Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:18, курсовая работа
Фальшивомонетчество - одна из древнейших отраслей черного бизнеса, процветающая по сей день и приносящая огромные доходы изготовителям фальшивых денежных знаков и ценных бумаг.
На этапе перехода к рыночной экономике экономическая безопасность России резко ослабла. Сегодня из 24 существующих показателей экономической безопасности две трети ниже порогового уровня. Если исходить из оценки специалистов, то современное состояние экономики России характеризуется как экономическая депрессия.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность и характеристика фальшивомонетничества
История возникновения фальшивомонетничества……………………5
1.2. Способы фальшивомонетничества………………………………………12
2. Фальшивомонетничество: современное состояние,
текущие тенденции и их оценка
Современное состояние фальшивомонетничества в России………….14
2.2 Оценка уровня фальшивомонетничества…………………………………17
3. Современные способы борьбы с фальшивомонетничеством………..27
Заключение…………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………….37
Зная величину среднего размера оплаты труда, несложно вычислить, какую долю от нее составляет средний ущерб, наносимый поддельными банкнотами. Для стран еврозоны эта величина составляет 0,016, для России – 0,085. Полученные значения и будут являться теми поправочными коэффициентами, которые характеризуют социальную опасность фальшивых денег в стране.
Таким образом, общий уровень угрозы со стороны поддельных денежных знаков может быть рассчитан как произведение доли подделок в платежном обороте на коэффициент социальной значимости. В итоге расчетная формула может быть записана в следующем виде6:
где F – общее количество поддельных банкнот, обнаруженных за год;
ni– i-й номинал банкнот;
Vi– удельный вес подделок банкнот i-го номинала банкнот;
Vb – количество банкнот в обращении;
Lср – величина средней заработной платы.
В западных средствах массовой информации неоднократно встречались заявления представителей Европейского центрального банка о том, что на сегодняшний день общее количество подделок наличных евро в европейских странах Экономического и валютного союза не превышает суммарный показатель по странам Европы во времена обращения старых национальных валют. Это позволяет сделать вывод о том, что на текущий момент ЕЦБ не считает угрожающей ситуацию, сложившуюся в Европе с подделкой евро.
Говоря о России, приходится признать, что всего лишь два года назад рассчитанная по указанной выше формуле степень угрозы равнялась . Однако на сегодняшний день она выросла почти в 4 раза и даже несколько превосходит аналогичный показатель стран, входящих в зону евро.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для принятия адекватных мер, направленных на профилактику фальшивомонетничества, важно ясно понимать степень угрозы обществу со стороны поддельных денег. В качестве численной характеристики этой степени угрозы представляется возможным ввести предложенный расчетный показатель, который реально учитывает, не только объем подделок в обращении, но и их социальную опасность. Данный показатель вполне может быть принят во внимание наряду с другими инструментами, необходимыми для принятия эмиссионным банком решения о совершенствовании денежных знаков.
И
тем не менее предложенная формула
для расчета показателя степени угрозы
может рассматриваться лишь как один из
возможных вариантов оценки опасности
фальшивомонетничества. Авторы ни в коей
мере не отрицают права на существование
иных взглядов на данную проблему. Вероятно,
что развитие затронутой темы поможет
впоследствии найти оптимальную модель
для объективного и полного представления
в численном виде степени угрозы обществу
со стороны поддельных денег.
3.
Современные способы
борьбы с фальшивомонетничеством
Для обеспечения низкой загрязненности налично-денежного обращения страны фальшивками необходимо, чтобы уровень защиты банкнот от подделки соответствовал бы уровню опасности их подделки. Последний, в свою очередь, определяется активностью криминальных кругов и их заинтересованностью в подделке валюты данной страны, уровнем технологий, которые могут быть ими использованы, а также распределением ответственности участников налично-денежного оборота за своевременное выявление подделок.
В этом очевидном тезисе кроется совсем не очевидный вопрос: какой уровень защиты банкнот является достаточным на настоящий момент, какими признаками подлинности необходимо дополнительно оснастить вновь вводимую банкноту, чтобы обеспечить ее надежную защиту на ближайшие несколько лет? Помимо всего, вопрос совершенствования защиты банкнот тесно связан со стоимостью их изготовления. Банк России, как и другие эмиссионные банки, заботится о создании оптимальной защиты своих банкнот, т. е. использовании такого количества защитных признаков, которое было бы достаточно для их эффективного контроля, но не приводило бы к чрезмерному увеличению затрат на производство денежных знаков.
