Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное рассмотрение экономической категории государственного кредита, а также особенностей формирования государственного долга и его управления.
Проведенный анализ даст возможность выделить основные преимущества государственного кредитования как средства изыскания бюджетных средств. Кроме того, с учетом мнения специалистов и мирового опыта будут выделены основные принципы управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Введение
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством временно свободных денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами в этом случаю, как правило, выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство.
Государство привлекает заемные средства как в периоды экономического спада 9с целью покрытия дефицита государственного бюджета, так и в стадии финансовой стабильности и экономического подъема. В этом случае за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного характера без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.
В процессе осуществления внутренних и внешних государственных займов возникает государственный долг, способный оказывать на национальную экономику негативное воздействие. Государство в лице правительства принимает меры по управлению государственным долгом с целью снижения его нагрузки на экономику.
Целью данной работы является комплексное рассмотрение экономической категории государственного кредита, а также особенностей формирования государственного долга и его управления.
Проведенный анализ даст возможность выделить основные преимущества государственного кредитования как средства изыскания бюджетных средств. Кроме того, с учетом мнения специалистов и мирового опыта будут выделены основные принципы управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
- определить понятие, роль и значение государственного кредита, разграничить понятия государственного и банковского кредитов;
- рассмотреть основные формы государственного кредита, выделить преимущества внешних займов для национальной экономики;
- рассмотреть особенности формирования государственного долга и особенностей управления им..
Представленная работа выполнена с целью формирования объективной оценки государственного кредита.
Объектом исследования является государственный кредит и государственный долг как его закономерность.
Предметом исследования выступают функции, инструменты и закономерности государственного кредитования.
С целью ознакомления с тематикой и более глубокого понимания проблемы при написании данной курсовой работы были использованы различные литературные источники, список которых приводится в конце работы.
1. Сущность и значение государственного кредита
Государственный кредит - разновидность денежных отношений между государством и физическими и юридическими лицами по привлечению средств в централизованные фонды государства. При этом государство выступает главным образом в качестве заемщика. В отношении других государств при операциях с внешними займами Республика Беларусь может выступать как должником, так и кредитором [1, c. 213].
Органы государственной власти осуществляют мобилизацию средств, которые могут использоваться на сокращение бюджетного дефицита, благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг [8, c. 278].
В этом случае из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
В роли заемщика государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Операции в качестве кредитора, то есть когда государство представляет ссуды и гарантии, значительно уже.
Основной признак этой формы кредита - непременное участие государства в лице органов исполнительной власти различных уровней.
Как одна из форм кредитных отношений, государственный кредит характеризуется следующими признаками кредита:
- наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
- аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности. В исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов государством;
- возможность использования операций по государственному кредитованию как внутри страны, так и в международных экономических отношениях [8, c. 283].
Осуществляя функции кредитора, государство может производить кредитование:
- конкретных отраслей или регионов, испытывающих потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены;
- коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.
Государственный кредит, как правило, используется для покрытия бюджетного дефицита. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных средств.
С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов кредиторам по ним выступают бюджетные средства [7, c. 139].
Существенным преимуществом государственного кредита в форме внешних займов (кроме финансирования бюджетных потребностей) является увеличение притока иностранной валюты. Это способствует укреплению национальной денежной единицы, так как мобилизованную таким образом иностранную валюту субъекты хозяйствования национальной экономики могут использовать в экспортно-импортных расчетах.
Государственный кредит может быть:
- внутренний (кредиторами выступают отечественные юридические и физические лица);
- внешний (кредиторами выступают иностранные юридические и физические лица).
В соответствии со сроками погашения выделяют следующие виды кредитов:
- краткосрочный (до 1 года);
- среднесрочный (1-3 года);
- долгосрочный (более 3 лет) [8, c. 275].
Все долговые обязательства Республики Беларусь погашаются в сроки, определяемые и оговоренные конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
Государственный кредит участвует в обеспечении непрерывности производства, его ускорении, а также в обеспечении расширенного воспроизводства.
