Если речь
идет о коммерческой деятельности
ЦБ РФ, а считать ее иной
невозможно при всех заклинаниях
и принципах, зафиксированных
в законе, то нужно установить
допустимость и возможность ее
сочетания с управленческой деятельностью,
властными функциями. Действующий Закон
о ЦБ РФ не случайно сохраняет по этому
поводу молчание, предоставляя Банку России
право самостоятельно решать этот вопрос.
3. Третье направление
компетенции ЦБ РФ заключается
в том, что Центральный банк
является органом государственного
контроля и надзора в сфере
кредитно-денежного обращения. Он
надзирает за законностью банковской
деятельности, не вмешиваясь при
этом в оперативно-хозяйственную
деятельность контролируемых субъектов.
Банк России осуществляет постоянный
надзор за соблюдением кредитными
организациями банковского законодательства,
нормативных актов Банка России,
в частности, установленных ими
обязательных нормативов. Главная
цель банковского регулирования
и надзора — поддержание стабильности
банковской системы, защита интересов
вкладчиков и кредиторов. Надзорные
и регулирующие функции Банка
России, установленные законом, могут
осуществляться им непосредственно
или через создаваемый при
нем орган банковского надзора.
Решение о создании данного
органа принимается Советом директоров.
Для осуществления
своих функций в области банковского
надзора и регулирования Банк
России проводит проверки кредитных
организаций и их филиалов, направляет
им обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных
в их деятельности нарушений
и применяет предусмотренные
настоящим Федеральным законом
санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться
уполномоченными Советом директоров
представителями Банка России
и по его поручению аудиторскими
фирмами. Уполномоченные Советом
директоров представители Банка
России имеют право получать
и проверять отчетность и другие
документы кредитных организаций,
при необходимости снимать копии
с соответствующих документов.
В случае
нарушения кредитной организацией
федеральных законов, нормативных
актов и предписаний Банка
России, непредставления информации,
представления неполной или недостоверной
информации Банк России имеет
право требовать от кредитной
организации устранения выявленных
нарушений, взыскивать штраф в
размере до одной десятой процента
от размера минимального уставного
капитала либо ограничивать проведение
отдельных операций на срок
до шести месяцев.
В случае
невыполнения в установленный
Банком России срок предписаний
об устранении нарушений, а
также в случае, если эти нарушения
или совершаемые кредитной организацией
операции создали реальную угрозу
интересам кредиторов (вкладчиков),
Банк России вправе:
1) взыскать
с кредитной организации штраф
до 1% от размера оплаченного уставною
капитала, но не более 1% от минимального
размера уставного капитала;
2) потребовать
от кредитной организации:
- осуществления
мероприятий по финансовому оздоровлению
кредитной организации, в том
числе изменения структуры активов;
- замены руководителей
кредитной организации;
- реорганизации
кредитной организации;
3) изменить
для кредитной организации обязательные
нормативы на срок до шести
месяцев;
4) ввести запрет
на осуществление кредитной организацией
отдельных банковских операций,
предусмотренных выданной лицензией,
на срок до одного года, а
также на открытие филиалов
на срок до одного года;
5) назначить
временную администрацию по управлению
кредитной организацией на срок
до 18 месяцев;
6) отозвать
лицензию на осуществление банковских
операций в порядке, предусмотренном
федеральными законами.
Банк России
осуществляет анализ деятельности
кредитных организаций с целью
выявления ситуаций, угрожающих
законным интересам кредиторов (вкладчиков),
стабильности банковской системы
в целом. В случае возникновения
таких ситуаций Банк России
вправе принимать меры, предусмотренные
ст. 75 настоящего Федерального закона,
а также по решению Совета
директоров осуществлять мероприятия
по финансовому оздоровлению
кредитных организаций.
Как показывает
изучение практики, самым сложным
вопросом контрольных функций
ЦБ РФ является вопрос об
их основаниях и процедурах
реализации. Сейчас чисто теоретически
можно выделить только два
вида несомненных оснований для
осуществления каких-либо контрольных
функций ЦБ:
- несоблюдение
установленных экономических нормативов;
- сообщения
клиентов или контрагентов банка
о допущенных нарушениях законодательства.
Все остальные
основания, используемые для проведения
регулярных проверок, нуждаются
в более подробном регулировании,
поскольку в каждом конкретном
случае возникает угроза вмешательства
ЦБ в деятельность коммерческого
банка, нарушения режима банковской
тайны и др.
Надзор и
контроль в банковской системе
выражается прежде всего в
получении и анализе определенной
информации от банков и иных
кредитных организаций с последующими
мерами реагирования на эту
информацию. В течение 1996—1997 гг.
происходило заметное усиление
функций надзора и контроля. Так,
Банк России установил, что,
начиная с отчетности по состоянию
на 1 апреля 1997 г., кредитные организации
обязаны ежемесячно представлять
вместе с балансами в территориальные
учреждения Банка России следующие
сведения:
- об открытых
ими корреспондентских счетах
в других кредитных организациях
и остатках средств на счетах
“ностро”; об открытых в данной
кредитной организации счетах
других кредитных организаций
и остатках средств на счетах
“лоро”;
- о предоставленных
межбанковских кредитах и размещенных
в кредитных организациях депозитах;
- о полученных
межбанковских кредитах и привлеченных
от кредитных организаций депозитах.
