Государственный кредит, необходимость, сущность, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное рассмотрение экономической категории государственного кредита, а также особенностей формирования государственного долга и его управления.
Проведенный анализ даст возможность выделить основные преимущества государственного кредитования как средства изыскания бюджетных средств. Кроме того, с учетом мнения специалистов и мирового опыта будут выделены основные принципы управления государственным долгом в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

- конверсия (изменение доходности займов путем снижения размера выплачиваемых по займам процентов);

- консолидация (увеличение или уменьшение срока действия ранее выпущенных займов);

- унификация займов (объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа);

- отсрочка (в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта; отсрочка схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним);

- аннулирование (государство частично или полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам) [8, c. 291].

Метод унификации, предусматривающий объединение ранее существующих займов, предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа используется государством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, так как большая часть новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при котором владелец облигаций продолжает получать доход.

Аннулирование государственного долга - крайняя мера. То, что государство полностью или частично отказывается от обязательств по выпущенным займам, является обычно следствием прихода к власти новых политических сил.

Что касается приоритетных задач управления внешним долгом, то это прежде всего:

- обеспечение национальной экономики Республики Беларусь внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального эффективного развития,

- осуществление контроля за эффективным и целевым использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать внешний долг [4, c. 107].

Эффективность управления государственным долгом зависит от следующим принципов:

1) безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования;

2) единство учета всех видов эмитированных обязательств;

3) снижение рисков влияния конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;

4) оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;

5) сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами – резидентами и нерезидентами;

6) прозрачность выпуска займов, доступ к достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, что способствует укреплению кредитной репутации Республики Беларусь в качестве государства-заемщика [9, c. 142].

Под приведенной стоимостью платежей по государственному (внешнему) долгу понимается сумма всех платежей по погашению и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования.

В мировой практике задолженность считается чрезмерной, если отношение приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к внутреннему валовому продукту составляет более 80%, экспорту товаров и услуг – 220% и более. Умеренной считается задолженность, при которой первый показатель находится в пределах 18-80%, а второй – 132-220%. По расчетам Всемирного банка, в Республике Беларусь значения указанных показателей намного ниже приведенных критериев о чрезмерности государственного долга [8, c. 293].

Согласно Закону о бюджете, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь установлен в размере 6 млрд. долларов США.

Кроме того, в Республике Беларусь при управлении государственным долгом также используются не требующие специальных расчетов показатели:

- отношение внешнего долга к внутреннему валовому продукту (критический уровень 50%, максимальный 60%),

- отношение годовых платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критический уровень 25%).

По состоянию на 01.07.08г. внешний государственный долг составил 2 млрд. 313 млн. долларов США. При этом кредиты, привлеченные правительством, снизились на 0,2%, а кредиты под гарантии правительства увеличились на 0,4%.

В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах законодательство обычно устанавливает его лимит. В мировом сообществе считается, что государственный долг страны не должен превышать отметки около 60% ее валового внутреннего продукта. Так, именно этот критерий (наряду с уровнем инфляции, уровнем бюджетного дефицита и пр.) является одним из показателей, учитываемых при принятии решения о вступлении страны в Европейское экономическое сообщество и Европейский союз.

Таким образом, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу свидетельствуют о том, что Республики Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Несмотря на это, учитывая характер государственного долга государства, Беларусь должна использовать внутренние источники средств для погашения государственного долга. В целях снижения финансового напряжения Правительство Республики проводит работу по реструктуризации внешней и внутренней задолженности страны.


Заключение

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других общегосударственных программ.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций для удовлетворения потребностей общества на условиях возврата и платности.

Кроме того, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.

В случае дефицитности государственного бюджета мобилизуемые финансовые ресурсы направляются  на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые средства используются для финансирования экономических и социальных программ.

Таким образом, государственный кредит рассматривается в качестве средства укрепления финансового положения государства, способствующего достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета и выступающего важным источником ускорения социально-экономического развития.

Вместе с тем, внутренний и внешний государственные кредит формируют значительную часть государственного долга. Несмотря на то, что в настоящее время Республика Беларусь относится к странам с низким государственным долгом, Правительство Республики проводит работу по управлению государственным долгом с целью его снижения и реструктуризации.

 


Список использованных источников

1.                       Жук И.Н., Киреева Е.Ф. Международные финансы. Мн.: БГЭУ, 2003

2.                       Закон Республики Беларусь от 26.12.2007г. «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.gov.by/

3.                       Иохин В.Я. Экономическая теория- М.: Юристъ, 2005.

4.                       Моляков Д.С. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства. М.: Звезда, 2002.

5.                       Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Мн., 2007

6.                       Поляк Г. Б. Бюджетная система России - М.: Юнити-Дана, 2005 г.

7.                       Сорокина Т.В. Государственный бюджет. Мн.: БГЭУ, 2003

8.                       Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В.Сорокина и др. Мн.: БГЭУ, 2005.

9.                       Управление финансами предприятия. Справочно-практическое пособие / Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич. Минск. 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 



Информация о работе Государственный кредит, необходимость, сущность, формы