Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа
Банк – это финансовый институт, предлагающий своим клиентам конкретное решение и способ решения возникшей финансовой проблемы. От того насколько, качественно и своевременно финансовый институт отреагирует на запросы клиентов, зависит банковская прибыль и стабильность существующей клиентской базы.
Введение ………………………………………………………………….3стр.
1.Теоретические основы по проблемам банковских операций
1.1. История возникновения и эволюции банков и банковских операций………………………………………………………………………..5стр.
1.2. Классификация банковских операций……………………………..10 стр.
1.3. Место, роль и проблемный характер факторинговых операций в банковской деятельности……………………………………………………..14 стр.
2. Факторинговые операции банка.
2.1. Экономическое содержание и виды факторинга…………………..17стр.
2.2. Механизм осуществления факторинговых операций………….......21стр.
2.3. Договор о факторинге………………………………………………..26стр.
2.4. Составляющие элементы факторингового платежа………...……..30стр.
2.5. Перспективы развития факторинга в РФ…………………………...31стр.
Заключение………………………………………………………………..35стр.
Список используемой литературы……………………………...……….38стр.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кемеровский государственный
сельскохозяйственный
институт
Кафедра «Финансы
и кредит».
по дисциплине «Деньги,
Кредит, Банки»
Выполнила:
студент 4 курса.
Экономического
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
(ОЗО)
Волынина Е.Г.
Проверил: _____.
_________________
Кемерово 2011
Тема 25. Факторинговые операции банка
Введение
………………………………………………………………….
1.Теоретические
основы по проблемам
1.1.
История возникновения и
1.2.
Классификация банковских
1.3.
Место, роль и проблемный
2. Факторинговые операции банка.
2.1.
Экономическое содержание и
2.2.
Механизм осуществления
2.3.
Договор о факторинге…………………………
2.4. Составляющие элементы факторингового платежа………...……..30стр.
2.5.
Перспективы развития
Заключение…………………………………………
Список
используемой литературы……………………………...……….
Введение.
Банк – это финансовый институт, предлагающий своим клиентам конкретное решение и способ решения возникшей финансовой проблемы. От того насколько, качественно и своевременно финансовый институт отреагирует на запросы клиентов, зависит банковская прибыль и стабильность существующей клиентской базы. Исходя из этого, можно определить рынок банковских услуг как совокупность отношений, возникающих по поводу удовлетворения интересов и потребностей потребителей в банковских услугах на определенной территории. Следовательно, потребности потребителей приоритетны над интересами производителей услуг. В связи с этим особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы перспектив развития рынка банковских услуг.
Выполнение банковских операций с широкой клиентурой – важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую банковскую систему. Ведущие коммерческие банки России стремятся предоставлять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам. Эффективная система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Обеспечение нормальной конкурентной среды является необходимой составляющей рынка и служит условием соблюдения интересов потребителей, повышением количества и качества предоставляемых услуг.
В
укреплении рыночной экономики Российской
Федерации одну из ведущих ролей играют
коммерческие банки. Проведение пассивных
операций является одной из важнейших
задач для их «здорового» функционирования,
так как аккумулирование свободных финансовых
ресурсов субъектов экономической системы
и их превращение в инвестиции является
основной функцией кредитных организаций.
Как известно, привлеченные ресурсы служат
«фундаментом», на котором стоит «здание»
активных операций, и от его прочности
во многом зависит устойчивость всей банковской
«конструкции». Особенность банков в рассматриваемом
аспекте состоит в следующем: если все
прочие (не кредитные) коммерческие организации
в хозяйственно-финансовой деятельности
используют главным образом собственные
средства, то банки работают в основном
на привлеченных средствах (до 80% всех
используемых средств, иногда и больше).
Чтобы обеспечить прибыль владельцам
банков, необходим намного больший оборот,
чем позволяют собственные средства, поэтому
в условиях конкуренции коммерческие
банки много сил и времени тратят на формирование
привлеченных ресурсов. Как российские,
так и зарубежные экономисты подчеркивают
исключительную важность привлеченных
ресурсов, к которым относятся и банковские
пассивы. Однако, подчеркивая их важность,
большинство российских экономистов не
уделяют должного внимания работе коммерческого
банка с этой группой средств, а приводят,
как правило, экономические определения
этих ресурсов и общие основы работы коммерческого
банка с ними. Очевидно, что описание привлеченных
банковских пассивов, проводимое во многих
работах российских экономистов, раскрывает
самое общее их содержание, не отражает
принципиальных различий видов этих средств
и не способствует более глубокому пониманию
индивидуальной роли отдельных их видов
в формировании привлеченных банковских
ресурсов.
1.
Теоретические основы
по проблемам банковских
операций
1.1. История возникновения
и эволюции банков и
банковских операций.
На
протяжении последних нескольких десятилетий
произошел ряд изменений в
деятельности банков, что неминуемо
привело к постепенному изменению характеристик
и тенденций развития банковских систем.
Вопрос о трансформации роли центральных
и коммерческих банков в экономических
системах различных стран становится
все более актуальным, а процессы, происходящие
в банковской системе РФ, в том числе связанные
с существующими тенденциями изменения
ее структуры, заставляют задуматься о
логике развития банковских систем. Исследование
эволюции банковской системы предполагает,
прежде всего, периодизацию этого процесса,
рассмотрение факторов, воздействующих
на него, а также типов построения банковских
систем. Основные этапы в развитии банковских
систем.
Анализ истории возникновения и развития
банковских систем предоставляет возможность
выделить ряд основных периодов в их эволюции.
