Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:11, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население , предприятия и организации - кредиторами.
Введение
1. Сущность и значение государственного кредита
1.1 Понятие государственного кредита
1.2 Отличия государственного кредита от банковского
1.3 Формы государственного кредита
1.4 Оценка международного кредита РК
2. Государственный долг
2.1 Государственный долг и его формы
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Пути преодоления государственного долга Республики Казахстан
Заключение
список использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность и значение государственного кредита
1.1 Понятие государственного кредита
1.2 Отличия государственного кредита от банковского
1.3 Формы государственного кредита
1.4 Оценка международного кредита РК
2. Государственный долг
2.1 Государственный долг и его формы
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Пути преодоления государственного долга Республики Казахстан
Заключение
список использованной литературы.
Государство
как субъект экономических
В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита:
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. .[1]
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы.
Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким образом в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.
В периоды экономического кризиса коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.
Государственный
кредит представляет отношения вторичного
распределения стоимости
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.
Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства. [2]
Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей.
Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. [1] Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.
Банковский
кредит имеет строго целевое назначение,
используется прежде всего для обеспечения
своевременности денежного
При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно. [1]
С помощью банковского кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита. [1]
Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.
Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает:
В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (акиматы). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.
По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы
По срокам они делятся на:
В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:
Международное кредитование рассматривается как совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых могут выступать межнациональные финансово-кредитные институты (МВФ, МБРР и др.), правительства соответствующих государств и отдельные юридические лица, включая кредитные организации. В отношениях с участием государств в целом и международных институтов всегда выступает в денежной форме, во внешнеторговой деятельности — в товарной (как разновидность коммерческого кредита импортеру). Классифицируется по нескольким базовым признакам:
Информация о работе Государственный кредит и государственный долг