Функции и роль центральных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Как известно, любая структура зарождается тогда, когда в ней возникает необходимость. Создание центральных банков стало новой ступенью в развитии мировой экономики. Своим появлением они были призваны решить сложнейшую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем более развитыми становятся капиталистически-рыночные отношения, тем разрушительнее оказывается их стихийный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..4
1 Понятие и сущность центрального банка……….……………………………….6 1.1 Понятие центрального банка, его цели и задачи………….……......………….6
1.2 Функции центрального банка и их роль в экономике………………………...9
2 Национальный банк Республики Беларусь…………………..…………………13
2.1 Цели, задачи и структура Национального банка………………………..........13
2.2 Функции Национального банка….……………………………………………17
3 Денежно-кредитная политика центрального банка…………..……..…………20
3.1 Цели и монетарные режимы денежно-кредитной политики………………..20
3.2Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики….24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………......30
Приложение А……………………………………………………………………...32
Таблица А.1 – Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за последние 5 лет……………………………………………………....32
Таблица А.2 – Нормативы обязательных резервов Национального банка….....33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теме Центральный банк.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку [14, c.116].

Таким образом, Центральный Банк выбирает тот или иной тип и вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики

 

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции и достичь общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью населения. Для выполнения поставленных задач Центральный банк может использовать различные методы воздействия на экономику. Среди них выделяют как косвенные (экономические), так и прямые (административные) методы.

По средствам прямых инструментов в кредитных организациях изменяются лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций и т.д. Методы прямого контроля применяются для регулирования банковских систем. Данные методы могут быть эффективны при кризисе кредитной системы и в условиях слаборазвитого внутригосударственного финансового рынка. В другое же время их использование может привести к оттоку денежных средств на зарубежные рынки или в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков, и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере.

Таким образом, различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При всех различиях в механизме данной политики в отдельных странах существует общепринятый инструментарий, используемый центральными банками.

Так можно выделить следующие инструменты денежно-кредитной политики:

1)     обязательное резервирование,

2)     рефинансирование банков,

3)     процентные ставки по операциям центрального банка,

4)     валютные операции,

5)     операции на открытом рынке,

6)     прямые количественные ограничения,

7)     установление ориентиров роста денежной массы [6, с.364].

Обязательное резервирование – это инструмент денежно-кредитного регулирования экономики, при  котором коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Они являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов).

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством [10,с. 32-34].

Последнее изменение нормы обязательных резервов в Республике Беларусь произошло в начале этого года. От привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях норматив уменьшен  в феврале с 1,5 процента до 1 процента (а в марте этого года до 0%). От привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях норматив снизился с 7 процентов до 6 процентов, от привлеченных средств в иностранной валюте – с 7 процентов до 6 процентов. [12].

Данное решение было принято в целях поддержания ликвидности банков, а также в связи с необходимостью доперечисления банками средств в фонд обязательных резервов в феврале 2009 года вследствие разовой корректировки обменного курса белорусского рубля к валютной корзине в начале января и снижения в целом за месяц по отношению к доллару США. Хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

В марте этого года также было принято решение снизить норматив фиксированной части резервных требований. Для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций он снизился с 40 до 10 процентов. Соответствующее постановление № 47 принято 10 марта 2010 г. Правлением Национального банка Республики Беларусь. [18,с.2]. Это решение было принято с целью расширения возможностей банков по регулированию собственной ликвидности за счет использования средств фонда обязательных резервов. Данная мера не имеет эмиссионных последствий и направлена на сглаживание колебаний ликвидности и ставок межбанковского рынка.

Рефинансирование банков – это еще один инструмент денежно-кредитной политики, посредством которого денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущее ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

1)     переучет векселей,

2)     ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт ломбардного кредита,

3)     операции РЕПО1и др. [4,с.376-378].

В целях снижения инфляционного девальвационного давления, поддержания стабильности обменного курса рубля, стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки Национальный банк в январе 2009 года повысил ставку рефинансирования до 14%. С учетом замедления инфляции, в целях повышения доступности кредитов с 1 декабря 2009 года ставка рефинансирования была снижена до 13,5%. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 12%. К концу 2010 года этот показатель запланирован на уровне 9%. Это связано с тем, что прогнозируемый экономический рост не может иметь место при высоких процентных ставках, которые представляют угрозу для стабильной работы банковской системы[20,с.7].

На сегодняшний день перед Национальным банком стоит ряд проблем, заключающихся в сокращении объема государственных ценных бумаг, находящихся в обращении, и недостаток иных ценных бумаг и активов, которые могут использоваться банками в качестве стандартного обеспечения при рефинансировании.