Первый из них связан с осуществлением
таких денежных операций, как обмен денежных
знаков различных государств, хранение
денег, кредитование, расчетные операции.
На заре развития экономической цивилизации
указанные операции совершались, в основном,
храмами и отдельными лицами. Начало второго
периода было обусловлено возникновением
организаций, занимающихся отдельными
или несколькими видами денежных операций,
созданием банков как организаций, осуществлявших
одновременно расчетные, депозитные и
кредитные операции. О переходе к третьему
периоду можно говорить в связи с расширением
объемов денежных операций, появлением
необходимости в больших объемах кредитования,
осуществлением расчетных операций на
постоянной основе. Начало третьего периода
было обусловлено ростом промышленного
производства, расширением денежного
обращения, развитием международных экономических
отношений. Принципиальным нововведением
в этот период стало появление эмиссионных
банковских операций. Эмиссия банкнот
осуществлялась в различных странах на
разных условиях, тем не менее, среди всего
разнообразия форм проведения эмиссии
можно выделить два основных варианта.
Первый из них проводился на основе полученных
от государственных властей лицензий
или чартеров, дававших право на проведение
эмиссионных операций, при этом иногда
вводились ограничения на размер эмиссии;
при отсутствии каких-либо требований
со стороны властей. Представляется, что
с момента появления у банков эмиссионных
функций и создания на этой основе систем
взаимных расчетов можно говорить о возникновении
системной организации банковской деятельности.
Заметим, что основное качество любой
системы, по мнению большинства специалистов
в области методологии систем и системного
анализа, «заключается в несводимости
ее свойств к свойствам элементов и наоборот»
С
возникновением центральных банков
осуществился переход к следующему
периоду развития банковских систем.
Центральные банки создавались
путем преобразования одного из частных
или государственных банков, в
иных случаях требовалось
Новый
период в развитии банковских систем
напрямую был связан с расцветом
капиталистических отношений, широким
распространением акционерных банков,
возникновением системы участия в капиталах.
В этот период происходила концентрация
банковских капиталов, образование банковских
монополий, постепенно формирующих новую
роль банков. Банки получили возможность
не только иметь полное представление
о состоянии дел у отдельных потенциальных
заемщиков, но и контролировать их капитал,
а также в определенной степени влиять
на их дальнейшее развитие. В деятельности
банков появляется инвестиционное направление.
О переходе к следующему периоду развития
банковских систем, прежде всего в странах
с развитой рыночной экономикой, можно
говорить в связи с научно-технической
и технологической революцией, в том числе
в области компьютеризации и программирования,
созданием транснациональных банков наряду
с общемировой информационной сетью, транснациональными
и международными корпорациями. В этот
период деятельность банков подчиняется,
прежде всего, удовлетворению запросов
потребителей. Значительное внимание
уделяется развитию банковского маркетинга,
совершенствованию банковских технологий.
Все большее влияние на организацию банковской
деятельности оказывают центральные банки.
Широкое распространение получают международные
стандарты отчетности банков, в частности,
был создан Базельский комитет, рекомендации
которого используются центральными банками
многих стран в процессе организации банковского
надзора и разработки нормативных документов.
Анализ эволюции банковской системы невозможен без рассмотрения факторов, оказавших на него влияние. Но прежде чем переходить к их исследованию, отметим, что существуют различные точки зрения относительно их количества, содержания и группировки, однако в большинстве случаев ученые рассматривают только факторы, влияющие на развитие современных банковских систем. Так, в частности, одна из наиболее полных классификаций, представленная в работе В.В. Масленникова и Ю.А. Соколова [4, с. 38–58], включает семь основных экономических факторов, социально-политические (в том числе социально-экономические, внутриполитические и внешнеполитические), а также факторы, влияющие на состояние национальной банковской системы. В работах, посвященных более раннему периоду развития банковской деятельности, факторам ее эволюции внимание практически не уделяется. Одним из исключений является подход А.Н. Новикова [2, с. 333–340], предполагающий выделение внешних и внутренних факторов закрепления устойчивой деятельности банков в XVII–XIX вв., однако и в указанной работе эти факторы не конкретизированы. Наиболее ярко отличия между этими совокупностями проявляются при определении факторов, повлиявших на возникновение и развитие банковской деятельности до и после возникновения ее системной организации (т.е. создания банковских систем). Это обусловлено существенными изменениями организации деятельности банков всех типов, появлением новых тенденций в сфере их взаимодействия в связи с возникновением системной организации. К тому же, все эти процессы были непосредственно связаны с изменениями экономических отношений. Возможности регулирования денежного обращения и кредитных учреждений, воздействия через них на экономическое развитие страны, открывшиеся в ходе системной организации банковской деятельности, способствовали расширению влияния государства на банки. Можно выделить факторы, повлиявшие на возникновение банковской деятельности и ее развитие до появления банковских систем (в том числе, способствовавшие возникновению системной организации), и факторы, оказывающие влияние на функционирование банковских систем. Учитывая тесную взаимосвязь между характером развития банковского дела, динамикой и особенностями экономических, социальных и политических процессов, происходящих в стране, можно подразделить факторы первой группы на соответствующие подгруппы (рис. 1). Среди перечня рассматриваемых факторов следует выделить те, которые в наибольшей степени способствовали возникновению системной организации банковской деятельности: потребность в развитии безналичных расчетов, возникновение у банков эмиссионных функций, расширение сферы обращения векселей, возникновение процессов взаимодействия между кредитными организациями. Отметим интересную особенность: факторы, вызвавшие процесс первоначальной системной организации банков, были, видимо, в основном экономическими, а, следовательно, этот процесс был естественным следствием развития банков в условиях меняющейся экономической ситуации.