Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 02:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение понятия и сущности финансового планирования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
Рассмотреть понятие и сущность, задачи и этапы финансового планирования.
Изучить краткую характеристику деятельности и расчет финансового плана банка (на примере ОАО ''АСБ БЕЛАРУСБАНК).
Проанализировать проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 152.49 Кб (Скачать)

 

При рассмотрении баланса  необходимо обратить внимание на пассивы, акционерный капитал и активы банка. Пассивы и акционерный капитал – это совокупные ресурсы банка, которые обеспечивают необходимую финансовую устойчивость банка на финансовом рынке. Активы банка представляют собой совокупность денежных средств, которые составляют основу для получения доходов [6].

Активы банка. Наличность и депозиты на счетах “ностро” являются самыми ликвидными средствами и составляют первую строчку в отчете о финансовом состоянии банка. Данная статья баланса включает денежную наличность в хранилищах банка, депозиты, помещенные в других банках, в том числе в банках-корреспондентах. наличную денежную массу в процессе инкассации, резервы на счетах в Национальном банке Республики Беларусь и другие. Как правило, банки стараются не иметь значительные наличные денежные средства в хранилищах, так как наличные денежные средства в хранилище (в том числе и в валюте иностранных государств не приносят доход банку, поскольку прямо не участвуют в процессе проведения активных операции банка.

Собственный капитал банка, включающий в себя уставный фонд, нераспределенную прибыль, фонды и резервы, увеличился в 2,3 раза, объем привлеченных средств в абсолютной сумме - в 3,5 раза. Показатель достаточности капитала составил 15,7% при норме 10%, коэффициент ликвидности - 1,3 при норме 1,0.

Структура и динамика ресурсной  базы, расширение источников ее формирования в 2000 году в полной мере отражают общую стратегию, направленную на обеспечение финансовой стабильности банка.

В основе этой стратегии  по-прежнему заложены следующие принципы:

·  приоритет интересов клиентов;

·  активное участие в поддержке местных производителей;

·  освоение новых банковских продуктов и технологий;

·  совершенствование качества оказываемых услуг;

·  работа в едином коллективе, связанном общностью корпоративных целей, верностью традициям [6].

 

 
Рис. 2.1 Совокупный уставный фонд коммерческих банков Беларуси, млн руб.[6].

 
Рис. 2.2 Уставный фонд АСБ "Беларусбанк"[6].

 

 
Рис. 2.3 Динамика изменения капитала банковской системы РБ, млн руб.[6].

 

 
Рис. 2.4 Динамика изменения капитала АСБ "Беларусбанк", млн руб.[6].

 

Обслуживая большой круг корпоративных клиентов, АСБ делает все возможное, чтобы надежно  и эффективно управлять средствами каждого из них. Главное направление  работы АСБ "Беларусбанк" - комплексное обслуживание. Услуги, предоставляемые банком, должны быть прежде всего доступными, удобными и необходимыми. Банк старается сделать общение клиента с банком более удобным и оперативным. Для постоянных клиентов по многим видам операций предусмотрена система индивидуальных тарифов. О доверии к банку свидетельствует такой показатель: в 2012 году насчитывается более 90 тысяч клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Выполняя роль системообразующего банка, АСБ "Беларусбанк" в своей кредитной политике центральное место отводит развитию бизнеса и участию в реализации государственных проектов. В 2010 году кредитные вложения банка увеличились в 3,4 раза, в том числе в промышленность - в 6,3 раза, в строительство - в 1,6 раза, торговлю и общественное питание - в 1,2 раза [6].

 
Рис. 2.5 Структура клиентской базы, % [6].

Для структуры кредитного портфеля АСБ "Беларусбанк" характерна значительная доля кредитов крупным и средним корпоративным клиентам, в число которых входят крупные экспортеры и импортеры, что соответствует стратегическим целям банка. В число постоянных клиентов банка, с которыми сложились устойчивые взаимовыгодные кредитные отношения, входят такие крупнейшие отечественные предприятия, как ПО "Беларуськалий", Белорусский металлургический завод, ПО "Нафтан", ПО "Полимир", ЗАО "Атлант" и многие другие.

 

 
Рис.  2.6 Динамика структуры кредитного портфеля, млрд руб. [6].

Рис. 2.7 Структура кредитных вложений юридическим лицам   
по видам деятельности, % [6].

 

Организация и развитие бизнеса  с финансовыми институтами является одним из традиционных направлений  деятельности АСБ "Беларусбанк". В 2011 году продолжало укрепляться сотрудничество с отечественными и международными финансовыми структурами, что способствовало активизации деятельности банка на финансовых рынках, расширению международного бизнеса, а также совершенствованию качества обслуживания клиентов.

Взвешенная политика в  финансовых взаимоотношениях позволила  банку не только сохранить, но и приумножить клиентскую базу, упрочить свою репутацию устойчивого финансового института и делового партнера.

Одним из направлений деятельности в области сотрудничества с международными финансовыми институтами является оперативное и качественное оказание услуг в области международных расчетов через разветвленную сеть банков-корреспондентов и корреспондентских счетов.

Установлены корреспондентские  отношения более чем с 430 банками  мира. Банк имеет 122 корреспондентских  счета "НОСТРО" (в 29 видах иностранных валют), открытых в 55 банках-корреспондентах 20 стран мира.

В 2010 году по поручениям клиентов банка исполнено 43 800 международных банковских переводов.

Обороты валютных средств  по счетам "НОСТРО" в сравнении с 2006 годом увеличились в 3,5 раза, в том числе обороты средств в документарных операциях выросли на 68%.

