Инвестиционная политика Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретический анализ инвестиционной среды Казахстана, а также оценка перспектив ее развития. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
раскрытие сущности и содержания категории «инвестиции»
исследование теоретических аспектов формирования государственной инвестиционной политики РК

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 579.00 Кб (Скачать)
 

     

    Рисунок 6. Приток прямых иностранных инвестиций 

    Опыт  экономического регулирования последних лет показал, что иностранные частные инвестиции никогда не пойдут на создание конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, поскольку иностранный капитал не стремится создавать конкурентов собственного производства. [13]

    Ни  иностранный ни внутренний капитал  не обеспечивают крупномасштабных долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. Деятельность банковского сектора, фондового  рынка, иностранных инвесторов направлена, прежде всего, на извлечение сиюминутной прибыли, в результате происходит отделение финансового капитала от производственного сектора, национальные интересы и приоритеты развития ставятся под угрозу.

    Согласно  программе Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 года, целью инвестиционной политики Республики Казахстан на сегодняшний день является достижение высокого уровня внутренних и внешних инвестиций, направляемых в приоритетном порядке на развитие конкурентоспособных высокотехнологичных и наукоемких производств, с целью обеспечения устойчивого экономического роста.

    В 2010-2013 гг. траектория роста инвестиций в основной капитал во многом будет  обусловлена динамикой инвестиций нефтегазового и энергетического  комплексов. Согласно инвестиционным планам компаний, максимальные объемы инвестиций ожидаются в 2011 году, что может обеспечить прирост инвестиций в целом по экономике до 10 процентов. В 2012 и 2013 году уровень инвестиций ТЭКа будет ниже 2011 года, но в этот период предполагается оживление инвестиционной активности в остальных секторах экономики. По оценке, рост инвестиций в 2012 году составит 3,5%, в 2013 году – 7,4 процента.

     В 2011 году, согласно инвестиционному  плану, предполагает увеличить объем  инвестиций в добычу газа в 1,8 раза, в строительство газопроводов – в 2,4 раза, по инвестиционным планам нефтяных компаний ожидается рост инвестиций в добычу нефти в 1,1 раза, в строительство нефтепроводов – в 1,2 раза, по инвестиционным планам компаний энергетики предполагается рост инвестиций в 1,1 раза.

       В 2012 и 2013 году рост инвестиций ТЭКа замедлится, в номинальном выражении сократятся инвестиции в добычу газа, нефтепереработку, строительство нефтепроводов. По мере восстановления инвестиционной активности в экономике в структуре инвестиций энергетического комплекса будет сокращаться доля компаний с государственным участием.

     Однако  существенный прирост инвестиций ожидается  в развитии атомной энергетики за счет расходов федерального бюджета  на развитие госкорпорации». В целом  в энергетике опережающими темпами будут расти инвестиции сетевых компаний. Развитие энергетической инфраструктуры обеспечит конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе.

     Несмотря  на наблюдаемое оживление производства обрабатывающей промышленности, недостаток собственных финансовых средств предприятий может стать причиной того, что рост инвестиций в среднесрочной перспективе во многом будет обусловлен именно программами господдержки отечественного производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.  Основные направления развития инвестиционной деятельности в Республике Казахстан 
       

     3.1 Проблемы современного инвестирования 

      Развитие  рыночной экономики связано не только углублением приватизационных процессов, формирования системы и регулирования  деятельности институциональных, индивидуальных и корпоративных участников рынка, но и с созданием условий для привлечения инвестиций в регионы при нормативно-правовом, экономическом организационном обеспечении безопасности и достаточно высокого уровня доходности инвестиционных вложений в ценные бумаги, в инвестиционные проекты.

      В этих условиях формирования и соблюдения комплекса стратегических положений  инвестиционного программирования в регионах, в Республике Казахстан, направленных на эффективное ресурсное  и иное обеспечение программ инвестирования, гарантированности приемлемого уровня безопасности, доходности инвестиционных вложений требует формирования основ стратегии программного обеспечения выполнения региональных инвестиционных проектов, эффективного использования ресурсного потенциала областей и регионов.

      Согласно  анализу состояния экономики, проведенного в ходе разработки стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 года в современной экономике  Казахстан существуют следующие  проблемы:

  1. Сырьевая направленность экономики;
  2. Слабая интеграция в мировую экономику;
  3. Слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны;
  4. Низкая производительность обрабатывающей промышленности, незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке;
  5. Неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, нарастающей износ основных фондов в отраслях экономики не входящих в нефтегазовый и горно-металлургический комплекс;
  6. Общая техническая и технологическая устарелость предприятии, отсутствие  эффективной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы;
  7. Слабая адаптированность отечественной науки к условиям рыночной экономики, отсутствие действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара и, как следствие, низкий в целом уровень инновационных предложений;
  8. Отсутствие современной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров;
  9. Отсутствие стимулов для отечественных финансовых институтов к инвестициям в обрабатывающие секторы экономики;
  10. Низкий экономический интерес иностранных инвесторов к обрабатывающей промышленности;
  11. Несоответствие менеджмента задач адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно - технологической экономике.[14]

    Падение инвестиционной активности привело  к падению объемов промышленного  производства. Приостановление дальнейшего  спада достигается за счет топливно-сырьевых отраслей. Уже сегодня можно говорить о катастрофическом положении производства в таких отраслях, как машиностроение, сельское хозяйство, что свидетельствует о серьезных отраслевых диспропорциях, которые необходимо ликвидировать путем структурной перестройки экономики с опорой на обрабатывающие отрасли.

