Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:51, контрольная работа
Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства. Отличительной особенностью государственного кредита является то, что одним из участников отношений является государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти), а другой участник государственных кредитных отношений может быть представлен населением, субъектами хозяйствования различных форм собственности, предприятиями общественных организаций и самими общественными организациями, а также иностранными физическими и юридическими лицами и государствами.
1 Экономическая сущность и функции государственного кредита.
2 Внутренний государственный кредит и его формы.
3 Государственные займы и их классификация.
4 Международный государственный кредит.
5 Государственный долг. Управление государственным долгом
При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:
· рефинансирование;
· реструктуризация;
· конверсия;
· консолидация;
· обмен облигаций по регрессивному соотношению;
· унификация;
· отсрочка погашения;
· аннулирование.
В
условиях значительного роста
· замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, эквивалентные им по сумме;
· замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;
·
размещение новых облигаций с
целью использования вырученных
средств для расчетов по облигациям
с истекающими сроками
Рефинансирование государственного долга может активно использоваться при погашении внешней задолженности. Однако в этом случае страна, которая использует этот метод, должна иметь экономическую и политическую стабильность.
Государственный
долг также погашается путем проведения
тиражей выигрышей, когда вместе
с суммой выигрыша погашается и номинальная
стоимость облигации. Также государственный
долг погашается и посредством выпуска
государственных ценных бумаг. Выплаты
выигрышей, процентов и сумм по погашению
займов составляют основную долю расходов
по управлению государственным долгом.
Сюда относятся также расходы
по изготовлению, пересылке и реализации
ценных бумаг государства, проведению
тиражей выигрышей и некоторые
другие расходы. Заботясь о повышении
эффективности государственного кредита,
правительство стремится к
Реструктуризация представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга.
Конверсия - это изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа. Наиболее распространенными видами конверсии внешнего государственного долга являются:
· обмен на логовые обязательства третьих стран;
·
погашение долга товарными
· обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях;
· обмен долга на собственность.
Консолидация - это изменение срока действия самого займа, как правило, в сторону увеличения путем перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Унификация - это когда правительство меняет ранее выпущенные займы на новые.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению - это когда несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую облигацию.
Отсрочка погашения. Данные меры правительство проводит, когда в том случае, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет для государства финансовой эффективности.
Аннулирование государственного долга - отказ государства от обязательств по внутренним и внешним займам. Эта мера как правило осуществляется в силу двух причин:
· государство объявляет о своем банкротстве или о финансовой несостоятельности.
· приход к власти новой политической силы.
При управлении внутренним государственным долгом применение данных методов возможно в одностороннем принудительном порядке. Однако регулирование с их помощью объема внешней задолженности, как правило, - всегда результат переговорного процесса. При наличии долгового кризиса регулированием долга официальным кредиторам занимается Парижский клуб, а долга банкам - Лондонский клуб. Парижский клуб - это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Лондонский клуб объединяет банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или юридическим лицам этих стран.
В
нашей стране управление государственным
долгом по поручению Правительства
Республики Беларусь осуществляется Министерством
финансов. Одна из главных задач
государства в управлении государственным
долгом - ограничение его величины,
т.к. по достижении определенного соотношения
платежей по обслуживанию государственного
долга и ВВП затормаживается
экономический рост. Чтобы не допустить
неконтролируемого роста
Правительства и парламенты многих стран мира разрабатывают и проводят в жизнь мероприятия по снижению негативного влияния государственного долга на экономику. В этих целях используются финансово-правовые механизмы, заключающиеся в определении на законодательном уровне предельных размеров внутреннего и лимита внешнего государственного долга. Поскольку государственный долг образуется главным образом в связи с хроническими бюджетными дефицитами, разрабатываются программы по уменьшению государственных расходов, увеличению налоговых поступлений.
Осуществление
управления государственным долгом
занимает очень важное место в
системе регулирования
Величина
прямого государственного долга
и долга, гарантированного правительством,
рассчитывается по номинальной стоимости
долговых обязательств. Долг, номинированный
в иностранной валюте, пересчитывается
в белорусские рубли по официальному
курсу, установленному Национальным банком
РБ на дату составления отчета. Отчет
о государственном долге
Практическая
часть
Особенности развития государственного кредита в Республике Беларусь в настоящее время. |
|||||
В
настоящее время
· гарантию полноты и своевременности платежей;
·
возможность единовременного
· высокую ликвидность;
· относительно высокую доходность;
· наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.
В
настоящее время
Местные органы власти на кредитной основе осуществляют мобилизацию средств, которые используются на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.
Тем не менее, в условиях сложившегося мирового кризиса, для повышения эффективности государственного кредита необходимо:
· обеспечить реальную защиту интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в банках;
· повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;
· пробудить реальный интерес физических и юридических лиц к кредитным операциям государства, для чего целесообразно не только защищать интересы кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);
· расширить круг заимодателей за счет доступа к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций и учреждений;
· перейти при реализации государственных ценных бумаг от официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;
·
восстановить практику гарантирования
кредитных операций нижестоящих
органов власти вышестоящими органами
власти в целях создания благоприятных
условий для становления
·
осуществить переход от безвозвратного
бюджетного финансирования предприятий
и организаций на оказание им помощи
преимущественно путем
·
отказаться от прямого безвозмездного
и безвозвратного использования
общегосударственного ссудного фонда
в бюджетных целях и
Использование временно свободных денежных средств физических и юридических лиц с учетом их экономической заинтересованности в настоящее время в Республике Беларусь содействует оптимизации сбережений, сбалансированности доходов и расходов населения, а также ведет к нормализации денежного обращения. Это еще раз свидетельствует о необходимости принятия органами государственного управления мер по расширению базы государственного кредита. С целью привлечения валютных сбережений населения для финансирования экономики с 1999 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление об основных условиях выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь. В настоящее время в Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускаются со сроком обращения до одного года, государственные долгосрочные облигации (ГДО) - со сроком обращения один год и более.