Для того чтобы принятие решений о достаточности защиты банкнот или о необходимости ее усовершенствования было поставлено на объективную основу, следует иметь конкретные критерии, позволяющие оперативно оценивать текущее состояние фальшивомонетничества в стране.
С этой целью в Банке России была создана система сбора информации обо всех поддельных денежных знаках, выявляемых в учреждениях Банка России и коммерческих банках. С тех пор эта система несколько раз модернизировалась, меняясь вслед за трансформацией денежных знаков, возможностями людей, техники. Сведения, аккумулируемые этой системой, активно используются руководством Банка России для принятия стратегических решений о внесении изменений в налично-денежное обращение страны. Хотелось бы немного рассказать о структуре этой системы, этапах ее развития и возможностях.
В период, когда начинала создаваться эта система, в Банке России не было специалистов по экспертизе подлинности денежных знаков. Поэтому первой задачей, которую надо было решить, — научиться выявлять подделки. Надо сказать, что в то время огромную методологическую помощь оказали специалисты немецкого Бундесбанка, где первые эксперты получили свои основные знания. Но подделки надо было выявлять на всей территории России, во всех учреждениях и подразделениях ее банковской системы. С учетом масштабов нашей страны было очевидно, что невозможно отправлять в Москву все поддельные или сомнительные банкноты и монеты для проведения экспертизы. Необходимо было организовать центры банковской экспертизы по всей стране. Поэтому следующим шагом создания системы выявления и учета подделок была организация центра обучения специалистов по экспертизе. В Москве на базе Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России был создан учебный класс, оснащенный необходимой экспертной техникой и справочной литературой. А также разработан специальный учебный курс, рассчитанный на то, чтобы подготовить из банковских работников экспертов по исследованию денежных знаков, и утвержден порядок их подготовки.
В этом учебном классе подготовили специалистов для почти 80 региональных учреждений Банка России. Причем обучение с самого начала было построено так, чтобы научить экспертов не только самим проводить экспертизу, но и обучать кассовых работников соответствующего региона необходимым навыкам и знаниям. Таким образом, через несколько лет во всей системе Банка России имелись квалифицированные эксперты, обученные по одной программе и работающие по единым методикам с использованием типового экспертного оборудования.
Следующим шагом создания системы сбора информации о поддельных денежных знаках стала разработка формализованного описания выявленных подделок. Этот процесс оказался неожиданно сложным и многоступенчатым.
С одной стороны, для точной и полной характеристики подделки ее описание должно включать как можно больше вопросов, на которые обязан ответить эксперт. В частности, для банкнот это — светимость бумаги в УФ-лучах, наличие и способ имитации водяного знака, защитных волокон и защитной нити, следы использования тех или иных способов печати, характеристики краски, наличие и способ имитаций полиграфических защитных признаков, количество слоев бумажной подложки, наличие магнитных свойств и ряд других показателей.
Следует отметить, что желание включить в описание подделки как можно больше информации связано с тем, что по российскому законодательству все выявленные поддельные денежные знаки должны немедленно передаваться в ОВД для возбуждения соответствующих уголовных дел. Поэтому реальной возможностью получить оперативную, точную и полную информацию о характеристиках подделки — это получить ее подробное описание, составленное сразу же по выявлению. Но чтобы подробно описать подделку, необходимо установить, как она сделана, определить, какие признаки подлинности подделаны и каким образом. Все это может сделать эксперт Банка России, а вот у простого кассира коммерческого банка для этого нет ни знаний, ни времени. Вместе с тем, практика показывает, что в коммерческих банках выявляется большая часть подделок. Сложная, требующая для своего заполнения слишком много времени форма описания их, может просто запутать банковских работников и привести к тому, что заносимая в нее информация будет необоснованной и неточной. Поэтому форма описания на каждом этапе развития данной системы была компромиссом между желаниями и возможностями тех людей, которые реально выявляют подделки.