На основе
указанной информации и представленных
балансов территориальные управления
ЦБ РФ могут в соответствии
с Письмом. Банка России от
28 февраля 1997 г. № 419 “О мерах
по усилению надзора за деятельностью
кредитных организаций” направлять
банкам предписания об ограничении
или даже запрете на осуществление
операций через корреспондентские
счета “ностро”. Основаниями для
направления таких предписаний
является невыполнение банком
обязательств перед кредиторами,
наличие картотеки по корреспондентскому
счету в РКЦ. Далее указанный
нормативный акт устанавливает
императивные правила концентрации
денежных средств банка именно
на корреспондентских счетах
в РКЦ.
Особый порядок
осуществления надзора установлен
для Сберегательного банка Российской
Федерации. Он предусмотрен Письмом
Банка России от 23 декабря 1996 г.
№ 383 “О порядке осуществления
пруденциального банковского надзора
за Сберегательным банком Российской
Федерации”.
Отдельно
следует сказать о мерах реагирования
Банка России на выявленные
нарушения. Приведенная выше ст.
75 ЗоЦБ дает крайне неаккуратно
сформулированный перечень таких
мер, не указывая, за какие нарушения
и какие именно меры могут
применяться. Право выбора предоставляется
ЦБ РФ, который может сам формулировать
составы “правонарушений”, например
так называемую рисковую кредитную
политику, сам выбирать меры воздействия,
например отзывать, лицензию, сам
же исполнять соответствующие
меры.
4. Четвертое
направление реализации компетенции
Банка России отражает функционирование
его как органа государственного
управления. От предыдущего вида
компетенции ЦБ РФ как органа
надзора и контроля компетенция
его как носителя управленческих
функций отличается своей позитивной
ориентированностью, в силу которой
Банк России должен создавать
некоторые общезначимые блага.
В этом
плане нужно выделить несколько
сфер управленческих функций
Банка России. Первая образуется
путем обозначения ЦБ РФ как
органа кредитно-денежной политики
государства. В соответствии со
ст. 35 ЗоЦБ основными инструментами
и методами денежно-кредитной
политики Банка России являются:
1) процентные
ставки по операциям Банка
России;
2) нормативы
обязательных резервов, депонируемых
в Банке России (резервные требования);
3) операции
на открытом рынке;
4) рефинансирование
банков;
5) валютное
регулирование;
6) установление
ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные
ограничения.
Банк России
регулирует общий объем выдаваемых
им кредитов в соответствии
с принятыми ориентирами единой
государственной денежно-кредитной
политики. Банк России может устанавливать
одну или несколько процентных
ставок по различным видам
операций или проводить процентную
политику без фиксации процентной
ставки. Процентные ставки Банка
России представляют собой минимальные
ставки, по которым Банк России
осуществляет свои операции. Банк
России использует процентную
политику для воздействия на
рыночные процентные ставки в
целях укрепления рубля.
Размер обязательных
резервов в процентном отношении
к обязательствам кредитной организации,
а также порядок их депонирования
в Банке России устанавливаются
Советом директоров. Нормативы обязательных
резервов не могут превышать
20% обязательств кредитной организации
и могут быть дифференцированными
для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов
не могут быть единовременно
изменены более чем на пять
пунктов. При нарушении нормативов
обязательных резервов Банк России
имеет право взыскать в бесспорном
порядке с кредитной организации
сумму недовнесенных средств,
а также штраф в установленном
им размере, но не более двойной
ставки рефинансирования. При отзыве
лицензии на совершение банковских
операций депонированные в Банке
России средства используются
для погашения обязательств кредитной
организации перед вкладчиками
и кредиторами.
Под операциями
на открытом рынке понимаются
купля-продажа Банком России казначейских
векселей, государственных облигаций
и прочих государственных ценных
бумаг, краткосрочные операции
с ценными бумагами с совершением
позднее обратной сделки. Лимит
операций на открытом рынке
утверждается Советом директоров.
Под рефинансированием
понимается кредитование Банком
России банков, в том числе
учет и переучет векселей. Формы,
порядок и условия рефинансирования
устанавливаются Банком России.
О них пойдет речь в теме,
посвященной банковскому кредитованию.
Под валютными
интервенциями Банка России понимается
купля-продажа Банком России иностранной
валюты на валютном рынке для
воздействия на курс рубля
и на суммарный спрос и предложение
денег. К ним, очевидно, следует
отнести и сделки по купле-продаже
драгоценных металлов на внутреннем
рынке Российской Федерации, порядок
совершения которых регулируется
письмом ЦБ РФ от 30 декабря
1996 г. № 390.
Под прямыми
количественными ограничениями
Банка России понимается установление
лимитов на рефинансирование
банков, проведение кредитными организациями
отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять
прямые количественные ограничения
в исключительных случаях в
целях проведения единой государственной
денежно-кредитной политики только
после консультаций с Правительством
Российской Федерации.
Банк России
может устанавливать ориентиры
роста одного или нескольких
показателей денежной массы исходя
из основных направлений единой
государственной денежно-кредитной
политики.
Банк России
ежегодно не позднее 1 октября
представляет в Государственную
Думу проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год
и не позднее 1 декабря —
основные направления единой
государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных
направлений единой государственной
денежно-кредитной политики представляется
Президенту Российской Федерации
и Правительству Российской Федерации.
Основные
направления единой государственной
денежно-кредитной политики на
предстоящий год включают в
себя следующие положения: анализ
состояния и прогноз развития
экономики Российской Федерации;
основные ориентиры, параметры
и инструменты единой государственной
денежно-кредитной политики. Государственная
Дума рассматривает основные
направления единой государственной
денежно-кредитной политики на
предстоящий год и принимает
решение.