Государственный кредит также содействует экономии издержек обращения. Это достигается за счёт:
а) сокращения расходов по эмиссии денег, так как часть наличных денег оказывается ненужной;
б) ускорения обращения денежных средств, многократного использования свободных денежных средств;
в) сокращения резервных фондов [4, c. 211].
С помощью механизма государственного кредита государство мобилизует денежные ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций (поддержка государственных программ, социальная поддержка населения и пр.).
Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречием между растущими потребностями общества и невозможностью их полного удовлетворения за счет доходов бюджета.
Исходя из приведенной информации, можно выделить четыре основные функции, выполняемые государственным кредитом: распределительная, фискальная; регулирующая; контрольная.
Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета [8, c. 279].
Фискальная функция означает, что с помощью государственного кредита формируется централизованный денежный фонд государства. Государство-заемщик привлекает дополнительные средства для финансирования расходов. Фискальная функция государственного кредита делает налоговое бремя более равномерным.
Регулирующая функция государственного кредита выражается в воздействии на макроэкономические показатели общества. В том числе, кредит влияет:
- на объем денежной массы в обращении (так как заменяет такую инфляционную меру, как дополнительную эмиссию денег);
- на уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов( если государство выступает в роли заемщика, оно увеличивает спрос на заемные средства, и этим способствует росту цены кредита);
- на занятость и объем общественного производства (например, государство может брать на себя погашение задолженностей по кредитам предпринимателей, которые осваивают новые рынки сбыта отечественной продукции).
Наконец, контрольная функция государственного кредита выражается в том, что величина государственный кредит может служить катализатором состояния национальной экономики (далее в работе будет рассмотрено, каким образом цикличность развития экономики влияет на объемы привлекаемых государством займов) [1, c. 75].
В Республике Беларусь, где, по сути, объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленного законодательством Республики с учетом состояния экономики, государственный кредит является надежным способом привлечения в сферу бюджетного распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
Принимая во внимание цикличность развития трансформационной экономики Республики Беларусь, можно заметить и определенную цикличность в значении государственного кредита как средства финансирования государственного бюджета [5].
Так, в период экономического спада, коренных трансформаций в хозяйственном механизме государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов и государственный кредит становится главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов. Напротив, в периоды период экономического подъема потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.
Государственный кредит отличается от других кредитов тем, что он обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства. Государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств государства, т.е. бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Как самостоятельная форма кредитных отношений, государственный кредит отличается от банковского кредита рядом особенностей:
1) Причиной возникновения этого механизма является потребность государства в финансовых ресурсах. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Банковский же кредит используется для поддержки непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковский кредит могут получать любые субъекты хозяйствования на цели, установленные законодательством;
2) Для банковского и государственного кредитов различными являются условия сделки. Если для банковского кредита обязательным является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, то при государственном кредите экономические интересы участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика.
3) Если банковский кредит имеет строго целевое назначение и используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, то средства, полученные через государственный кредит, используется государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и/или для финансирования чрезвычайных расходов.
4) Различаются сроки возврата ссуды. Если при банковском кредитовании срок возврата ссуды регламентирован и его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит), то в государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику - государству не применяются.
5) Банковский и государственный кредит противоположно влияют на объем денежной массы в обращении. С помощью банковского кредита создаются деньги и таким образом банковский кредит может служить фактором появления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, является средством, используемым вместо дополнительной эмиссии денег, то есть ведет к сокращению денег в обращении [8, c. 280].
В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государственном долге, о бюджете на очередной год, а также прочие нормативные и законодательные акты государства [2].
Развитие рынка государственного кредитования (и, соответственно, государственного рынка ценных бумаг) преследует цели закрепления положительных тенденций по стабилизации денежно-кредитных отношений; расширения безинфляционного покрытия дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг; дальнейшего развития вторичного рынка ценных бумаг.
Таким образом, в целом государственный кредит при его правильной организации оказывает позитивное воздействие на национальную экономику. Мобилизация и аккумуляция государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации, ускорению и стабилизации денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей эмитируемых государством ценных бумаг.
Информация о работе Государственный кредит, необходимость, сущность, формы