Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:28, реферат
Целью работы является рассмотрение теоретических основ государственного кредита и его видов, а также анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
рассмотреть теоретические основы государственного кредитования;
изучить понятие и сущность государственного долга;
исследовать управления государственным долгом.
Введение
Теоретические основы государственного кредита
Анализ государственного кредитования. Государственные займы и государственный долг
Проблемы государственного долга
Заключение
Список использованной литературы
"...К
государственному долгу
Принято классифицировать государственный долг по различным основаниям. Обычно в качестве таковых используют следующие: экономический признак (набор слагаемых компонентов), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.
По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Согласно существующим уровням власти (классификация по типу заемщика) государственный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской федерации и муниципальный долг.
Государственный долг может существовать в следующих формах: кредитные соглашения и договора; государственные и муниципальные займы; договора и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договора о предоставлении государственных и муниципальных гарантий; соглашения и договора о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации тридцатью годами (согласно п.3 ст. 98 Бюджетного кодекса РФ), а для муниципальных образований – десятью (ст. 100 Бюджетного кодекса РФ).
В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса РФ в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены иностранной валюте; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Внимание
привлекает то, что в статье особо подчеркивается,
какие обязательства включаются в объем
государственного внутреннего долга РФ
(п. 4 ст. 98) и в объем государственного внешнего
долга РФ (п. 5 ст. 98).
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.
Статья 122 Бюджетного кодекса РФ характеризует государственный кредит следующим образом.
Внешними
долговыми требованиями Российской
Федерации являются финансовые обязательства
иностранных государств и (или) иностранных
юридических лиц перед
Государственный
долг - сумма задолженности
Различают капитальный государственный долг, представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, и текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Если государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, то это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.
Государственный
внутренних долг состоит из задолженности
прошлых лет и вновь возникшей.
Российская Федерация не несет ответственности
по долговым обязательствам национально-территориальных
образований Российской Федерации, если
они не были гарантированы Правительством
РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных
и административно-
По данным Министерства финансов РФ, за последние 40 лет внутренний государственный долг нашей страны увеличился во много раз, достигнув к апрелю 2011 г. суммы 2746,5 млрд. руб. против суммы 40,0 млрд. в 1997 г. Такое положение в сфере государственного кредита отражает общее кризисное состояние финансов, проявляющееся в первую очередь в нарастающих бюджетных трудностях, увеличивающемся дефиците государственного бюджета.
Структура
государственного внутреннего долга РФ
в 2011 году показана на схеме 1.
Схема
1. Структура государственного внутреннего
долга РФ в 2011 году
Внутренний государственный долг является неотъемлемой частью общего государственного долга. Его обслуживание производится Банком России путём осуществления операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате долга в виде процентов по ним или в иной форме.
Внешний долг носит политический характер и является своего рода инструментом внешней политики.
Под государственным внешним долгом понимают долг бывшего СССР и новый российский долг.
Внешний долг России складывается из:
Российское правительство утверждает, что страна не может полностью погашать свои текущие обязательства по внешним долгам. Оно выработало принципы разделения долгов на собственно российские, т.е. возникшие начиная с 1992 г., и советские, образовавшиеся до 1992 г. Правительство готово отвечать полностью по российскому долгу и стремится реструктуризовать советский.
Структура государственного
внешнего долга по материалам Министерства
Финансов РФ представлена на рисунке 1.
Задолженность странам - участницам Парижского клуба | |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб | |
Задолженность бывшим странам СЭВ | |
Коммерческая задолженность | |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | |
Еврооблигационные займы | |
ОВГВЗ | |
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России | |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
Рис.
1. Структура государственного внешнего
долга РФ на 2011 г.
В докладе Министерства финансов РФ «О результатах и основных направлениях деятельности на 2011-2013 гг» говорится о том, что объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году увеличен по сравнению с 2009 годом, не достигнуто прогнозное значение, он составляет 11,3 % к ВВП, при этом доля государственного внешнего долга в государственном долге Российской Федерации сокращена до 31,5 % по сравнению с 2009 годом. Доля внутреннего долга в государственном долге Российской Федерации в 2010 году увеличена по сравнению с 2009 годом на 3,7 % и составляет 68,5 %.
Если
власти России будут и впредь проводить
грамотную экономическую
Сложившаяся ситуация требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, в первую очередь на инвестиции, оборону и управление.
Государственный
долг является характеристикой
Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашение долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения. На его обслуживание последние годы уходило почти четверть расходов бюджета.
На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом – порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.
В статье 105 БК РФ не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.