Государственный кредит, государственный долг, методы управления им

Автор: Мария Петрова, 07 Июня 2010 в 12:11, реферат

Описание работы

Государственный кредит - объект данной работы, представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами, и входят в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом.
Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.
Государственный кредит - во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Сущность, значение и формы государственного кредита…………….….….5
1.1 Международный кредит………………….………………....................8
1.2Управление государственным кредитом……….……………………10
2. Государственный долг……………….……………………………………….12
2.1 Классификация государственных займов…..…………………….…15
2.2 Управление государственным долгом, его обслуживание ………...18
3. Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга …………………….…………..23
Заключение …………………………………………………………….…28
Литература…….……………………………………………………..……29

Работа содержит 1 файл

реферат дкб.docx

— 55.73 Кб (Скачать)

     Страны  стремятся использовать побочный экономический  маневр материальными и финансовыми  ресурсами для организации высокоэффективного производства, в продукции которого заинтересован и заемщик, и кредитор.

     В результате, международный кредит способствует: преодолению различий в уровне экономического развития сотрудничающих стран; углублению международного разделения труда.

     Погашение международного кредита и уплата по нему процентов производится выручкой от экспорта товаров, для роста которой  такой вид кредита чаще всего  и используется. Возврат международного кредита приводит к снижению потребления  у страны - заемщика и потенциальному росту в стране - кредиторе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Управление государственным кредитом

     Управление государственным кредитом- совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РБ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

     В системе действий по управлению государственным  кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных  средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга  за счет штрафных санкций.

     Обслуживание  государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату по ним, погашение долга полностью  или частично. Погашение долга  предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным  возвратом долга.

     В условиях значительного роста государственной  задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать  к разным способам регулирования  долга.

     Рефинансирование- это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

     Конверсия- изменение доходности займов.

     Консолидация- изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.

     Унификация  займов- объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

     Цель- уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.

     Отсрочка  погашения займа отличается от консолидации тем, что в случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

     Конверсия, консолидация, унификация государственных  займов и обмен облигаций государства  обычно осуществляется только в отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней  задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Государственный долг

     Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга.

     Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают обязательства или требования. Условиями кредитного договора обычно являются:

     •  срок предоставления или получения кредита;

     •  обязанности сторон;

     •  условия обеспечения возврата ссуды;

     •  размер процентной ставки за пользование ссудой;

     •  другие условия.

     Различают капитальный государственный долг, представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, и текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

     Если  государство, широко используя свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов в  целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает  задолженность как внутреннюю, так  и иностранным кредиторам, то это  ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

     За  последние 30 лет внутренний государственный долг нашей страны увеличился во много раз, достигнув к началу 2006 г. суммы 842,1 млрд. руб. против суммы 40,0 млрд. в 1980 г. Такое положение в сфере государственного кредита отражает общее кризисное состояние финансов, проявляющееся в первую очередь в нарастающих бюджетных трудностях, увеличивающемся дефиците государственного бюджета.

     Внутренний государственный долг является неотъемлемой частью общего государственного долга. Его обслуживание производится Банком России путём осуществления операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате долга в виде процентов по ним или в иной форме.

     Для подготовки к пиковому по объему платежей 2006 году (около 17 млрд. долларов) сформирован финансовый резерв.

     Внешний государственный долг к началу 1991 г, составлял 32 млрд. инвалютных рублей. Эта сумма не была катастрофически большой в абсолютном выражении и не вызывала бы тревоги, если бы не переживаемый страной экономический и финансовый кризис. В таких условиях выделение в 1991 г. 12 млрд. руб. в свободно конвертируемой валюте на уплату процентов и погашения долга иностранным кредиторам явилось тяжелым бременем для бюджета.

     Внешний долг носит политический характер и  является своего рода инструментом внешней  политики. Лишь 33% задолженности РФ переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять, остальная  часть представлена межгосударственными  обязательствами, в отношении которых  ведутся трудные переговоры. По темпу  роста внешнего долга Россия обгоняет среднемировой показатель (310% против 250%). Пик платежей приходится на 2006 г.

     Под государственным внешним долгом понимают долг бывшего СССР и новый  российский долг.

     Внешний долг России складывается из :

     •   кредитов Парижского и Лондонского клубов кредиторов;

     •   кредитов СССР по двусторонним соглашениям;

     •  кредитов, выданных России с 1992 года по двусторонним соглашениям;

     •   кредитов международных финансовых организаций (МВФ и МБРР);

     •   рыночных займов (еврооблигаций).

     Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные  операции в сфере государственного кредита.

     Необходимость погашения государственного долга  требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашение  долговых обязательств и уплата процентов  по ним отвлекает часть бюджетных  доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения. На его обслуживание последние годы уходило почти четверть расходов бюджета.

     2.1 Классификация государственных займов

     Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

     •   по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

     •   по обращению на рынке – рыночные , которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

     •   по валюте заимствований - внутренние и внешние;

     •   в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);

     •   по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;

     •   по обеспеченности – закладные и беззакладные ;

     •   по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные;

     •   и др. признакам.

     Внутренний  государственный кредит может выступать  в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

     Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

     Другим  действующим в нашей стране видом  государственных бу маг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов.

     Облигации могут быть свободно обращающимися  и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

     Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам.

     По  праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

     По  признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

     В зависимости от формы выплаты  доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).

     По  выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.

Информация о работе Государственный кредит, государственный долг, методы управления им