Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:11, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население , предприятия и организации - кредиторами.
Введение
1. Сущность и значение государственного кредита
1.1 Понятие государственного кредита
1.2 Отличия государственного кредита от банковского
1.3 Формы государственного кредита
1.4 Оценка международного кредита РК
2. Государственный долг
2.1 Государственный долг и его формы
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Пути преодоления государственного долга Республики Казахстан
Заключение
список использованной литературы.
Характерным признаком международного кредита выступает его дополнительная правовая или экономическая защищенность в форме частного страхования и государственных гарантий.
Как важный сектор экономического роста Казахстана рассматривается широкое использование иностранного капитала, техники и технологий, опыта организации и управления производством. В республике проводятся прогрессивные структурные преобразования в экономике, поэтому необходимо использование возможностей международной экономики для более активного включения в мирохозяйственные связи [16].
Деятельность
Казахстана в международных банковских
организациях: МВФ, МБРР, других экономических
организаций представляет собой
сложившийся инструмент координации
международных экономических
До 2009 года функции государственных органов по координации валового внешнего долга страны не были четко определены и отсутствовала единая политика по внешнему заимствованию, что привело к нарастанию рисков финансовой стабильности Казахстана.
Рисунок 1. Долг Правительства Республики Казахстан, в % к ВВП
В 2012 году с учетом запланированных и проводимых
мероприятий в текущем году будут приняты
соответствующие решения, регламентирующие
процесс управления долгом страны.
Рисунок
2. Финансирование дефицита республиканского
бюджета за счет правительственных
займов
2. Государственный долг
2.1 Государственный долг и его формы
В соответствии со статьей 194 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года №548:
«Государственный долг – сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов. Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг – составная часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательств Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Республики Казахстан.
Внешний государственный долг – составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан». [1]
Основными
причинами образования
Государственные долговые обязательства Республики Казахстан могут существовать в форме:
Долговые обязательства Республики Казахстан могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения. [1]
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: долги в тенге относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
В объем государственного внешнего долга Республики Казахстан включаются:
– объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Казахстан;
– объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. [1]
В объем государственного внутреннего долга Республики Казахстан включаются:
– основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
– объем основного долга по кредитам;
– объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
– объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Казахстан. [1]
Государственный долг также делится на капитальный и текущий.
Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.
Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
По уровню управления государственный долг делится на:
– государственный долг Республики Казахстан;
– государственный долг субъекта Республики Казахстан (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
– муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
Рассмотрим подробнее категорию внутреннего долга. Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (государственным законом, законом субъекта государства или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РК, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Казахстаном, субъектами Республики или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Для субъекта Республики этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из государственного бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.
Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РК или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:
– ревизия бюджета субъекта Республики;
– передача исполнения бюджета субъекта РК под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
– иные меры.
В
Казахстане действует единая система
учета и регистрации
Теперь рассмотрим подробнее государственный внешний долг.
Размер и структура внешнего долга Казахстана отражены в программе внешних заимствований РК и предоставляемых Казахстаном государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа.
Правительство РК может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.
Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований Казахстана на очередной финансовый год утверждается республиканским законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РК. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения.
Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству правительства? Конечно же, нет. Во-первых, нужно отметить, что нет ни каких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по Конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.
Что касается второй опасности, то государственный долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост.
В-третьих,
выплаты процентов или основной
суммы долга иностранцам
В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы.
Информация о работе Государственный кредит и государственный долг