Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:28, реферат
Целью работы является рассмотрение теоретических основ государственного кредита и его видов, а также анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.
Цель работы потребовала решения следующих задач:
рассмотреть теоретические основы государственного кредитования;
изучить понятие и сущность государственного долга;
исследовать управления государственным долгом.
Введение
Теоретические основы государственного кредита
Анализ государственного кредитования. Государственные займы и государственный долг
Проблемы государственного долга
Заключение
Список использованной литературы
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счет заимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В частности, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам, путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случае их банкротства, при помощи страхования риска по низким ставкам неплатежа экспортерам национальных товаров и др.
Деятельность Российской Федерации в качестве гаранта в последние годы расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сбербанке РФ, выступает гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп); осуществляет финансовую поддержку экспорта товаров и услуг, производимых отечественными товаропроизводителями.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
1)
тесно связана с деятельностью
государства и состоянием
2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
3)
осуществляется не только финансовыми
структурами, но и кредитными институтами.
В основном контролируется целевое использование
средств, сроки их возврата и своевременность
уплаты процентов.
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обуславливают развитие международного государственного кредита, то есть осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигация – это наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов: (величины номинального процента по облигации; насыщенности рынка ценными бумагами; доверия населения правительству и др.).
Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые страны, международные финансовые организации - Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Итак, основным способом привлечения денежных средств является выпуск государственных займов.
"...1.
По договору государственного
займа заемщиком выступает
2.
Государственные займы
3.
Договор государственного
На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого назначения. Заимствование средств на более низком уровне часто носит конкретную целевую направленность. В качестве примера можно привести Экологический заем администрации Ярославской области, Жилищный заем муниципалитета г. Ярославля.
Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:
1.
По субъектам кредитных
-
займы центрального
- займы местных органов власти.
2. По месту размещения:
- внутренние;
- внешние.
3. По срокам:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (от 1 до 5 лет);
- долгосрочные (5 и более лет).
Средства привлекаются государством на заранее определенный срок. Так, Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 года предусмотрено, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными действиями займа, но не могут превышать 30 лет.
4. По обеспечению долговых обязательств:
- закладные;
- беззакладные.
Закладные займы обеспечиваются каким-либо конкретным имуществом или доходом. Такие займы обычно выпускаются местными органами власти.
Беззакладные займы не обеспечиваются чем-то определенным. В качестве обеспечения выступает все имущество государства. Поэтому такие займы обычно выпускает центральное правительство. Надежность займов Центрального правительства исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются в каких-либо дополнительных гарантиях.
5. По характеру выплачиваемого дохода:
- выигрышные;
- процентные;
- с нулевым купоном.
Выплата доходов по выигрышным займам осуществляется на основе лотерей. Такие облигации не пользуются большим спросом.
Основным видом являются процентные займы, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким займам.
Долговые бумаги по краткосрочным займам не имеют купонов. Они покупаются со скидкой, а выкупаются заемщиком по номиналу. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие займы получили название займов с нулевым купоном.
6. По методу определения дохода:
- с твердым доходом;
- с плавающим доходом.
Процентная ставка по займам с твердым доходом является неизменной на весь срок займа.
По займам с плавающим доходом процентная ставка является непостоянной, а колеблется в зависимости от изменения рыночной ставки ссудного процента.
Необходимо добавить, что в результате привлечения займов и кредитов у государства возникают долговые обязательства. Этот факт отрицать нельзя, но очевидным является и то, что государство делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств. Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели – получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей.