Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:28, курсовая работа
Как известно, любая структура зарождается тогда, когда в ней возникает необходимость. Создание центральных банков стало новой ступенью в развитии мировой экономики. Своим появлением они были призваны решить сложнейшую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем более развитыми становятся капиталистически-рыночные отношения, тем разрушительнее оказывается их стихийный характер.
Введение………………………………………………………….…………………..4
1 Понятие и сущность центрального банка……….……………………………….6 1.1 Понятие центрального банка, его цели и задачи………….……......………….6
1.2 Функции центрального банка и их роль в экономике………………………...9
2 Национальный банк Республики Беларусь…………………..…………………13
2.1 Цели, задачи и структура Национального банка………………………..........13
2.2 Функции Национального банка….……………………………………………17
3 Денежно-кредитная политика центрального банка…………..……..…………20
3.1 Цели и монетарные режимы денежно-кредитной политики………………..20
3.2Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики….24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………......30
Приложение А……………………………………………………………………...32
Таблица А.1 – Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь за последние 5 лет……………………………………………………....32
Таблица А.2 – Нормативы обязательных резервов Национального банка….....33
Как орган банковского регулирования и надзора Национальный банк выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление их деятельности.
В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в основных чертах соответствующая мировым стандартам. Она включает стадии регистрации и лицензирования банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, осуществления дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применения соответствующих мер надзорного реагирования к банкам, нарушающим банковское законодательство, и к банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реорганизации и ликвидации банков в случае необходимости.
Основной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков банков.
В соответствии с Концепцией развития и совершенствования банковского надзора в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 31 января 2003 г. № 19 и определяющей национальную стратегию развития банковского надзора на среднесрочную перспективу, главной стратегической задачей банковского надзора является недопущение системных банковских кризисов [12].
Так на 09 марта 2010 года на территории Республики Беларусь действует 32 банка, 8 банков исключены из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 1 банк (ОАО «Джем-Банк») находится в стадии банкротства [3, c.228].
Национальный банк также определяет перечень операций, проводимых банками. Так, к примеру, «Приорбанк» ОАО вправе:
1) привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (депозиты),
2) размещать привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности,
3) открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц,
4) открывать и вести счета в драгоценных металлах,
5) осуществлять расчетное и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, в том числе банков–корреспондентов,
6) валютно–обменные операции и т.д. [8].
Национальный банк также постоянно расширяет полномочия действующих и хорошо зарекомендовавших себя банков. Так в конце прошлого года ОАО "Белорусский Индустриальный Банк" получило право на открытие и ведение счетов в драгоценных металлах, на проведение купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также на размещение драгоценных металлов и драгоценных камней во вклады (депозиты).
Национальный банк также выполняет функцию управления золотовалютными резервами. Так под влиянием кризисных процессов августа 2008 года произошло снижение золотовалютных резервов. Они снизились на 1,33 млрд. долларов США или на 26,6% и составили на начало 2009 года 3,66 млрд. долларов [19,с.5-6]. Однако благодаря действиям руководства Национального банка в 2009 году они достигли почти 6 млрд. долларов США, увеличившись за год на 2,3 млрд. долларов США или на 63,2% [13,с.38].
Национальным банком активно выполняется внешнеэкономическая функция. Как доказательство, Национальный банк постоянно проводит встречи с представителями крупнейших российских банков по вопросам привлечения инвестиций в банковский сектор республики. Наблюдается тесное сотрудничество банка с Международным валютным фондом. Проводятся встречи руководства Национального банка с представителями ряда зарубежных банков по вопросам участия в уставных фондах белорусских банков, открытия кредитных линий для банковской системы Республики Беларусь.
Итак, можно сделать вывод, что Национальный банк выступает в роли банкира, экономического советника и финансового агента правительства республики, содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для развития, путем строжайшего надзора. Центральный банк Беларуси также взаимодействует с иностранными финансовыми органами и международными организациями.
