Инновации в банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является развитие механизма реализации эффективной инновационной политики в банках, обеспечивающего внедрение современных финансовых и организационно-экономических инноваций.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему:

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1.Понятие банковской инновации........................................................................6
1.1 Инновация : понятие, виды.............................................................................11
1.2 Банковские инновации : понятие,классификация........................................12
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Байкальский государственный  университет экономики и права»

(ФГБОУ ВПО «БГУЭП»)

Кафедра «Банковское дело и ценные бумаги»

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

Специализация «Банковское  дело и ценные бумаги»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему № 02 : «Инновации в банковской деятельности»

 

 

 

 

Руководитель:                                                              

 

Выполнил:                                                                                             

 

 

 

 

 

Иркутск , 2012 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….31.Понятие банковской  инновации........................................................................6

1.1 Инновация : понятие, виды.............................................................................11

1.2 Банковские инновации : понятие,классификация........................................12

Заключение……………………………………………………………………….28

Список используемой литературы……………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии с динамично меняющимися  условиями деятельности любой банк как полноценный участник рынка  вынужден меняться сам, становясь инициатором внутриорганизационных инновационных процессов. Естественно, что данные процессы не должны протекать стихийно, их необходимо осуществлять планомерно в рамках разработанной инновационной стратегии, являющейся частью общей стратегии развития банковской системы. Одно из главных препятствий к формированию эффективной политики в области инноваций заключается в том, что сегодня трудно оценить инновационный потенциал различных вариантов организационно-экономического развития банков. Необходимо провести структуризацию нововведений, что даст возможность определить не только выбор конкретной стратегии или способ построения экономического и организационного механизма управления банком, но также характер будущей деятельности, состав банковских операций, формы обслуживания клиентов.

Вопросы исследования финансовых и  организационно-экономических инноваций  приобретают особую актуальность на современном этапе экономического развития. Создание системы эффективного управления инновационной деятельностью  в области организационно-экономического развития с целью повышения потенциала отечественных банков является новым научным направлением, особенно в аспекте финансовой глобализации и усиления конкуренции.

Актуальность повышения эффективности  инновационной деятельности на основе использования потенциала научно-технического прогресса раскрыта во многих трудах зарубежных и отечественных ученых и практиков. Многие исследователи акцентируют особое внимание на вопросах формирования, развития инновационного менеджмента, а также проблемах эффективного использования инновационного потенциала в современных моделях рыночного хозяйства. Этой проблематике посвящены труды таких ученых, как Аньшин В.М., Баркер А., Горфинкель В.А., Гохберг Л.М., Зеленский Ю.Б., Иванов Г.И., Ильенков С.Д., Клейтон М., Копер Джон П., Медынский В.Г., Пригожий А. И, Твисс Б., Фабоцци Фр. Дж., Швандер В.А., Шумпетер Й.

Исследование различных аспектов инновационной деятельности в финансовой и банковской сферах можно найти  в трудах Алавердова А.Р., Бланка И.А., Лаврушина О.И., Мамоновой И.Д., Мурычева А.Н., Роуза П. С, Русанова Ю.Ю., Сенчагова В.И., Смулова A. M., Тагирбекова К.Р., Трайнева В.А., Пановой Г.С., Черных СИ., Шенаева В.Н., Хоминич И.П. и ряда других.

Объектом исследования явились  отдельные подсистемы инновационного комплекса банка и взаимозависимости, возникающие между ними в процессе формирования и реализации инновационной политики.

Целью дипломной работы является развитие механизма реализации эффективной  инновационной политики в банках, обеспечивающего внедрение современных финансовых и организационно-экономических инноваций.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения ряда логически  взаимосвязанных задач, последовательно  раскрывающих тему:

обосновать сущность и отдельные  составляющие понятия инновации;

разработать концептуальные положения  о формировании инновационной политики банков на основе стратегического планирования, а также определить основные инструменты  механизма управления инновационной  деятельностью в банках;

Теоретической и методологической основой дипломного проекта послужили фундаментальные и прикладные научные работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей по теории банковского дела, банковскому менеджменту, инновационному менеджменту.

Информационной базой дипломного проекта послужили законодательные и нормативные документы Российской Федерации, Центрального банка РФ, информационные ресурсы сети Интернет, материалы периодической печати, научно-методическая литература и материалы научных конференций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие банковских  инноваций

 

1.1 Инновация: понятие,  виды

 

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной  общественности и предпринимательских  кругов России. Именно в настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”  Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

Австрийский экономист Й. Шумпетер является основоположником теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя для получения прибыли и обосновал, что "динамичный предприниматель" является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил и дал характеристику "новых комбинаций изменений в развитии".

П.Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Определение П.Ф. Дракера, на наш взгляд, более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость практической реализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве условия эффективности развития производства.

В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Традиционно все инновации делятся  на две основные категории: технологические  и нетехнологические.

Большинство исследователей уделяют  наибольшее внимание технологическим инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивности развития производства. К ним относят все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс.

Соответственно, инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относят к нетехнологическим инновациям.

Термин "инновация" стал активно  использоваться в переходной экономике  России как самостоятельно, так и  для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство  основывается на экономических и  социальных теориях, согласно которым  изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества  приобретает новое качество –  становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо.  Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда  получают общественное признание, когда  будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом  качестве они выступают как нововведения (инновации).

Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом  анализе тех возможностей, которые  эти изменения могут дать для  экономических или социальных нововведений.

Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:

  • Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;
  • Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
  • Изменение потребностей производственного процесса;
  • Изменения в структуре отрасли или рынка;
  • Демографические изменения;
  • Изменения в восприятии и в ценностных установках;
  • Новые знания, научные и ненаучные.

Инновация скорее есть экономический  и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

Рассмотрим последовательно все  вышеперечисленные источники инновационных  возможностей. При этом, однако, надо помнить, что границы между этими  источниками инновационных идей размыты; более того, эти источники  часто перекрывают друг друга. Вместе с тем, каждый из названных источников обладает своими собственными характеристиками, поэтому анализировать их следует по отдельности.

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования  и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования.

Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

Информация о работе Инновации в банковской деятельности