Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:11, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение основных функций коммерческих банков и их разновидностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. охарактеризовать коммерческий банк как современное предприятие;
2. рассмотреть новейшие операции коммерческих банков;
3. анализируется процесс совершенствования коммерческого банков как кредитного института.
Введение 5
1. Коммерческий банк как современное предприятие 7
2. Новейшие операции коммерческих банков 14
3. Совершенствование коммерческих банков как кредитных институтов 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Устав банка обычно должен содержать [4; c. 73]:
Примерная схема устава коммерческого банка может состоять из нижеприведенных разделов [16; c. 405].
I. Общие положения.
II. Цель деятельности и операции банка. Целью деятельности банков обычно указывается: содействие развитию экономической системы республики, развитие рынка банковских услуг, содействие в развитии предпринимательства и бизнеса. В этом разделе дается также перечень видов операций для данного коммерческого банка, разрешенных (лицензируемых) Национальным банком.
III. Права и обязанности банка.
IV. Имущество и средства банка. Указываются источники образования имущества банка и иных активов; состав собственных средств, а также кредитных ресурсов.
V. Уставный фонд и акции банка. Дается характеристика размера уставного фонда, разделение его на акции (простые именные, привилегированные); порядок взноса средств в уставный фонд, в том числе и иностранными акционерами и т.д.
VI. Прочие фонды и прибыль банка. В уставе оговаривается, какие фонды специального назначения создаются в банках (резервный фонд, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, фонд выплат дивидендов акционерам и др.), использование средств из фондов, а также порядок покрытия возможных потерь и убытков.
VII. Органы управления банком. Подробно характеризуются виды органов управления и их функции.
VIII. Работники банка. Трудовые отношения работников банка регулируются законодательством республики с учетом положений устава, условиями трудовых договоров (контрактов), Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями. Работники обязаны соблюдать коммерческую и банковскую тайну.
Устав коммерческого банка принимается на общем собрании акционеров банка и регистрируется в Национальном банке Республики Беларусь. Он обязателен для всех органов управления и контроля банка, его должностных лиц и работников.
Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии, выданной Национальным банком. Реестр лицензий периодически публикуется Национальным банком.
Таким образом, коммерческий банк – самостоятельный субъект хозяйствования, оказывающий банковские услуги на принципах коммерческого расчета. На основании коммерческого расчета реализуются экономические интересы общества, социальные и экономические интересы коллектива банка, клиентов банка и собственников имущества банка. расчетов. Задачи банка как организации связаны с удовлетворением потребностей в своих услугах народного хозяйства и населения.
Основной целью функционирования коммерческого банка является извлечение прибыли.
Коммерческие банки выполняют ряд функций: посредническая функция банков проявляется в посредничестве в платежах для своих клиентов как наличными, так и безналичными денежными средствами; функцией банка является также стимулирование воспроизводства материальных благ и накоплений в хозяйстве, что достигается путем мобилизации денежных ресурсов и их перераспределения с целью улучшения структуры производства и обращения; выполняя функции регулирования денежного оборота, банки являются центрами денежного и платежного оборотов.
Деятельность любого коммерческого банка как и любого субъекта хозяйствования регулируется уставом. Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии, выданной Национальным банком.
Функции банков реализуются через их услуги и операции.
Банковская услуга – деятельность банка, осуществляемая по поручению и в интересах клиента с целью удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании [18; c. 20].
Банковские операции – комплекс взаимосвязанных действий (сделок) банков и клиентов, производимых от имени банка, с учетом исключительного права банков на эти операции [18; c. 31]. Это конкретная реализация услуг банков, предусматривающая, как правило, перемещение средств. Банковские операции – это сделки, которые регламентируют порядок, перечень и формы документов, последовательность их движения, технологию операций, порядок перемещения денежных средств, ценных бумаг, действия работников банка – исполнителей и клиента.
Операции банки могут осуществлять за свой счет, но проводят главным образом за счет привлеченных ресурсов и исполняют их от имени банка. Это могут быть операции собственные для коммерческого банка, например, приобретение имущества, образование фондов банка, оплата труда, выплата дивидендов, участие в качестве учредителей других юридических лиц и др. Но основные операции банки проводят для клиентов (юридических и физических лиц).
По Банковскому кодексу Республики Беларусь к банковским операциям для клиентов относятся [18; c. 34]:
Кроме того, банки и небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществлять:
Новейшими банковскими операции в Республике Беларусь являются факторинговые, трастовые, лизинговые операции и Интернет-эквайринг.
Факторинг – это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Цель факторинга – устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. В странах с развитой рыночной экономикой серьёзное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов как раз призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость. Слово «фактор» от английского – «посредник, маклер». С экономической точки зрения – это посредническая операция. Факторинг – это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, и соответственно право получения платежа по ним, т.е. инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется [19; c. 185].
В Гражданском Кодексе Республики Беларусь дается следующее определение понятию факторинга: «По договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется второй стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) с переходом прав кредитора на фактора (открытый факторинг) либо без такого перехода (скрытый факторинг)» [9; c. 28].
Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование – не позднее чем в момент его возникновения.
В соответствии с договором банк обязуется оплатить сумму предоставленных ему платёжных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. В этом состоит различие между факторингом и банковской гарантией. При банковском гарантировании банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся ему сумм произвести платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определённую в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика.
Существуют два вида факторинга: конвенционный и конфиденциальный. Конвенционный факторинг – универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система позволяет предприятию сократить издержки производства. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от банка, так как такие отношения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю [2; c. 333].
Такое обслуживание обычно сочетается с «дисконтированием фактур». Это означает, что банк покупает у своего клиента права на получение денег от покупателя, при этом сразу же зачисляет на его счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму – в обусловленный срок независимо от поступления денег от дебитора. По существу это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит обусловленный процент.
В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением только некоторых операций: уступка права на получение денег, оплата долгов и т.п. Он является формой предоставления поставщику-клиенту факторинга кредита под отгруженные товары, а покупателю-клиенту факторинга – платёжного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за кредит.