Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное рассмотрение экономической категории государственного кредита, а также особенностей формирования государственного долга и его управления.
Проведенный анализ даст возможность выделить основные преимущества государственного кредитования как средства изыскания бюджетных средств. Кроме того, с учетом мнения специалистов и мирового опыта будут выделены основные принципы управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Далее в работе будет рассмотрено, какие формы государственного кредита существуют в современной экономике и какую роль играют международные займы в национальной экономике.
2. Формы государственного кредита
Основными формами государственных займов являются:
- внутренний государственный кредит (эмиссия и размещение ценных бумаг);
- получение иностранных кредитов.
В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь, направленных на покрытие бюджетного дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств [5].
Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Министерству Финансов Республики Беларусь.
Для кредиторов на внутреннем рынке государственный кредит является формой сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Это вложение финансовых ресурсов считается выгодным по той причине, что существует гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства.
Государственные займы характеризуются в первую очередь тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия бюджетного дефицита и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг [1, c. 167].
Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам такие возможности, как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д. [4, c. 120]
Обязательным условием выпуска займов в форме выпуска и размещения ценных бумаг является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в комитете по рынку ценных бумаг. В проспекте эмиссии отражаются объем займа, сроки погашения, условия обращения ценных бумаг на национальном рынке и пр.
По признаку держателей ценных бумаг выделяют государственные займы, реализуемые только среди физических лиц, только среди юридических лиц, а также универсальные займы (размещаемые как среди физических, так и среди юридических лиц).
Так, в Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом размещаются среди юридических лиц, в том числе коммерческих банков; валютные облигации на предъявителя размещаются среди физических лиц.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:
- государственные облигационные займы;
- безоблигационные займы.
Облигация – это ценная бумага, по которой ее эмитент (в данном случае – государство) обязуется выплатить держателю фиксированную сумму капитала в определенный момент в будущем или выплачивать доход, размер которого заранее установлен в форме процента к номинальной стоимости государственной облигации. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь Министерством финансов [6, c. 45].
Средства, которые поступают от продажи облигаций, могут быть направлены на пополнение бюджета или на выполнение иных государственных задач.
Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Выпуск облигаций предусматривает добровольное размещение среди юридических и физических лиц. В экономической истории известны примеры обязательной покупки государственных облигаций юридическими лицами (такой способ продажи облигаций использовался в СССР) [7, c. 169].
Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - примеры безоблигационных займов.
Казначейские обязательства (векселя) государства - ценные бумаги, дающих право своим держателям на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц [3, c. 69].
Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.
Повышение рейтинга государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг в последние годы связано со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, а также со снижением уровня инфляции и повышением ставок рефинансирования Национального банка.
Еще одной формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком (в республике Беларусь – Национальный банк) правительству страны и местным органам власти. Источником для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков [5].
Расходы государства осуществляются в основном в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
Это, однако, не уменьшает роли международного государственного кредита для экономики нашей страны.
Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.
Внешним (международным) государственным кредитом называют всю совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на общих для кредитных отношений принципах возвратности, платности и срочности.
Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений могут выступать целые государства, а объектом перераспределения – их национальный доход [8, c. 284].
Международный кредит выполняет следующие функции:
• обеспечивает перераспределение материальных и финансовых ресурсов между странами;
• позволяет более эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы;
• способствует накоплению материальных и финансовых ресурсов с целью их более рационального использования в будущем;
• ускоряет процесс реализации товаров, расширяет границы международной торговли;
• обеспечивает владение важнейшими методами конкурентной борьбы на мировом рынке;
• способствует решению программ структурной перестройки экономики отдельных стран;
• снижает платежеспособность стран-заемщиков и повышает уровень их задолженности кредиторам [7, c. 207].
Объективной основой развития международных кредитных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.
Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, отдельные юридические лица. Международный кредит предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.
Позитивная роль международного кредита в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.
Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за сет внутренних сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.
В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством Республики Беларусь и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др. [5]
Решения о привлечении и последующем использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность Республики Беларусь, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Кабинетом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров Республики Беларусь [2].
Таким образом, государство как кредитополучатель может привлекать заемные средства как на внутреннем рынке, так и на международном уровне. Международный государственный кредит служит источником ускоренного социально-экономического развития и укрепления финансового положения для страны-получателя средств; способствует укреплению международного сотрудничества, мира и взаимопонимания.
Государственный кредит формирует часть государственного долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита. В следующей главе будет рассмотрено понятие государственного долга и его основные виды.
3. Государственный долг, его виды
Как уже отмечалось ранее в данной работе, значительную часть государственного долга формируют внутренний и внешний государственные кредит.
В более широком смысле под государственным долгом понимается вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, а также невыполненные финансовые обязательства государства перед субъектами хозяйствования. Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных государством [8, c. 287].
При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, что негативно сказывается на развитии экономики. Внешний долг оценивают по такому показателю, как отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (этот показатель не должен превышать 25%). Сокращение бюджетного дефицита и государственного долга – важнейшая макроэкономическая задача любого государства.
В Республике Беларусь (как и в Российской Федерации после распада СССР) государственный долг делится на:
- внешний (сумма обязательств перед нерезидентами, номинированных в иностранных валютах);
- внутренний (долг, который складывается из задолженности по реализованным обязательствам государственных займов, задолженности по казначейским обязательствам, задолженности по заимствованиям средств ссудного фонда, средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами) [6, c. 150].
Государственный долг также включает в себя капитальный и текущий долги.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляет расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов [8, c. 287].
Существование значительного государственного долга приводит к 3 основным проблемам:
1) прирост процентных расходов по обслуживанию долга;
2) увеличение ставок на рынке ссудного капитала, приводящее к снижению частных инвестиций;
3) повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала.
Негативные последствия налогового бремени могут сдерживать рост национальной экономики.
Наличие государственного долга требует умения грамотно им управлять и контролировать его формирование и погашение с тем, чтобы не допускать негативного воздействия на национальную экономику.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего долга это всевозможные мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.
Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга.
В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляет Министерство Финансов Республики Беларусь по поручению Правительства [2].
Управление внутренним государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные:
- с подготовкой к выпуску и размещением долговых обязательств государства;
- с регулированием государственного рынка ценных бумаг;
- с обслуживанием и погашением государственного долга.
Также могут использоваться следующие мероприятия:
- новация (соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством);
Информация о работе Государственный кредит, необходимость, сущность, формы