Европейская валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Характерная черта современности — развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.

Работа содержит 1 файл

европ.вал сист.docx

— 63.86 Кб (Скачать)

• построение механизма  «МОК-2» берет за основу так называемую «модель колеса со спицами», в котором евро будет играть роль центральной, «якорной валюты» и счетной единицы, а валюты стран «pre ins» будут связаны с ней исключительно на двусторонней основе. Соответственно не будет впредь применяться и какая-либо многосторонняя сетка паритетов этих валют.

• центральные курсы и  пределы допустимых курсовых колебаний. Значения этих центральных валютных курсов валют «pre ins» к евро устанавливаются индивидуально с допустимым пределом колебаний вокруг них ±15%. Конкретные значения этих курсов и диапазонов определяются по взаимному согласию министров финансов стран зоны евро, ЕЦБ и министров финансов и руководителей центральных банков стран-нечленов этой зоны, участвующих в «МОК-2», с традиционным присутствием КЕС. По той же процедуре на базе прогресса в ходе хозяйственного сближения возможно установление более жестких связей между евро и отдельными валютами «pre ins». В свою очередь, устойчивость центральных курсов находится под постоянным мониторингом, и все участники «МОК-2» (а также КЕС) получат право инициировать конфиденциальные консультации по их корректировке.

Таблица 3.3

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КУРСЫ И ПРЕДЕЛЫ  ДОПУСТИМЫХ КОЛЕБАНИЙ ВАЛЮТ В  РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО МЕХАНИЗМА-II

НА 1 ЯНВАРЯ 1999 г

Страна и валюта

EUR 1 =

Дания, крона

Верхний предел          7.62824

Центральный курс      7.46038

Нижний предел           7.29252

Греция, драхма

Верхний предел            406.075

Центральный курс        353.109

Нижний предел             300.143 


 

 

• управление «МОК-2». Ответственным  за оперативное управление «МОК-2» стал ЕЦБ, который также служит органом координации валютной политики между зоной евро и странами «pre ins», включая возможные интервенции на валютных рынках. Экономический и финансовый комитет ЕС (который на третьем этапе ЭВС заменит прежний ЭКОФИН) станет вместе с КЕС держать под наблюдением развитие валютной и финансовой ситуации в странах «pre ins».

Политика валютного курса  определяется квалифицированным большинством голосов Совета ЕС после консультаций с ЕЦБ. Выход курсов за пределы 15% центрального курса предусматривает принятие корректирующих мер путем совместных интервенций на валютных рынках.

Взаимоотношения между евро и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС (после консультаций с Европарламентом и ЕЦБ) на основе принципа единогласия. Очевидно, страны — члены зоны евро предпочтут сохранить  свое индивидуальное членство в МВФ, однако будут выступать как единый блок, связанный коллективной дисциплиной.

В условиях единого валютного  и кредитного рынка ЕС ожидается существенная либерализация и унификация правил государственного регулирования ряда финансовых операций, а именно:

а) деятельности страховых  компаний и пенсионных фондов, которые  получат равные права на инвестирование не только в своих странах, но и  в зоне евро. Это позволит им избежать существующей, по сути принудительной концентрации этих вложений прежде всего в национальные государственные ценные бумаги и тем самым существенно диверсифицировать свой портфель;

б) потеряют свою ограничительную, преимущественно национальную, характеристику первичные дилеры по размещению государственных ценных бумаг;

в) станет свободным и  трансграничным размещение в зоне евро кредитов под залог недвижимости, что сегодня в ряде стран требует  специальных разрешений;

г) национальные правительства  станут в меньшей степени контролировать деятельность банков стран-партнеров на своих территориях, что в настоящее время объясняется интересами национальной денежной политики;

д) станут рельефнее различия в налогообложении в отдельных  странах, что превратится в самостоятельный  фактор их сравнительной конкурентоспособности. В свою очередь, это ускорит интеграцию налоговых систем ЕС. Усилится и движение в пользу. закрытия в ЕС «налоговых гаваней».

Утвержденный порядок  введения евро предусматривает, что  в переходный период официальные  власти и частный бизнес будут  иметь значительную свободу выбора его конкретных путей и промежуточных дат, исходя из принципа, что в этой сфере ЕС не будет применять «ни принуждения, ни запрещения». Однако все же установлены определенные правила перевода на новую валюту ряда государственных финансовых операций.

