Государственный кредит, государственный долг, методы управления им

Автор: Мария Петрова, 07 Июня 2010 в 12:11, реферат

Описание работы

Государственный кредит - объект данной работы, представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами, и входят в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом.
Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.
Государственный кредит - во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Сущность, значение и формы государственного кредита…………….….….5
1.1 Международный кредит………………….………………....................8
1.2Управление государственным кредитом……….……………………10
2. Государственный долг……………….……………………………………….12
2.1 Классификация государственных займов…..…………………….…15
2.2 Управление государственным долгом, его обслуживание ………...18
3. Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга …………………….…………..23
Заключение …………………………………………………………….…28
Литература…….……………………………………………………..……29

Работа содержит 1 файл

реферат дкб.docx

— 55.73 Кб (Скачать)

     Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают  выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется . Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 г. Облигации выпущены каждая достоинством, равным цене соответствующего товара: легкового автомобиля, мотоцикла, мини-трактора, цветного телевизора, видеомагнитофона, холодильника, микроволновой печи, швейной машины, персонального бытового компьютера. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

     По  срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.

     По  методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.

     2.2 Управление государственным долгом. Его обслуживание.

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

     Управление  осуществляется Правительством Российской Федерации, в пределах полномочий, устанавливаемых  Федеральным Собранием РФ.

     Основными целями управления государственным  долгом являются:

     •   сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;

     •   сохранение стоимости обслуживания государственного долга;

     •   обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

     Выплата доходов по займам и их погашение  обычно производятся за счет бюджетных  средств. Однако в условиях значительного  роста государственной задолженности  и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

     Рефинансирование  использовалось и при выпуске  казначейских обязательств государства.

     Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

     Займы погашаются путем проведения тиражей  выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная  стоимость облигации), а также  тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством  выкупа государственных ценных бумаг  у кредиторов. Выплата доходов  по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой  купонов банками или переводом  суммы дохода в безналичном порядке  на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения  дохода был предусмотрен по государственному внутреннему 5%-ному займу 1990 г., размещенному по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным  учреждениям.

     Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

     Государство должно заботится об эффективности  государственного кредита. Поверхностное  представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных  поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление  об эффективности государственных  кредитных операций дает отношение  суммы превышения поступлений над  расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

     

     Р - расходы по системе государственного кредита. Однако сумма поступлений  по системе государственного кредита  и превышение поступлений над  расходами по кредитным операциям  не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать  также положительное воздействие  государственного кредита на состояние  бюджета государства и денежного  обращения, страны, укрепление доверия  населения к финансовой деятельности государственных структур и в  итоге на благоприятные тенденции  в экономическом развитии общества.

     По  внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы.

     На  достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в  области управления государственным  долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

     Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.

     Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока  действия уже выпущенных займов может  быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

     Возможно  совмещение консолидации с конверсией.

     Унификация  государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может  быть проведена и вне ее .

     Унификация  займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

     Отсрочка  погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

     Конверсия, консолидация, унификация государственных  займов и обмен облигаций государства  обычно осуществляются только в отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней  задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

     При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация.

     Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с  согласия кредиторов, с рассрочкой платежа (т.е. принятии других долговых обязательств) в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга).

3.  Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга

     Отношения, связанные с функционированием  государственного кредита и государственного долга, нуждаются в государственном  регулировании. Важнейшими нормативными актами,

     регламентирующими их, являются:

     •   Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

     •   Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ;

     •   Налоговый Кодекс РФ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ;

     •   ФЗ № 115 от 5.08.1996 г. О бюджетной классификации РФ;

     •   ФЗ № 136 от 15.07.1998 г. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;

     •   Постановление правительства от 27.09.1994 № 1107 Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами;

     •   Постановление правительства от 23.06. 2000 г. № 478 Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединёнными в Лондонский клуб кредиторов;

     •   и др., включая федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах, на очередной год.

     Основополагающим  документом, безусловно, является Бюджетный  Кодекс РФ по которому государственным долгом РФ являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

     По  уровням бюджетной системы различают: государственные долг РФ, субъекта РФ и муниципальный долг.

     Долговые  обязательства РФ могут существовать в форме:

     •   кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

     •   государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

     •   договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

     •   договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

     •   соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

     Долговые  обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше  одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Они погашаются в сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

     В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

     •   основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

     •   объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

     •   объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

     •   объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

     В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

     •   объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ;

     •   объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

     Государственный долг субъекта РФ включает совокупность долговых обязательств субъекта РФ.

     Он  полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности  субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Информация о работе Государственный кредит, государственный долг, методы управления им