Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:24, лекция
Формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степени с сущностью кредитных отношений. Их можно рассматривать в зависимости от характера:
- ссуженной стоимости;
- кредитора и заемщика:
- целевых потребностей заемщика.
1. Классификация форм и видов кредита
2. Банковский кредит
3. Государственный кредит
4. Потребительский кредит
5. Коммерческий кредит
6. Лизинг
7. Ипотечный кредит
8. Международный кредит
Многие экономисты выделяют еще дифференцированность кредитования и обеспеченность кредита. Называют также целевой характер кредита.
Методы кредитования – это способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования.
В
настоящее время в
Сущность первого из них заключается в том, что кредит предоставляется на удовлетворение конкретной целевой потребности, на определенный срок.
Второй метод кредитования предполагает, что клиенту заранее устанавливается лимит кредитования, например, на год, и заемщик использует его по мере возникновения потребности в средствах для оплаты платежных документов, предусмотренных в кредитном договоре.
Без дополнительных переговоров с банком, без предоставления дополнительных документов заемщик в любой момент может получить ссуду.
Этот метод кредитования
Обычно она открывается клиентам с устойчивым финансовым положением, с которым у банка сложились длительные отношения. При необходимости по согласованию между банком и заемщиком лимит кредитования изменяется.
При
ухудшении финансового
Кредитная линия может быть возобновляемая, невозобновляемая и рамочная (целевая).
При открытии возобновляемой кредитной линии ссуда в пределах установленного лимита выдается и погашается автоматически.
Если линия невозобновляемая, то после погашения кредита отношения между банком и заемщиком заканчиваются.
Целевая (рамочная) кредитная линия предназначена для оплаты в течение установленного периода определенных документов (поставок определенных товаров), указанных в кредитном договоре.
В российской банковской практике используется простой ссудный счет. Это бухгалтерский документ банка, который служит исключительно для учета предоставленного банком заемщику кредита и отражения его погашения.
Одному заемщику может быть открыто несколько простых ссудных счетов, если он кредитуется одновременно под несколько объектов. При этом ссуды могут выдаваться на различные сроки, с разными процентными ставками.
Банку в таком случае проще
осуществлять контроль за
Разновидностью ссудного счета является контокоррент – единый расчетно-ссудный счет, высшая форма доверия банка клиенту. По дебету этого счета идут все платежи клиента, связанные с его производственной деятельностью и распределением прибыли, а в кредит счета зачисляются выручка и другие поступления в пользу предприятия. Кредитовое сальдо счета свидетельствует о наличии у предприятия в данный момент собственных средств, а дебетовое сальдо – о привлечении в оборот банковского кредита, за который взимается процент. Для использования в России контокоррентного счета время еще не наступило.
Этапы кредитования
Для получения ссуды клиент предоставляет в банк заявку на выдачу кредита, в которой указывается
- его цель,
- сумма,
- срок,
- форма обеспечения,
- юридический и почтовый адрес заемщика,
- его банковские реквизиты и телефоны.
Заявка
подписывается руководителем и
главным бухгалтером
Заемщик представляет в банк следующие документы:
-
годовой отчет, бухгалтерский
баланс с приложениями на
-
технико-экономическое
- список кредиторов и должников с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности с указанием даты ее возникновения;
- копии договоров (контрактов, других документов) на мероприятие, под которое запрашивается кредит;
-
документы, подтверждающие
- справка о кредитах, полученных в других банках;
-
выписка об оборотах по
-
справка об уведомлении
Если заемщик не имеет расчетного счета в данном банке, то он должен также представить:
- документы, подтверждающие его правовой статус;
-
свидетельство о
- карточку с образцами подписей и оттиска печати;
- документы, подтверждающие
На 1 этапе заявка и документы поступают к кредитному работнику, который после ознакомления с ними проводит предварительную беседу с потенциальным заемщиком.
В ходе этой беседы затрагиваются наиболее важные вопросы:
- какую сумму хочет получить клиент,
- на какие цели,
- как клиент намерен погашать кредит,
-
чем будет обеспечиваться
- где хранится обеспечение,
- кем произведена его оценка,
- есть ли юридические лица, готовые выступить гарантами сделки,
-
имеются ли у предприятия
Если клиент не имеет расчетного счета в данном банке, то в ходе беседы работник определяет
- как давно учреждена фирма,
- кто ее владелец,
-
какую продукцию она выпускает,
- кто ее основные поставщики и покупатели,
- прибыльна ли компания и т.д.
В зависимости от размера и организационной структуры банка на первом этапе к работе могут подключаться и другие подразделения: юридический отдел, служба безопасности, которые представляют соответствующие заключения. На основе всего этого определяется целесообразность продолжения работы.
Если банк посчитает, что кредит предоставлять нецелесообразно, он должен объяснить клиенту причины отказа.
В случае принятия положительного решения
все необходимые документы, полученные
от клиента, направляются работникам,
занимающимся анализом кредитоспособности
(2 этап процесса кредитования).
При анализе используются различные источники информации:
- документы, полученные от клиента;
-
материалы, имеющиеся о нем
в банке (в частности, о
- сведения, получаемые от тех, кто взаимодействовал с клиентом (его поставщиков, кредиторов, покупателей, других банков).
За
рубежом обычно используются также
материалы государственных и
частных учреждений и агентств (отраслевые
аналитические исследования, справочники
по инвестициям и т.п.).
Существуют различные методики анализа кредитоспособности заемщиков.
Одни их них основаны на системе финансовых коэффициентов (ликвидности, эффективности или оборачиваемости, финансового левереджа, прибыльности, обслуживания долга), причем в разных системах число этих коэффициентов различно;
другие связаны с анализом
денежного потока и анализом
делового риска. Подробно эти методики
рассматриваются в курсе анализа деятельности
банка.
На основе анализа кредитоспособности определяется целесообразность заключения кредитной сделки.
Решение об этом может
Возможность выдачи кредита на относительно небольшие суммы определяется кредитным инспектором или руководителем кредитного отдела.
Решение о предоставлении
Следующий, 3 этап – этап оформления документации. В процессе заключения кредитных договоров, в свою очередь, можно выделить следующие стадии:
Содержание
этого документа рассмотрим позднее.
После подписания договора кредитор предоставляет ссуду в установленные сроки и в соответствующих суммах.
В ходе 4 этапа банк осуществляет контроль за выполнением условий договора:
В процессе
использования кредита у
1) ошибки, допущенные работниками банка (недостаточно строгое отношение к заемщику, непрофессионально выполненный финансовый анализ, недостаточное обеспечение ссуды, ошибки в ее документальном оформлении);
2) неэффективная работа фирмы-заемщика (слабое руководство, ухудшение качества продукции, недостаточный контроль за финансами и т.д.);