Для решения этих проблем Национальным банком принят ряд мер, направленных на расширение Ломбардного списка ценных бумаг, принимаемых им в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов. Так, в феврале 2009 года в Ломбардный список были включены облигации банков без обеспечения и биржевые облигации банков, в сентябре – облигации местных исполнительных и распорядительных органов [9,с. 24].

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка.

В 2009 году процентная политика в Республике Беларусь проводилась с учетом обстановки, которая реально сложилась в экономике и на валютном рынке, с учетом потребностей максимального привлечения средств населения и предприятий, наращивания ресурсной базы банков. Она имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Работа в рамках процентной политики велась в течение всего года. Полная средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 года составила 18,4% годовых. В 2010 году планируется постепенное снижение процентных ставок денежного рынка. Как говорилось выше уровень ставки рефинансирования должен достигнуть 9%, ставка по кредитам – 15%, ставка по депозитам 11 – 13% годовых. Процентные ставки должны снижаться ежемесячно примерно на 0,5 – 1 процентный пункт.

______________________

1)РЕПО - биржевая сделка на рынке ценных бумаг, заключающаяся в том, что осуществляется продажа ценных бумаг с одновременным заключением сделки о последующем их выкупе через определенный срок по более высокой цене.

Для регулирования предложения и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (СВОП1, овернайт2). Процентные ставки по операции овернайт на сегодняшний день установились на уровне 19,5%. Так к концу 2010 года ставки по кредиту «овернайт» и сделкам СВОП составят 17-20 процентов, ставка по депозитам – 5-8 процентов годовых. [15,с.4-5].

Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма.

Круг валютных операций Национального банка предусматривает прак­тически все возможные операции с валютными ценностями (иностранной валю­той; драгоценными металлами в виде банковских слитков; платежными доку­ментами и ценными бумагами в иностранной валюте; национальной валютой и ценными бумагами в национальной валюте при возникновении отношений ме­жду резидентами и нерезидентами). Валютные операции являются одним из ос­новных инструментов Национального банка по регулированию валютного рынка и большинства остальных сегментов финансового рынка для достижения его стратегических и тактических целей при реализации монетарной политики в составе единой экономической политики государства [21,с.19-21].

В начале этого года ситуация на валютном рынке складывалась следующим образом. В феврале 2010 года основной объем чистого спроса на внутреннем валютном рынке сформировался за счет больших объемов чистой покупки иностранной валюты субъектами хозяйствования. Объем чистого спроса на иностранную валюту в январе – феврале 2010 года превысил на 314,4 млн. долларов США сложившийся уровень в аналогичном периоде 2009 года, что в значительной мере было обусловлено покупкой топливно–энергетических ресурсов (512,8 млн. долларов США)  и погашением кредитов в иностранной валюте (1170,4 млн. долларов США). Населением было продано 168,1 млн. долларов США, тогда как в феврале 2009 года было куплено иностранной валюты на сумму 766,3 млн. долларов США. [13,с.34]. Хотелось бы также отметить, что Национальный банк принял решение, по которому коммерческим банкам запрещается выдавать кредиты населению в иностранной валюте. Это связано с неустойчивостью курса белорусского рубля к курсам иностранных валют.

Последний инструмент денежно-кредитной политики – это операции на открытом рынке. Они состоят из операций покупки – продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке.

В Национальном банке Республики Беларусь к типу операции на откры­том рынке относятся инструменты 2-го уровня системы регулирования текущей ликвидности банковской системы:

____________________

1)СВОП - производный финансовый инструмент, соглашение, позволяющее временно обменять одни активы или обязательства на другие активы или обязательства.

2)Овернайт - сделка "на ночь", то есть со сроком действия с текущего торгового или банковского дня до следующего, а во время уик-эндов (выходных дней) — с пятницы до понедельника

 

ломбардный кредит, операции РЕПО, СВОП с иностранной валютой, обмен депозитами, переучет векселей, продажа госу­дарственных ценных бумаг "до погашения" (окончательная продажа или сделка аутрайт), эмиссия собственных ценных бумаг [17].

На сегодняшний день ставки по операциям на открытом рынке установились на следующем уровне:

1)     ломбардный кредит на аукционной основе и покупка ценных бумаг на условиях РЕПО – не выше 19,5% и не ниже ставки рефинансирования (за последние два месяца упала на 1%),

2)     депозиты на аукционной основе, эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка, продажа ценных бумаг на условиях РЕПО – не ниже 8% и не выше ставки рефинансирования (за последние два месяца упала на 0,5%).

Главное отличие операций на открытом рынке от прочих инструментов - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. К примеру, с 1 января 2009 г. Национальный банк ввел минимальный размер нормативного капитала для белорусских банков, претендующих на получение права по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению их банковских счетов, равный 25 миллионам евро [12].

Информация о работе Функции и роль центральных банков