Инвестиционная политика Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретический анализ инвестиционной среды Казахстана, а также оценка перспектив ее развития. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
раскрытие сущности и содержания категории «инвестиции»
исследование теоретических аспектов формирования государственной инвестиционной политики РК

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

     Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые  имеют ряд существенных преимуществ  перед другими формами экономического воздействия: являются прямым источником капиталовложений в производство товаров  и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; не ложатся бременем на внешний долг страны; способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.

     Таким образом, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных инвесторов. То есть необходимо улучшить благоприятный инвестиционный климат. Для  этого в Казахстане необходимо проведение целого ряда различных мер: совершенствование законодательной базы, либерализация внешней и внутренней торговли, дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры,  устойчивость банковской системы, развитие валютного и фондового рынка, упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.

     Таким образом, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже немало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты: предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов; свобода репатриации прибыли и вывоза капитала; упрощенная процедура регистрации предприятий; свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости; формирование рыночной системы ценообразования, свобода предпринимательской деятельности,  предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики. Основными законодательными актами в формировании общегосударственной системы по поддержке и привлечению иностранных и отечественных прямых инвестиций, помимо Конституции страны, являются:  Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы; законы об иностранных инвестициях, о государственной поддержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах; указы Президента РК, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие. Таким образом, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности (необходимые законодательные акты), установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами.

     В 2007 году внесены изменения  в Стратегию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан согласно которого утверждены  следующие приоритетные сектора экономики: нанотехнологии, биотехнологии, ядерные и  космические технологии, новые технологии.

     Таким образом, процесс государственной  поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие государства с различными субъектами экономики выглядит следующим образом:

1) проведение правовой реформы (в рамках которой ожидается принятие еще ряда законов помимо существующих, а также дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов);  

2) облегчение бремени налогообложения (предоставление льгот и преференций);  

3) предоставление государственных гарантий;

4) административная реформа, направленная на четкое определение функций государственного управления и преодоление бюрократизма;

5) поддержание макроэкономической стабилизации (жесткий контроль со стороны государства денежно-кредитной политики, темпов инфляции, приверженность государства политике экономических реформ);

6) организационное оформление иностранного и отечественного корпоративного капитала в лице транснациональных и национальных компаний, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, составляющих сегодня стержень экономики и тесное сотрудничество которых с государством, становится неизбежным и оправданным.

     Правительство Казахстана намерено усилить государственное  воздействие на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного развития ключевых производств.

       Также предстоит увязать стратегические  интересы республики и практические  действия государства и капитала, заключение соглашений должно  предусматривать взаимные обязательства  государства и ведущих вкладчиков  капитала в осуществлении крупных, стратегически важных проектов в целях структурно-технологической перестройки экономики, другими словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а также других направлений взаимодействия. 
 
 

     2.2 Анализ инвестиционной ситуации в Республике Казахстан 
 

     Одной из главных стратегических задач  в Казахстане всегда являлось привлечение  в страну прямых и «портфельных»  инвестиций, позволяющих реализовывать  программы экономического роста.

     Достижение  прогнозируемых высоких темпов роста ВВП на уровне 5-7% годовых невозможно без значительного увеличения объема финансовых ресурсов, направляемых на развитие экономики.

     Текущий объем государственных и частных  инвестиций в экономику недостаточен для удовлетворения быстро растущих потребностей современной экономики. Объем инвестиций в основной капитал составляет на сегодня не более 18-19% от ВВП, в то время как стране необходимы объемы инвестиций, вдвое превышающие существующий уровень.[9]

     Анализируя  инвестиции в основной капитал за 2004-2011 года становится очевидным, что наибольший объем  инвестиций в данную статью приходится на начало года 2010  и 2011 годы. Именно в данный период у экономики нашей страны открылось «второе дыхание» после затянувшегося финансово-экономического кризиса. (Рис. 3)

       

       Рисунок 3. Инвестиции в основной капитал 

       Однако  на конечных этапах данного периода, а именно в сентябре нынешнего  года  данный показатель имел отрицательную  динамику, т.е был снижен на 15%.

       Важным  моментом анализа инвестиций в основной капитал является структурный анализ. Структурное разграничение позволяет раскрыть какой вид инвестиций является преобладающим, а именно какой сектор экономики является наиболее активным в данной сфере.

       Наибольшее  количество инвестиций приходится на собственные средства, так как казахстанские компании во многих случаях финансируются за счет собственных средств, нежели из других источников. Данный показатель за 2010 год составляет 1 895 953 054 тысяч тенге.

       Вторую  позицию занимают иностранные инвестиции: 1 240 886 935 тысяч тенге. В основном это крупные инвестиционные проекты, имеющие сырьевую направленность.

