Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:51, контрольная работа
Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства. Отличительной особенностью государственного кредита является то, что одним из участников отношений является государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти), а другой участник государственных кредитных отношений может быть представлен населением, субъектами хозяйствования различных форм собственности, предприятиями общественных организаций и самими общественными организациями, а также иностранными физическими и юридическими лицами и государствами.
1 Экономическая сущность и функции государственного кредита.
2 Внутренний государственный кредит и его формы.
3 Государственные займы и их классификация.
4 Международный государственный кредит.
5 Государственный долг. Управление государственным долгом
По методу определения дохода различают:
· займы с постоянным доходом;
· займы с фиксированным доходом;
· займы с переменным купонным доходом.
По займам с постоянным доходом величина получаемого дохода устанавливается в условиях каждого отдельного выпуска займа. По займам с фиксированным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем выпускам займа. По займам с переменным купонным доходом процентный доход привязывается к заранее установленной базе (уровень доходности другого займа, средняя доходность государственных ценных бумаг и т. д.).
По методам размещения государственные займы делятся на:
· добровольные - облигации по этим займам свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями;
· принудительные - распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, которое предусматривает строгую ответственность за уклонение от покупки облигации;
· займы, размещаемые по подписке. Это займы с рассрочкой платежа, которые размещаются среди населения.
В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций различают:
· займы с правом досрочного погашении;
· займы без права досрочного погашения;
· рентные заем.
Рентный заем предусматривает выплату дохода без обязательства погасить заем. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни.
По срокам погашения облигаций различают краткосрочные (на срок до одного года) и долгосрочные (на срок более года) займы.
По
форме выпуска различают
4 Международный государственный кредит
Международный
государственный кредит представляет
собой отношения, при которых
государство выступает на мировом
финансовом рынке в роли заемщика
или кредитора. Эти отношения
принимают форму
Международный
государственный кредит может предоставляться
в форме прямых кредитов правительства
одной страны правительству другой
страны. Такие кредиты носят по
большей части долгосрочный характер
и выдаются как на двухсторонней,
так и на многосторонней основе.
Их условия определяются заключаемыми
межправительственными
В
качестве кредиторов выступают главным
образом развитые страны, которые
при выдаче государственных кредитов
чаще всего исходят из своих политических
и экономических интересов, желания
расширить сферу
Международный
государственный кредит предоставляется
также путем покупки
В Республике Беларусь в первой половине 90-х годов для покрытия дефицита бюджета, укрепления позиций белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.
В
настоящее время масштабы прямого
государственного кредитования стали
незначительными в связи с
развитием деятельности Международного
валютного фонда, Всемирного банка и других
международных финансовых институтов.
Государственные кредиты предоставляются
в основном развивающимся странам (на
льготных условиях). Для беднейших стран,
не имеющих возможности привлекать частные
инвестиции, они до сих пор остаются важным
источником внешнего финансирования.
5 Государственный долг. Управление государственным долгом
Функционирования государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности.
Государственный долг делится на внутренний и внешний, капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и неоплаченных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил, т.е. это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в текущем периоде.
В соответствии со статей 1 Закона Республики Беларусь «О внешнем государственном долге», внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Таким образом, внешний государственный долг - совокупность обязательств правительства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг формируется не только по прямым обязательствам государства, но и по обязательствам резидентов, гарантированным государством.
Для анализа внешнего долга страны используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели (показатели общего плана) отражают динамику совокупного размера задолженности, ее структуру по срокам, источникам, странам и другим критериям. Относительные показатели характеризуют задолженность в сопоставлении с показателями экономического развития страны и отражают уровень кредитной безопасности по внешнему долгу. Используются, например, такие показатели, как отношение суммы внешнего долга к экспортной выручке, отношение суммы внешнего долга к ВВП, норма обслуживания долга, рассчитываемая как отношение платежей по внешнему долгу к экспортной выручке, и др.
Управление
внешним государственным долгом
Республики Беларусь осуществляется в
соответствии с Законом Республики
Беларусь «О государственном долге
Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года,
Указом Президента Республики Беларусь
от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении
Положения о внешних
В соответствии с законодательством внешние государственные займы в нашей стране могут привлекаться в виде:
· иностранных кредитов, предоставляемых республике;
· иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию;
· в долларовом эквиваленте займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
В
настоящее время нет
Таким
образом, внешние займы позволяют
стране инвестировать и потреблять
больше, чем производит ее экономика.
Эффективное использование
Понятие внутреннего государственного долга дано в Законе Республики Беларусь от 27. 03. 1993 г., № 2328-17 «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь». В соответствии с этим законом, под внутренним долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Они обеспечиваются имуществом и другими актами, находящимися в республиканской собственности.
Само наличие государственного долга предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на его оптимизацию. К таким мероприятиям относятся:
· выплата доходов кредиторам и погашение займов;
· изменение условий выпущенных займов;
· определение условий эмиссии;
· выпуск новых займов.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий в себя три этапа:
·
определение потребности в
· привлечение финансовых ресурсов;
· погашение и обслуживание долговых обязательств.
На
первом этапе определяются предельные
размеры государственных