3 Денежно-кредитная политика центрального банка
3.1 Цели и монетарные режимы денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Эта часть государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. В ее основе лежит ускорение движения и сдерживание прироста денежной массы.
Денежно-кредитную политику определяют - как систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых осуществляется воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы, уровня процентных ставок и других показателей [3, c.6].
Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.
Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиционного процесса может привести к увеличению инфляции. Именно поэтому центральный банк, определяя цели данной политики, должен действовать последовательно с учетом развития экономики на данном этапе.
При реализации денежно-кредитной политики различают конечные и промежуточные цели. Под конечными целями понимается удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния, рост производства товаров и услуг, обеспечение занятости населения, стабильность покупательной способности национальной валюты и др.
Промежуточные цели определяют значение тех или иных экономических переменных в длительных интервалах. Постановка промежуточных целей обусловлена запаздыванием реакции экономики на те или иные действия центрального банка и сложностью отображения всех взаимосвязей экономических параметров на макроуровне [14,с.127-128].
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы и сдержать рост инфляции.
В Республике Беларусь основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь и ежегодно до 1 октября текущего года представляются Президенту Республики Беларусь [1].
С 2005 года приоритетным целевым ориентиром политики была признана инфляция при одновременно использовании параметров денежной массы и обменного курса. В настоящее время в Республике Беларусь денежно-кредитная политика проводится в условиях замедления инфляционных процессов. Это дает возможность обеспечить нашей стране выход на темпы прироста цен, сопоставимые с переходными странами, достигшими наибольшего прогресса в ограничении инфляции. Низкая инфляция будет способствовать формированию базы для активизации сбережений, а соответственно, и инвестиций. Это в совокупности создаст предпосылки для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.
Для достижения конечной цели по снижению уровня инфляции Национальный банк будет применять промежуточные монетарные ориентиры, среди которых находится и обменный курс белорусского рубля. Однако многие экономисты считают, что пришло время перехода к прямому таргетированию инфляции [23, c.190].
Это промежуточная цель предполагает развитый финансовый рынок, монетарную природу инфляции и независимость центрального банка от исполнительной власти [14, c.129]. Для этого Национальный банк планирует усилить роль аукционных операций в системе денежно-кредитного регулирования. Их использование в качестве основного средства управления ликвидностью позволит наиболее эффективно реализовать задачу по достижению операционных целей.
В настоящее время в зависимости от выбора тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования. Первый вид – гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на оптимальном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении при неизменной норме процента.
Второй вид – жесткое регулирование, предполагающее сохранение объема денежной массы неизменным. В этом случае любое нарушение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента при фиксированной денежной массе.
Третий вид - промежуточное регулирование, при котором корректируются и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями [14,с.119-120].
Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования и каковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне i0 (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег MS [Рис. В.1].
Первоначально денежный рынок находился в равновесии в точке Е1. Допустим, спрос на деньги увеличился. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне i0 , центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с М1/Р до М2/Р. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях — снижая норму обязательных резервов. Однако если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой.
Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Оценив состояние денежного рынка, он фиксирует предложение денег на уровне M0/P. Тогда кривая предложения денег MS будет иметь вид вертикальной прямой [Рис. В.2].
Допустим, денежный рынок находился в состоянии равновесия в точке E1 при ставке процента i1. Рост спроса на деньги с МD1 да MD2 приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной, ставки при неизменном предложении денег.
По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через «учетное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним — M0/P, центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.
При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.
Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя ее по мере надобности [Рис. В.3].
Кривая предложения денег MS имеет положительный наклон. Рост спроса на деньги с МD1 до MD2 приводит к увеличению количества денег с M1/Р до M2/P, повышению ставки процента с i1 до i2
Влияние изменения денежного спроса на уровень ставки процента и количество денег различно в зависимости от вида кривой MS. Если она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относительно жесткая монетарная политика. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой.
Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.