       Немаловажным  источником является республиканский  бюджет: 834 721 357 тысяч тенге. За счет данных средств осуществляется финансирование приоритетных отраслей экономики, в соответствии с стратегическим планом развития республики. (Рис.4)

         

     Рисунок 4. Структура инвестиций в основной капитал 

     Негативное  воздействие на развитие казахстанской  экономики оказывает продолжительный  отток капитала из страны. Продолжение проведения пассивной инвестиционной политики поставит под угрозу выполнение прогнозов относительно высоких темпов экономического роста.

       Без активного государственного  вмешательства в инвестиционную  политику будет происходить дальнейшее  преобладание добывающих отраслей в экономике. Будущее страны будет поставлено в зависимость от наличия у нее запасов природных ресурсов.

     Анализируя  диаграмму отток прямых инвестиций из страны, можно сделать вывод, что  наивысшего порога данный показатель достиг в третьей декаде 2010 года, это связано с повышением интереса казахстанских инвесторов к инвестициям в других странах. В данный момент они предпочли вкладывать свои денежные средства  в зарубежные компании, т.е их сочли наиболее прибыльными в тот момент. [11]

     Однако  как видно из представленной диаграммы  данный показатель резко снизился на 55% к первой декаде 2011 года. Следует  заметить, что в данный период решающим фактором оказалось грамотная политика со стороны государства, которая  предоставила выгодные условия для осуществления инвестиционной деятельности, в виде преференций и налоговых льгот.  (Рис. 5) 

       

       Рисунок 5 Отток прямых инвестиций из страны 

     Без должного государственного контроля будет  продолжении процесс оттока капитала, в связи с ограниченностью финансовых возможностей существующих внутренних инвесторов фондовый рынок может оказаться под влиянием иностранных инвесторов. 
 

      2.3 Динамика вливания иностранных  инвестиций в экономику Республики  Казахстан 
       

    Проводимая  в настоящее время инвестиционная политика характеризуется рядом положительных моментов, среди которых следует отметить сохранение в целом благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций, создания и развития рынка ценных бумаг, формирование новых институциональных инвесторов, усиление роли банков в кредитовании экономики.

    Казахстан занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран  СНГ. Ежегодный суммарный объем  прямых иностранных инвестиций сохраняется  в среднем на уровне 8% от внутреннего валового продукта. Благоприятный инвестиционный климат в Казахстане достигается путем:

  1. Сохранения политической стабильности и предсказуемости;
  2. Поддержания стабильности валюты;
  3. Проведения политики приверженности реформам, направленным на рыночные преобразования, и создания демократического правового государства, интегрированного в мировую экономику. [12]

      Важным  фактором роста в мировой  экономике  стало привлечение прямых иностранных  инвестиций. В 2009 году их объем достиг 1,7 трлн. долларов, что на 24% выше, чем в 2008 году. Две трети всех инвестиций приходятся на 10 стран. В 2008 году крупнейшими импортерами стали Великобритания, США, Китай, Франция, Люксембург, Нидерланды, Гонконг, Канада, Сингапур, Германия. Бразилия, Мексика, Россия и Индия входят в число двадцати получателей прямых иностранных инвестиций.

      Наибольшие  инвестиции – 164 млрд. долларов- привлекла  Великобритания, общий объем прямых иностранных инвестиций достиг 219 млрд. В Соединенных Штатах Америки  этот показатель составил 106 млрд. долларов. 

      Принимаемые в Казахстане меры по созданию благоприятных  условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в национальную экономику. Казахстан стан неоспоримым лидером среди государств СНГ по объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций. Львиная доля привлекаемых в республику иностранных инвестиций – это прямые инвестиции. Предпочтительность прямых иностранных инвестиций над другими формами инвестиций очевидна.

      Помимо  прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличение занятости, стимулирование национальных поставщиков и расширение внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологий, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и так далее.

       Большая доля иностранных инвестиции, поступающих  в Казахстан, идет на добывающий сектор. В январе 2009 года инвестиции в основной капитал составил 2810,3 млрд. тенге, что на 10,6% больше чем за аналогичный период 2008 года. Основным источником вложения средств в основной капитал являлись собственные средства хозяйствующих субъектов (56,6%) и иностранные инвестиции (23,2%). Бюджетные средства составили 12,1%, взаимные средства 8,1%.

     Проводя анализ притока иностранных инвестиций за 2001-2011 годы можно сделать следующие  выводы:

  1. Наблюдается общая тенденция увеличения притока прямых иностранных инвестиций;
  2. Максимальный размер притока прямых иностранных инвестиций зафиксирован в первой декаде 2008 года, в связи с тем, что Казахстан одна из немногих стран благополучно пережившая мировой финансово-экономический кризис.
  3. По состоянию на январь 2011 года объем прямых иностранных инвестиции составил более 5 250,0 миллионов долларов.
  4. На сегодняшний день ситуация на рынке прямых иностранных инвестиций является стабильной, так как наша республика создает благоприятные условия для развития данной отрасли. (Рис.6)

Информация о работе Инвестиционная политика Казахстана