Государственный кредит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население , предприятия и организации - кредиторами.

Содержание

Введение

1. Сущность и значение государственного кредита

1.1 Понятие государственного кредита

1.2 Отличия государственного кредита от банковского

1.3 Формы государственного кредита

1.4 Оценка международного кредита РК

2. Государственный долг

2.1 Государственный долг и его формы

2.2 Управление государственным долгом

2.3 Пути преодоления государственного долга Республики Казахстан

Заключение

список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

срс финансы.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Если  это будет происходить, последующие  поколения унаследуют экономику  с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при  прочих равных условиях, уровень жизни  будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.  

     2.2 Управление государственным долгом 

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление является одним из элементов макроэкономической политики.

     Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях.

     Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней  задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства. [11, 18]

     Цели  управления внешним долгом:

     – экономические: минимизация стоимости  привлекаемых внешних займов, улучшение  условий рефинансирования и/или  переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;

     – политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;

     – социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

     – обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга, несвоевременное осуществление  платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, является фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны.

     Управление  государственным долгом включает в  себя:

     1. Ежегодную оценку состояния и  прогноза на предстоящий десятилетний  период государственного и гарантированного  государством заимствования и  долга с определением в ней  показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. Этот документ подготавливается Министерством Финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным за разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала.

     2. Определение Министерством Финансов  Республики Казахстан объемов,  форм и условий заимствования  Правительством Республики Казахстан  лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального Банка эти процедуры осуществляются самим Национальным Банком Республики Казахстан.

     3. Регистрацию Министерством Финансов  Республики Казахстан займов  Национального Банка Республики  Казахстан, Правительства и местных  исполнительных органов; контроль  и мониторинг условий правительственных  займов и займов местных исполнительных органов и их изменений.

     4. Осуществляемые Министерством Финансов  Республики Казахстан контроль  и мониторинг получения, погашения  и обслуживания займов Правительства  и местных исполнительных органов.

     5. Подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.

     К методам управления государственным  долгом относятся:

  • Рефинансирование – это погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.
  • Конверсия – это изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую, так и в большую сторону. В первом случае Правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.
  • Консолидация – это изменение первоначальных условий займа по срокам – с их продлением или сокращением.
  • Унификация – это объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.
  • Обмен облигаций по регрессивному соотношению производится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске.
  • Отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и Правительство объявляет о переносе сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.
  • Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) – происходит, как правило, при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ также может быть следствием банкротства государства.

     Таким образом, государственный долг является составной частью экономической  системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики, и затрагивает практически все элементы экономической системы, т.е. государственный долг необходимо использовать по возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств и муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники обслуживания и погашения государственного долга. Существующая система займов и управления государственным долгом должна быть модернизирована на основе нового структурного деления, единой системы управления и обслуживания, а также усиление контроля за эффективностью привлечения и расходования средств в рамках общей бюджетной реформы. 

     2.3 Пути преодоления государственного долга Республики Казахстан 

     Основными задачами по управлению государственным  долгом являются:

     – сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

     – оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

     – оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

     – рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без  существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

     – повышение эффективности использования  заемных средств. [12]

     Существует  необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Республики Казахстан и первоочередного  проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

     – разработку и принятие закона о внесении в Бюджетный кодекс Республики Казахстан  по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным  долгом;

     – разработку и принятие закона о государственном долге Республики Казахстан;

     – создание единой базы данных по государственному долгу Республики Казахстан;

     – разработку и утверждение единого  порядка ведения Государственной  долговой книги Республики Казахстан;

     – разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

     Государственный долг является составной частью экономической  системы, оказывая прямое и косвенное  воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный  бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивает практически все элементы экономической системы.

     Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. Так каковы же пути преодоления государственного долга?

     Существуют  два основных пути решения:

     – усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства;

     – осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

     Заключение

     Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заёмщиком или кредитором выступают государство и местные  органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам.

     Сумма всех кредитов (займов) на определенный момент времени составляет государственный долг. Государственный кредит может осуществляться в принудительном или добровольном порядке.

     Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов.

     Международный опыт свидетельствует о том, что  проведение взвешенной политики заимствований  и своевременное принятие необходимых  мер для укрепления потенциала государства  в области управления долгом государственного сектора и регулирования внешнего долга частного сектора является очень важным фактором для обеспечения высокого уровня макроэкономической стабильности страны.

     В мировой практике, как правило, многие страны имеют свои стратегии заимствования  на внешних и внутренних рынках и  планы по укреплению потенциала в области управления долгом.

 

      Список  использованных источников

 
    1. “Теория финансов”, под общ. Редакцией Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, “Высшая школа”, Минск, 1997 г.
    2. Тарасов В.И. “Деньги, кредит, банки”, (курс лекций), ООО “Мисанта”, г. Минск, 1997 г.
    3. “Деньги, кредит, банки”, под общей редакцией Г.И.Кравцовой, ООО “Мисанта”, г. Минск, 1997 г.
    4. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года №548.
    5. Закон Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» от 2 августа 1999 года №461-1.
    6. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» от 6 декабря 2007 г. №8-4 на 2008 г.
    7. Правила Правительства от 23 января 2002 г. №88 «Правила погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии».
    8. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Учебник для ВУЗов. – Алматы, 2001.
    9. www.minfin.kz
    10. www.semester.kz
    11. «Казахстанская правда»

Информация о работе Государственный кредит и государственный долг