Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства. Отличительной особенностью государственного кредита является то, что одним из участников отношений является государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти), а другой участник государственных кредитных отношений может быть представлен населением, субъектами хозяйствования различных форм собственности, предприятиями общественных организаций и самими общественными организациями, а также иностранными физическими и юридическими лицами и государствами.

Содержание

1 Экономическая сущность и функции государственного кредита.

2 Внутренний государственный кредит и его формы.

3 Государственные займы и их классификация.

4 Международный государственный кредит.

5 Государственный долг. Управление государственным долгом

Работа содержит 1 файл

Деньги, кредит, банки1.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

     По  методу определения дохода различают:

     · займы с постоянным доходом;

     · займы с фиксированным доходом;

     · займы с переменным купонным доходом.

     По  займам с постоянным доходом величина получаемого дохода устанавливается в условиях каждого отдельного выпуска займа. По займам с фиксированным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем выпускам займа. По займам с переменным купонным доходом процентный доход привязывается к заранее установленной базе (уровень доходности другого займа, средняя доходность государственных ценных бумаг и т. д.).

     По  методам размещения государственные  займы делятся на:

     · добровольные - облигации по этим займам свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями;

     · принудительные - распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, которое предусматривает строгую ответственность за уклонение от покупки облигации;

     · займы, размещаемые по подписке. Это  займы с рассрочкой платежа, которые  размещаются среди населения.

     В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения  облигаций различают:

     · займы с правом досрочного погашении;

     · займы без права досрочного погашения;

     · рентные заем.

     Рентный заем предусматривает выплату дохода без обязательства погасить заем. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни.

     По  срокам погашения облигаций различают  краткосрочные (на срок до одного года) и долгосрочные (на срок более года) займы.

     По  форме выпуска различают документарные  и бездокументарные займы. Документарные  займы оформляются на бумажных носителях, бездокументарные - существуют в виде записей на электронных счетах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Международный государственный  кредит

     Международный государственный кредит представляет собой отношения, при которых  государство выступает на мировом  финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения  принимают форму государственных  внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Получателями внешних займов могут  выступать центральные правительства  и местные органы власти. Кредиторами  являются правительства, финансово-кредитные  учреждения, а также международные  организации.

     Международный государственный кредит может предоставляться  в форме прямых кредитов правительства  одной страны правительству другой страны. Такие кредиты носят по большей части долгосрочный характер и выдаются как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Их условия определяются заключаемыми межправительственными соглашениями. Целью получения государственного кредита страной-заемщиком является, как правило, финансирование дефицита государственного бюджета, импорт товаров  стратегического характера, реализация инвестиционных проектов или регулирование  сальдо платежного баланса. Если страна-кредитор очень заинтересована в реализации на мировом рынке определенных национальных товаров, она может предоставлять  технические кредиты для их закупки. Страна-заемщик погашает такие кредиты  встречными поставками товаров или  оформляет их как государственный  долг.

     В качестве кредиторов выступают главным  образом развитые страны, которые  при выдаче государственных кредитов чаще всего исходят из своих политических и экономических интересов, желания  расширить сферу геополитического влияния (например, получить доступ к  источникам сырья, обеспечить проникновение  в кредитуемую страну частного национального  капитала и т.д.).

     Международный государственный кредит предоставляется  также путем покупки правительством государственных ценных бумаг, выпущенных в другой стране. Например, государство  может часть доходов от внешнеэкономической  или другой деятельности разместить с целью обеспечения их сохранности  в государственные ценные бумаги высокоразвитой страны с устойчивой свободно конвертируемой валютой, выполняющей  функции резервной.

     В Республике Беларусь в первой половине 90-х годов для покрытия дефицита бюджета, укрепления позиций белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение  иностранных кредитов. Однако затем  произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку  внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной  перестройки экономики.

     В настоящее время масштабы прямого  государственного кредитования стали  незначительными в связи с  развитием деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Государственные кредиты предоставляются в основном развивающимся странам (на льготных условиях). Для беднейших стран, не имеющих возможности привлекать частные инвестиции, они до сих пор остаются важным источником внешнего финансирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Государственный  долг. Управление  государственным  долгом

     Функционирования  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга. Государственный долг - это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности.