Свидетельством растущего  доверия к банку со стороны  иностранных банков-корреспондентов  и их клиентов явилось увеличение доли экспортных и импортных аккредитивов, исполняемых АСБ "Беларусбанк" .

В 2010 году банк успешно действовал на международном финансовом рынке в качестве заемщика кредитных ресурсов.

По объему услуг, оказываемых  частным лицам, АСБ "Беларусбанк" продолжает традиционно занимать первое место среди отечественных банков.

Величина средств физических лиц, обслуживаемых АСБ "Беларусбанк", составляет 70% в национальной и 65% в иностранной валюте в общем объеме сбережений населения, хранящихся в отечественных банках.

Выгодное месторасположение  филиалов и отделений, которые находятся в каждом административном районе республики, позволяет не только обеспечить доступность услуг банка каждому жителю страны, но и успешно развивать систему приема всех видов платежей населения, выплаты заработной платы работникам обслуживаемых предприятий, а также пенсий, пособий, стипендий и т. д.

АСБ "Беларусбанк", в качестве уполномоченного банка, осуществляет выплаты денежной помощи Белорусского фонда "Взаимопонимание и примирение" гражданам, пострадавшим от национал-социалистских преследований.

Занимая лидирующие позиции  по объемам выдачи кредитов населению, банк продолжает свое участие в реализации одной из важнейших государственных программ - жилищного строительства, направленной на обеспечение жильем граждан страны. При участии АСБ "Беларусбанк" введены в эксплуатацию 1395 многоквартирных и 8806 индивидуальных жилых домов, в которых проживают более 69 тыс. семей.

В качестве профессионального  участника рынка ценных бумаг  АСБ "Беларусбанк" оказывает брокерские и депозитарные услуги на следующих сегментах рынка ценных бумаг:

·  государственные бумаги Министерства финансов и Национального банка Республики Беларусь;

·  корпоративные ценные бумаги;

·  ценные бумаги АСБ "Беларусбанк".

Банк предлагает клиентам весь спектр услуг на рынке ценных бумаг,  являясь одним из ведущих  операторов на рынке обязательств субъектов.

 
 
 Рис. 2.8 Динамика вкладов граждан Республики Беларусь, млрд руб. [6].

 

 

 
Рис.2.9 Структура кредитов населению по целевому назначению, % [6].

 

 

Таблица 2.2 Отчёт о прибыли и убытках за 2011 год

 

Наименование статьи

2011 год

2010 год

Процентные доходы

9264803,6

4157992,3

Процентные расходы

7093950,6

2921780,6

Чистые процентные доходы

2170853,6

1236211,7

Комиссионные доходы

958210,0

558367,7

Комиссионные расходы

383370,2

166000,7

Чистые комиссионные доходы

574839,9

392367,0

Чистый доход по операциям  с драгоценными металлами и драгоценными камнями

4366,5

2332,9

Чистый доход по операциям  с ценными бумагами

24324,4

44410,0

Чистый доход по операциям  с иностранной валютой

(4452380,6)

200266,9

Чистый доход по операциям  с производственными финансовыми  инструментами

4375525,1

(57893,3)

Чистые отчисления в резервы

506642,7

71162,9

Прочие доходы

182650,2

145227,9

Операционные расходы

1480222,9

1075684,6

Прочие расходы

242364,8

133399,0

Прибыль (убыток) да налогообложения

650948,1

642676,6

Налог на прибыль

43843,0

132144,6

Прибыль (убыток)

607100,1

510532,0


 

В 2011 году по сравнения с 2010 годом увеличились процентные доходы с 4 157 992,3 до 9 264 803,6 млн. бел. руб , также увеличились и процентные расходы с 2 921 780,6 до 7 093 950,6 млн. бел. Руб. Наблюдалось большое увеличение чистого дохода по операциям с ценными бумагами в 2011 году, он составил 24 324,4 млн. бел.руб. [7].

 

 Таблица 2.2.3 Показатели  капитала [7].

Показатели капитала

2008

2009

2010

2011

Нормативный капитал, млрд руб

2956

3289

4829

18258*

В млн $

1344

1149

1610

2187*

Рентабельность нормативного капитала,%

9,2

9,8

14,2

10,1

Достаточность нормативного капитала, %

16,4

12,0

15,9

35*


*  - вливание капитала (12,9 трлн. руб.)

 

ГЛАВА 3

Проблемы  и пути совершенствования финансового  планирования на предприятиях

 

Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

  • высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

- незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;

Большие возможности для  осуществления эффективного финансового  планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

На небольших предприятиях, как правило, для этого нет  средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Малые фирмы чаще нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время, как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие- будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо [12, с. 132].

Для белорусских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:

1)Вновь созданные частные  фирмы. Бурный процесс накопления  капитала привел к  увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес ¾ это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.

2)Государственные и бывшие  государственные, ныне приватизированные  предприятия. Для них функция  планирования является традиционной. Однако их  опыт  планирования  относится в основном к периоду  централизованной экономики. Отсюда  планирование на этих предприятиях  носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

 Поэтому, как организациям  первого типа, так и государственным  и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Вообще в белорусском планировании всегда присутствовал элемент неоправданного обобщения частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.

Анализ причин недостаточной эффективности  функционирования целого ряда предприятий  позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

  • процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;
  • планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;
  • должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;
  • нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;
  • следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;
  • система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;
  • обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Информация о работе Финансовое планирование