Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства. Отличительной особенностью государственного кредита является то, что одним из участников отношений является государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти), а другой участник государственных кредитных отношений может быть представлен населением, субъектами хозяйствования различных форм собственности, предприятиями общественных организаций и самими общественными организациями, а также иностранными физическими и юридическими лицами и государствами.

Содержание

1 Экономическая сущность и функции государственного кредита.

2 Внутренний государственный кредит и его формы.

3 Государственные займы и их классификация.

4 Международный государственный кредит.

5 Государственный долг. Управление государственным долгом

Работа содержит 1 файл

Деньги, кредит, банки1.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

    МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ 
     
     
     
     
     

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

                                                                      (название кафедры) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Контрольная работа № 1

      по деньги, кредит, банки

      студентки 3 курса

      группа БУАЗ – 081

      Волковой  Анжелики Михайловны

      Шифр 080595 
       
       
       
       
       
       
       

Домашний  адрес:

212037 г. Могилев,

пер. Тютчева, д. 15

тел. 46-18-56 
 
 
 
 
 

  Могилев 2010

     Тема  контрольной работы № 17

     Теоретическая часть: Государственный кредит.

     Практическая  часть: Особенности развития государственного кредита в Республике Беларусь в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теоретическая часть 

    Государственный кредит

     Содержание

     1 Экономическая сущность и функции  государственного кредита.

     2 Внутренний государственный кредит и его формы.

     3 Государственные займы и их  классификация.

     4 Международный государственный  кредит.

     5 Государственный долг. Управление  государственным долгом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Экономическая сущность и функции государственного кредита.

     Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства. Отличительной особенностью государственного кредита является то, что одним из участников отношений является государство в лице его органов (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь, местных органов власти), а другой участник государственных кредитных отношений может быть представлен населением, субъектами хозяйствования различных форм собственности, предприятиями общественных организаций и самими общественными организациями, а также иностранными физическими и юридическими лицами и государствами. При данной форме кредита государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации выступают кредиторами.

     Возникновение и существование государственного кредита непосредственно связано  с тем, что государство как  субъект экономических отношений  для покрытия своих расходов привлекает не только доходы государственного бюджета, которые в основном состоят из налоговых поступлений, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, временно свободные финансовые ресурсы  и средства населения и хозяйствования. Уникальным способом получение этих финансовых ресурсов выступает государственный  кредит, выражающий отношение между  государством и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного  денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

     В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита:

     · государственное заимствование;

     · государственная гарантия;

     · государственный кредит.

     Государственное заимствование осуществляется в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ - это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты - это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств.

     Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита.

     Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям. В зависимости от категории заемщика различают бюджетные и государственные кредиты. Бюджетные кредиты - это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическими лицами своей страны или местными органами власти. Государственный кредит - это средства, предоставляемые на возвратной основе другими государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

     Государственный кредит выполняет две основные функции:

     · фискальная;

     · регулирующая;

     Фискальная  функция государственного кредита заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные расходы без соответствующего увеличения налогообложения.

     Регулирующая  функция государственного кредита заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

     При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства. Поэтому  государственный кредит выражает часть  финансовых отношений общества, что  не допускает свободного обращения  с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных  расходов. Исторический опыт свидетельствует, что заимствование ресурсов для  финансирования государственных потребностей возможно. Однако это заимствование  должно осуществляться с соблюдением  положений, характерных для сущности государственного кредита и осуществляемых на принципах возвратности, срочности, платности.

     Если  рассматривать государственный  кредит с точки зрения его участия  в распределении национального  дохода, то он присутствует на стадии перераспределения  уже распределенного доход. Поэтому  в сферу заемных операций государства  может попасть только часть доходов  и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения, к  которым относятся временно свободные  денежные средства населения, предприятия  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления. Однако при  определенных условиях население и  трудовые коллективы идут на ограничение  потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают  не только временно свободные денежные средства, но и суммы, предназначенные  для удовлетворения первоочередных потребностей или финансирования необходимых  производственных и социальных расходов предприятий. Подобное может произойти  на добровольной основе лишь в условиях проведения государством активной и  гибкой политики при максимальном разнообразии доходности государственных ценных бумаг, сроков действия государственных ценных бумаг, способов выплаты дохода, абсолютной ликвидности государственных ценных бумаг.

     При недостаточной привлекательности  государственных ценных бумаг для  потенциальных кредиторов данная возможность  осуществима лишь по принуждению  со стороны правительства. В то же время формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках государства  за счет мобилизации денежных средств  населения, предприятий, организаций  является лишь одной из сторон государственных  кредитных отношений. Второй аспект указанных связей обусловлен тем, что  выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет доходов  государственного бюджета. В данном случае круг плательщиков налогов и  сборов не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

     Государственное заимствование может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем  рынках. Вследствие чего выделяют внутренний и внешний (международный) государственный  кредит. Внутри Республики Беларусь, при  осуществлении государственного кредитования, государство, как правило, выступает  в роли заемщика временно свободных  средств физических и юридических  лиц, а население, предприятия, организации - в роли кредиторов. В международном  отношении государство может  выступать как в роли заемщика, так и в роли кредиторов. В государственные  кредитные отношения включается также условный кредит, когда государство  выступает в роли гаранта выполнения условий по кредитам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Внутренний государственный кредит и его формы.

     Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах:

     · государственные займы;

     · обращение части вкладов населения  в государственные займы;

     · заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

     · казначейские ссуды (бюджетные ссуды);

     · гарантированные займы.

     Государственные займы - основная форма государственного внутреннего кредита. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

     Облигация - это наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты.

     Другим  действующим в нашей стране видам  государственных ценных бумаг является казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, в форме выплаты дохода и свободе обращения.

     Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или на специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на накопление бюджета.

     По  облигационным государственным  займам доход может выплачиваться  в виде процентов, выигрышей или  не выплачиваться вовсе (по целевым  займам). Условиями выплаты казначейских обязательств предусматривается выплата  дохода только в виде процентов.

     Облигации могут свободно обращаться и быть с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

     В настоящее время ставится вопрос о целесообразности применения казначейских ссуд. В данном случае государственные органы могут оказывать предприятиям и организациям финансовую помощь, но на началах срочности, платности, возвратности. Бюджетные отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях.

     Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях (по срокам и уровню процента) в случае финансовых затруднений предприятий  и хозяйственных организаций  ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации. Эти ссуды не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затрудненном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлениях в экономике и т.п.

Информация о работе Государственный кредит