     Государственный долг делится на внутренний и внешний, капитальный и текущий.

     Капитальный государственный  долг представляет собой всю сумму выпущенных и неоплаченных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

     Текущий государственный  долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил, т.е. это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в текущем периоде.

     В соответствии со статей 1 Закона Республики Беларусь «О внешнем государственном  долге», внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Таким  образом, внешний государственный  долг - совокупность обязательств правительства  по непогашенным внешним займам и  невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг формируется  не только по прямым обязательствам государства, но и по обязательствам резидентов, гарантированным государством.

     Для анализа внешнего долга страны используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели (показатели общего плана) отражают динамику совокупного размера задолженности, ее структуру по срокам, источникам, странам и другим критериям. Относительные показатели характеризуют задолженность в сопоставлении с показателями экономического развития страны и отражают уровень кредитной безопасности по внешнему долгу. Используются, например, такие показатели, как отношение суммы внешнего долга к экспортной выручке, отношение суммы внешнего долга к ВВП, норма обслуживания долга, рассчитываемая как отношение платежей по внешнему долгу к экспортной выручке, и др.

     Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном долге  Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)» и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».

     В соответствии с законодательством  внешние государственные займы  в нашей стране могут привлекаться в виде:

     · иностранных кредитов, предоставляемых  республике;

     · иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную  гарантию;

     · в долларовом эквиваленте займов, получаемых от размещения на внешних  финансовых рынках государственных  ценных бумаг в качестве государственных  долговых обязательств.

     В настоящее время нет однозначного мнения о роли внешнего государственного долга в экономическом развитии страны. Он может оказывать разнонаправленное воздействие на основные макроэкономические показатели государства, результат которого зависит от двух величин: уровня внешнедолговой зависимости страны и эффективности использования заемных средств. Еще в 60-х годах 20века американский экономист Д. Аврамович выдвинул теорию трехстадийного развития внешней задолженности. В соответствии с ней страна-заемщик проходит три стадии развития внешней задолженности. На первой стадии наращивание внешнего долга опережает темпы роста ВВП. Эта стадия соответствует низкому уровню национальных сбережений. Страна вынуждена заимствовать финансовые ресурсы для национальных инвестиций и выплаты старых задолженностей. На второй стадии темпы роста внешнего долга начинают отставать от темпов роста ВВП. Уровень внутренних сбережений страны-заемщика позволяет осуществлять инвестиции, а внешние заимствования используются для обслуживания внешнего долга. На третьей стадии внешняя задолженность сокращается , так как объем национальных сбережений позволяет как осуществлять инвестиции, так и обслуживать внешний долг.

     Таким образом, внешние займы позволяют  стране инвестировать и потреблять больше, чем производит ее экономика. Эффективное использование заемных  ресурсов для финансирования накопления капитала позволяет ускорить экономический  прогресс. Привлечение займов может  привести к увеличению производственных мощностей и росту ВВП. При  этом должно расширяться как производство товаров для внутреннего потребления, так и увеличиваться экспорт. Рост экспорта позволит производить  процентные и амортизационные выплаты  по растущему внешнему долгу.

     Понятие внутреннего государственного долга  дано в Законе Республики Беларусь от 27. 03. 1993 г., № 2328-17 «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь». В соответствии с этим законом, под внутренним долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Они обеспечиваются имуществом и другими актами, находящимися в республиканской собственности.

     Само  наличие государственного долга  предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на его оптимизацию. К  таким мероприятиям относятся:

     · выплата доходов кредиторам и  погашение займов;

     · изменение условий выпущенных займов;

     · определение условий эмиссии;

     · выпуск новых займов.

     Управление  государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий в себя три этапа:

     · определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах;

     · привлечение финансовых ресурсов;

     · погашение и обслуживание долговых обязательств.

     На  первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований  и гарантий на очередной бюджетный  год, выбираются инструменты привлечения  ресурсов и повышения эффективности  их использования. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска  и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или  предоставления государственных гарантий. Третий этап заключается в поисках  источников финансовых ресурсов для  погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременном  выполнении долговых обязательств. Государственные  долговые обязательства могут погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник  оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

Информация о работе Государственный кредит