взаимодействие между ними строится  на принципах взаимного представительства,  введенных Указом Президента  Российской Федерации от 15 августа  1994 г. № 1688. Положением о взаимном  представительстве Правительства  Российской Федерации и Центрального  банка Российской Федерации предусмотрено  взаимное присутствие Правительства  Российской Федерации на заседаниях  Совета директоров Центрального  банка Российской Федерации и  Центрального банка Российской  Федерации на заседаниях Правительства  Российской Федерации. Функцию  присутствия осуществляет Председатель  Центрального банка Российской  Федерации, министр финансов Российской  Федерации и министр экономики  Российской Федерации либо лица, их замещающие. Они обладают правом  совещательного голоса.

   Председатель  Центрального банка Российской  Федерации участвует в заседаниях  Правительства Российской Федерации  при рассмотрении вопросов экономической,  денежно-кредитной политики, а также  вопросов, затрагивающих интересы  банковской системы.

   Министр финансов  Российской Федерации и министр  экономики Российской Федерации  участвуют в заседаниях Совета  директоров Центрального банка  Российской Федерации при рассмотрении  всех вопросов, кроме относящихся  к организации работы Центрального  банка Российской Федерации.

   5. И наконец,  пятое направление осуществления  компетенции Банка России состоит  в том, что он является контрагентом  государства в целом в лице  его органов. В этом качестве  ЦБ РФ проводит операции с  бюджетом и обслуживает государственный  долг, выполняет функции агента  и депозитария Правительства  РФ. В принципе, в этом случае  ЦБ РФ действует как банк, но  правовое регулирование этих  операций настолько специфично, что требует постановки проблемы  статуса Банка России как контрагента  государства.

   Но Банк  России не вправе предоставлять  кредиты Правительству Российской  Федерации для финансирования  бюджетного дефицита, покупать государственные  ценные бумаги при их первичном  размещении, за исключением тех  случаев, когда это предусматривается  федеральным законом о федеральном  бюджете. Банк России не вправе  предоставлять кредиты на финансирование  дефицитов бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

   6. Нетрудно  увидеть из приведенного анализа  правового положения Банка России, что он обладает чрезвычайно  большой властью. Поскольку банковская  система в целом объективно  обладает некоторой независимостью, механизмом саморегулирования, постольку  централизация власти в ней  порождает определенные проблемы. Банк России, в частности, выявляет  банковские правонарушения, оценивает  их юридически и наказывает  за них. Он определяет систему  требований к отдельным банкам, которые предрешают их судьбу  и теоретически могут привести  к банкротству.

   Представляется  необходимым, оставляя в стороне  общие функции Банка России  в сфере денежно-кредитной политики, создать систему сдержек и  противовесов в сфере воздействия  на отдельные банки. Вряд ли  верно, что до сих пор вся  полнота власти сконцентрирована  в руках ЦБ, который к тому  же объединяет ее с ведением  предпринимательской или коммерческой  деятельности.

   7. Последний  вопрос в анализе правового  положения Банка России, на котором  нужно остановиться, — это вопрос  подконтрольности и подотчетности  ЦБ РФ. Банк России, как сказано  в Законе о нем, подотчетен  Государственной Думе Федерального  Собрания Российской Федерации.  Подотчетность Банка России Государственной  Думе означает:

   - назначение  Государственной Думой на должность  и освобождение от должности  Председателя Банка России по  представлению Президента Российской  Федерации;

   - назначение  Государственной Думой на должность  и освобождение от должности  членов Совета директоров Банка  России (далее Совета директоров);

   - представление  Банком России Государственной  Думе на рассмотрение годового  отчета, а также аудиторского  заключения;

   - определение  Государственной Думой аудиторской  фирмы для проведения аудиторской  проверки Банка России;

   - проведение  парламентских слушаний о деятельности  Банка России с участием его  представителей;

   - доклады  Председателя Банка России Государственной  Думе о деятельности Банка  России (два раза в год —  при представлении годового отчета  и основных направлений единой  государственной денежно-кредитной  политики).

   В то же  время Банк России в пределах  полномочий, предоставленных ему  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами, независим  в своей деятельности. Федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления  не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России  по реализации законодательно  закрепленных за ним функций  и полномочий, принимать решения,  противоречащие настоящему Федеральному  закону.

   Отчуждение  находящихся в федеральной собственности  акций Сберегательного банка  Российской Федерации (Сбербанка  России), а также уменьшение доли  голосующих акций, по которым  государство (Российская Федерация)  уполномочено осуществлять право  на участие в управлении Сбербанком  России (право голоса на общем  собрании акционеров Сбербанка  России), производятся только в  случае принятия по данному  вопросу специального федерального  закона.

   Банк России  представляет Государственной Думе  и Президенту Российской Федерации  информацию в порядке, установленном  федеральными законами. В случае  вмешательства в его деятельность  Банк России информирует об  этом Государственную Думу и  Президента Российской Федерации.

   Банк России  вправе обращаться в суды с  исками о признании недействительными  правовых актов федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.

   Отчетный  период Банка России устанавливается  с 1 января по 31 декабря включительно. Структура баланса Банка России  устанавливается Советом директоров. Банк России ежегодно не позднее  15 мая представляет Государственной  Думе годовой отчет, утвержденный  Советом директоров. Годовой отчет  Банка России включает в себя:

   1) отчет о  деятельности Банка России, анализ  состояния экономики Российской  Федерации, в том числе анализ  денежного обращения и кредита,  банковской системы, валютного  положения и платежного баланса  Российской Федерации, а также  перечень мероприятий по единой  государственной денежно-кредитной  политике, проведенных Банком России;

   2) годовой  баланс, счет прибылей и убытков,  распределение прибыли;

   3) порядок  формирования и направления использования  резервов и фондов Банка России;

   4) аудиторское  заключение по годовому отчету  Банка России. Государственная Дума  направляет годовой отчет Банка  России Президенту Российской  Федерации, а также для заключения  в Правительство Российской Федерации.

   Государственная  Дума до завершения отчетного  года принимает решение об  аудите Банка России и определяет  аудиторскую фирму, имеющую лицензию  на осуществление банковского  аудита на территории Российской  Федерации. Банк России обязан  в соответствии с заключенным  с аудиторской фирмой договором  представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской  проверки. Договор об аудите должен  предусматривать объем передаваемой  аудиторской фирме информации, а  также ее ответственность за  передачу полученной информации  третьим лицам. Оплата услуг  аудиторской фирмы по аудиту  Банка России осуществляется  за счет собственных средств  Банка России. Внутренний аудит  Банка России осуществляется  службой главного аудитора, непосредственно  подчиненной Председателю Банка России.

   Государственная  Дума рассматривает годовой отчет  Банка России до 1 июля года, следующего  за отчетным. По итогам рассмотрения  годового отчета Банка России  Государственная Дума принимает  решение. Годовой отчет публикуется  не позднее 15 июля года, следующего  за отчетным. Банк России ежемесячно  публикует свой баланс, данные  о денежном обращении, включая  динамику и структуру денежной  массы, обобщенные данные о  своих операциях.

Информация о работе Компетенция Центрального Банка России