    Данные  проблемы представляется невозможным  решить в условиях несоответствия инвестиционных потребностей реальному объему инвестиций. Следствием спада инвестиционной активности и спада производства стало падение реальной заработной платы и рост уровня безработицы.

    Решение данной проблемы также напрямую связано с привлечением дополнительных инвестиционных ресурсов в модернизацию существующих и создание новых предприятий. Инвестиционная потребность в Казахстане формируется также и под влиянием других важнейших факторов реформирования экономики - необходимости восстановления агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и т.п.

    Таким образом, в нашей стране налицо все  признаки инвестиционного кризиса, который характеризуется несоответствием  инвестиционных потребностей и инвестиционных возможностей экономики. Очевидно, для изменения этой ситуации следует использовать все имеющиеся источники инвестиций, прежде всего возможные внутренние источники осуществления крупных капиталовложений в производственную сферу в Казахстане.

    Также инвестиционной деятельности в Казахстане свидетельствует, что имеется ряд факторов, препятствующих активизации процесса инвестирования в казахстанскую экономику, среди которых необходимо отметить следующие:

    - недостаточный уровень обеспечения  законности, что диктует необходимость совершенствование мер по снижению уровня коррупции и  законодательные меры пресечения рейдерства;

    - огромный разрыв в прибыльности  между секторами экономики, т.е.  значительное различие между  отраслями национальной экономики   производящими продукцию на внутренний рынок и экспортоориентированными;

    - слабое развитие корпоративной  культуры. Данный фактор свидетельствует  о части неблаговидных отношений  руководства к акционерам компании, что также отражает низкую  прозрачность финансовой отчетности  их деятельности и др. 
 

    

  • 3.2 Мероприятия по совершенствованию инвестиционных процессов 
     
  •     Главными  же привлекательными факторами казахстанского рынка для инвесторов по результатам  исследования признаны:

         - огромный масштаб республики  и емкий рынок с точки зрения  потребностей развития инфраструктуры и производства потребительских товаров;

        - наличие недорого научного и  технического кадрового потенциала, обладающего высоким уровнем  квалификации и опыта;

        - развитая финансовая система  и упрочение политической стабильности;

        - богатые природные ресурсы, способствующие  в момент недостаточной диверсификации отечественной экономики, общему улучшению экономической ситуации и др.

        Одним из важнейших средств целенаправленной деятельности государства  в социально-экономическом  развитии является инвестиционная политика. Она составляет сердцевину всей политической сферы государства, так как является основой всей государственно-политической деятельности, в том числе социальной, финансово-экономической и др.

        Инвестиционная  политика государства должна быть тесно  связана с обеспечением институциональной  среды инвестиционного процесса. Государство в обеспечении институциональной среды инвестиционного процесса в экономике должно выполнять три основные функции стратегическое участие в инвестиционном процессе, гарантирование институциональной среды и коррекция инвестиционного процесса. (Приложение Б)

        Рекомендуемая группировка основных функции государства  по регулированию инвестиционных процессов  позволить осуществить стимулирующее  воздействие на инвестиционную деятельность посредством: спецификации и защиты прав собственности; обеспечение участников инвестиционного рынка всей полнотой информации; разработки универсальных стандартов и мер регулирования инвестиции; обеспечение равного доступа рыночных агентов на инвестиционный рынок; обеспечение общества коллективными благами и др.

        Экономика Казахстана и его отдельных регионов нуждается в разработке концепции  и основных направлений эффективного государственного регулирования развития институциональной среды инвестиционного  процесса.

    Поэтому, на наш взгляд, эффективная инвестиционная политика, обеспечивающая институциональную среду и проводимая в экономической деятельности, должна состоять из взаимосвязанных этапов.

        Также в проведении инвестиционной политики должен быть сделан акцент на направление  инвестиций в регионы. По нашему мнению, это повысит использование экономических, природных, демографических и этнических особенностей каждого региона, поскольку в этом случае может быть выбрана эффективная техническая и транспортная инфраструктура для развития бизнеса: квалифицированная рабочая сила, наличие транспортных коммуникаций, банки и финансовые организации, быстрые процедуры утверждения.

        Необходимо превратить регионы РК в технологические центры с мультипликативным эффектом на окружающие районы. Последнее будет способствовать становлению единого национального рынка. На деле это означает усиление региональной специализации. Но здесь важно, чтобы специализация регионов происходила как за счет усилий местных властей, так и за счет привлечения инвестиций на модернизацию предприятий и новое строительство на частной основе.

    1. Формирование целостности регионального инвестопроводящего механизма. Целью его создания должны стать необходимость привлечения потенциальных инвесторов и способность использования эффективных современных форм реализации региональных инвестиционных проектов.
    2. Опережающее развитие инфраструктуры инвестиционного процесса. Одним из первоочередных мероприятий является создание единой региональной системы институтов инвестопроводящей сети. В состав этой системы необходимо внедрить региональные банковские учреждения, компании, научные институты, способные влиять на инвестиционный процесс в регионе каждый со своей стороны.
    3. Создание системы регионального инвестиционного мониторинга. Развитие инвестиционного процесса сдерживает отсутствие информации о перспективных инвестиционных проектах и об инвесторах. Поэтому целью создания региональной системы инвестиционного мониторинга является проведение непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в инвестиционной среде региона и анализа происходящих в ней изменений.
    4. Формирование единого бюджета развития в составе регионального бюджета. Речь идет о постепенном формировании особого института, первым шагом здесь выступает создание единой финансово-информационной базы.

    Бюджет развития должен использоваться для кредитования, инвестирования и гарантированного обеспечения проектов на условиях и в порядке установленном региональными органами управления. Использование денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов должно осуществляться на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.

    Информация о работе Инвестиционная политика Казахстана