Первые варианты формализованного описания подделок заполнялись вручную и направлялись в Москву по почте. При этом для исключения грубых ошибок эксперты территориальных учреждений Банка России проводили на местах проверку описаний, поступающих к ним от коммерческих банков данного региона и, при необходимости, корректировали их, консультируясь с представителями местных органов внутренних дел, куда попадали подделки. Затем эти описания со всех концов страны направлялись в Департамент эмиссионно-кассовых операций, где существует общая база данных.
Повышение квалификации экспертов, внедрение новой экспертной техники, постоянные усилия экспертов территориальных учреждений Банка России по обучению кассовых работников коммерческих банков основам экспертизы позволяют постепенно расширять перечень регистрируемых характеристик поддельных денежных знаков и вариантов имитации признаков подлинности.
Развитие средств коммуникации и компьютерных технологий позволило перевести мониторинг состояния фальшивомонетничества в стране на новый качественный уровень. Теперь во всех учреждениях Банка России эксплуатируется автоматизированная система регистрации и учета экспертиз.
В региональный филиал Банка России информация о выявленных подделках поступает двумя путями: от расчетно-кассовых центров — по телекоммуникационным каналам; от коммерческих банков — на бумажных носителях. По мере развития технических возможностей коммерческих банков исходная информация и у них будет вводиться с помощью компьютера и передаваться по телекоммуникационным каналам.
Компьютерная форма описания подделок отличается детализацией характеристик исследуемых денежных знаков и позволяет экспертам структурировать процесс исследования денежных знаков, объективно и точно отражать характеристики подделок. Форма описания подделки включает несколько справочников, что упрощает процедуру описания. Кассиры коммерческих банков заполняют бумажную форму описания в соответствии со своими знаниями и опытом. Поступившая в региональный филиал Банка России информация проверяется экспертом и вносится в региональную базу данных. Ежемесячно обобщенная она направляется в Москву.
Таким образом, ежемесячно в Департамент эмиссионно-кассовых операций поступает оперативная информация обо всех поддельных банкнотах и монетах, выявленных в учреждениях Банка России и коммерческих банках. Специалисты Департамента анализируют полученную из регионов информацию, классифицируют поддельные денежные знаки по характерным признакам подделки, выявляют преобладающие способы изготовления таких денежных знаков, являющихся наиболее опасными с точки зрения сложности обнаружения подделки. Анализ данных о выявленных фальшивых денежных знаках позволяет определять регионы распространения подделок того или иного вида, регистрировать появление новых источников распространения их, своевременно информировать об этих фактах правоохранительные органы. Много интересного и полезного можно извлечь из информации о способах имитации некоторых защитных признаков. На основе анализа этой информации разрабатываются рекомендации по методам выявления поддельных денежных знаков, предложения по исключению устаревших признаков подлинности и замене их новыми.
На примерах из прошлого хотелось бы показать, как информация о выявленных поддельных денежных знаках позволяет своевременно осуществлять мероприятия по профилактике фальшивомонетничества. Защита денежных знаков от подделки и их имитация фальшивомонетчиками представляет собой соревнование двух противоборствующих сторон. Эта борьба разворачивается и в нашей стране7. Так, например, заметный всплеск количества изъятых подделок наблюдался в 1996 г. Это связано с тем, что в данный период в обращении находились банкноты образца 1993 г., защитные признаки которых разрабатывались в начале 90-х. Бурное развитие техники и, в особенности, репрографического оборудования позволило фальшивомонетчикам изготавливать высоко-качественные имитации данных денежных билетов в большом объеме. Для противодействия этому напору подделок Банк России выпустил в обращение банкноты образца 1995 г., защитные признаки которых могли противостоять уровню технического оснащения фальшивомонетчиков, и стал активно выводить из обращения денежные билеты образца 1993 г. Это привело к резкому снижению количества подделок, хотя проведенное в 1995 г. усиление защиты банкнот можно назвать характерным примером запоздалого принятия решения. Очевидно, что если бы тенденция на увеличение количества подделок была бы принята во внимание раньше, и замена банкнот на более защищенные была бы проведена хотя бы в 1994 г., такого массового количества подделок не было бы.
Информация о работе Фальшивомонетничество в России и способы борьбы с ним