Наиболее простым стал переход к евро для бюджета  и институтов ЕС, которые уже давно работают на базе эквивалентного ему ЭКЮ. Соответственно финансы ЕС с 1 января 1999 г. стали выражаться в евро. Облигационные займы ЕС и ЕЦБ со сроком погашения после 1 января 1999 г., номинированные в ЭКЮ, автоматически конвертируются в евро с этой даты, а займы в валютах стран — членов ЕС пересчитываются по их курсам к евро в период до 31 декабря 2001 г.

Внутренние финансовые операции стран — членов зоны евро (бюджет, учет и т.п.) до 31 декабря 2001 г. по-прежнему могут вестись в национальных валютах, однако основные показатели государственной  финансовой статистики параллельно  публикуются в евро. Внешний государственный долг этих государств в валюте стран, присоединившихся к евро, подлежащий оплате до 31 декабря 1998 г., оплачивается в той же валюте. К платежам, приходящимся на переходный период 1999—2001 гг., применяется упомянутое правило «ни принуждения, ни запрещения», т.е. свобода выбора валюты платежа.

Федерация фондовых бирж Европы рекомендовала перевести биржевую торговлю частными ценными бумагами, номинированными в национальной валюте стран зоны евро, на новую  валюту с 4 января 1999 г., т.е. с первого  дня открытия фондовых бирж в данном году.

Решения о способе номинации  ценных бумаг принимаются их эмитентами (для акций — собраниями акционеров), причем возможно изменение номинальной стоимости акций либо размера уставного капитала с целью сохранения этих показателей в круглых цифрах. Такая номинация не должна затрагивать прав акционеров или принуждать их к продаже части своего портфеля.

Успех или неудача евро будет зависеть от того, сумеет ли новая  коллективная валюта набрать к концу  переходного периода определенную «критическую массу» в реальном хозяйственном обороте. По всей вероятности, это произойдет, ибо:

а) с 1 января 1999 г. в евро выражена значительная часть государственных  финансов ЕС и стран зоны евро, а  следовательно, и финансовых потоков между бюджетом и частным сектором. В 1999 г. ожидается номинация в евро половины объема государственной внешней задолженности этих стран;

б) в сферу номинации  в евро попадут также до 1/3 межбанковского оборота и краткосрочных депозитов, а также основная часть обязательного банковского резервирования. Наиболее инерционным останется сектор частных держателей долгосрочных обязательств, но и они вынуждены будут пойти на частичную диверсификацию своего портфеля в пользу евро;

в) заменяемые евро национальные валюты (немецкая марка, французский  франк, голландский гульден) занимают в обслуживании международного хозяйственного оборота заметное место и вряд ли потеряют свои позиции при номинации. Скорее сократится доля доллара США в расчетах внутри ЕС. Ожидается, что евро в переходный период будет обслуживать 18—28% международной торговли, в том числе основную часть оборота внутри ЕС;

г) валютные рынки зоны евро готовы быстро перейти на новую валюту;

д) возникнет обширный спрос  на евро и вне ее зоны в силу желания  третьих стран и их экономических  операторов иметь авуары в евро в  валютных резервах или на счетах;

е) ожидается, что курс евро к доллару США будет относительно устойчив, несмотря на колебания.

Прогнозируется, что общая  масса евро на рынках будет больше, чем прежняя сумма заменяемых ею валют, т.е. будет переток части  средств из других валют, прежде всего  доллара и иены, в евро.

Эксперты прогнозируют заметные изменения, привносимые евро в международные  экономические, в том числе валютно-кредитные  и финансовые отношения. В зоне евро увеличится предложение на денежном рынке и рынке капитала за счет сокращения уже ненужных в прежних объемах валютных резервов стран зоны евро, равно как и снижения потребностей правительств в новых займах при стабилизированных государственных финансах. Это сделает данные рынки более свободными и динамичными, главной фигурой на них станет не государственный, а частный заемщик, а основные инвестиции пойдут не в государственные обязательства, а в ценные бумаги предприятий, в том числе в их акции, что в большей мере свяжет кредитный и фондовый рынок ЕС с производством. Ускорится оборот капитала в целом.

В международном плане  ожидается активизация участия  стран зоны евро в переплетении капиталов. Их субъекты рынка будут активнее выступать не только как торговцы, но и инвесторы. Начнется новая волна  слияний и поглощений, направленная на укрупнение предприятий и банков ЕС до размеров, позволяющих функционировать  в масштабах всей зоны.

Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка  банковских услуг и создание единого  рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Постепенно утратит свое прежнее значение суверенный кредитный рейтинг отдельных стран в пользу сравнительных преимуществ индивидуальных национальных заемщиков.

Для промышленных корпораций введение евро означает использование евро как валюты цены и платежа, снижение расходов, связанных с расчетами, страхованием валютного риска. Это важно для оздоровления финансовых предприятий, роста доходности их

акций, причем менее развитый Юг зоны евро будет постепенно подтягиваться  к Северу по основным показателям.

• 3.5. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В ЯМАЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ

Зависимый и во многих случаях  отсталый тип социально-экономического развития большинства развивающихся стран определяет в целом их подчиненное место в мировой валютной системе. Являясь членами МВФ и других валютно-кредитных и финансовых организаций, будучи крупными заемщиками на мировом рынке капиталов, освободившиеся страны непосредственно участвуют в мировой валютной системе, с которой связаны их национальные валютные системы. Эта связь осуществляется через национальные банки и органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения, и обеспечивается межгосударственным регулированием через МВФ. Освободившиеся страны, овладев эмиссионным механизмом, создали национальные центральные банки, которые выпустили в обращение национальную денежную единицу.

Поскольку мировая валютная система базируется на нескольких национальных (резервных) валютах ведущих развитых стран (прежде всего на долларе США, марке ФРГ, японской иене) и СДР, то валюты развивающихся государств — членов МВФ привязаны к ним в той или иной степени. При этом нарастает тенденция уменьшения количества стран, привязавших свои валюты к СДР (две в 1997 г. против 15 в 1980 г.).

СДР представляют собой бухгалтерские  записи на счетах стран — членов МВФ и распределяются на основе взносов  стран в Фонд. Развивающиеся страны при распределении СДР получают ограниченные суммы, не превышающие 1/4 от общего объема. Поэтому указанные государства призывают пересмотреть правила выпуска СДР. В связи с этим ими выдвинут «принцип связи», предусматривающий:

• произвести замену существующего  метода распределения СДР (согласно квоте в МВФ) на метод, базирующийся на размерах ВВП и других экономических показателях;

• распределение СДР не через МВФ, а через МБРР и региональные банки;

• добровольное перечисление развитыми странами части своей  доли в выпуске СДР организациям развития и помощи развивающимся государствам;

• использование СДР в  первую очередь не только на покрытие дефицита баланса международных  расчетов освободившихся стран, но и  на цели их экономического развития.

Развитые государства, опасаясь бесконтрольного роста выпуска СДР, не приняли «принципа связи».

Ямайское валютное соглашение зафиксировало также принцип  демонетизации золота. Национальным валютным органам и МВФ разрешено  проводить операции с золотом  по рыночной цене. Фонд возвратил своим  членам около 25 млн унций золота и столько же распродал на золотых аукционах по рыночным ценам. Образовавшиеся на основе этого средства были перечислены в доверительный фонд МВФ для предоставления льготных кредитов освободившимся странам. Всего из доверительного фонда было предоставлено кредитов на сумму около 3,0 млрд долл. (на срок от 5,5 до 10 лет по 0,5—1% годовых, в том числе Пакистану, Египту, Бангладеш, Заиру, Марокко, Шри Ланке, Бирме и др.). После исчерпания средств доверительного фонда его операции в 1981 г. были приостановлены. Таким образом, в результате официальной демонетизации золота и перехода к рыночным ценам на желтый металл развивающиеся страны получили лишь незначительные выгоды.

Ямайская валютная система  предоставила странам — членам МВФ  право выбора режима валютных курсов. Если развитые страны предпочли главным  образом режим плавающего валютного курса, то развивающиеся страны используют несколько режимов валютных курсов. Курс валют большинства молодых государств по-прежнему привязан к определенной валюте (одновалютная привязка). Ведущее место здесь занимает доллар США, к которому прикреплены валюты 20 стран, а также французский франк — 14. Потеряли свое значение в этом качестве фунт стерлингов, португальское эскудо и испанская песета.

Усилилась тенденция роста  числа развивающихся государств, использующих многовалютные привязки своих денежных единиц (валютная корзина). Однако к СДР прикреплены лишь четыре валюты. Около 10 определяют курс своей валюты на базе валютной корзины главных торгово-экономических партнеров (Индия, Шри Ланка, Танзания и др.). Так, в корзину индийской рупии входят доллар США, английский фунт стерлингов, французский франк и японская иена. В отдельных развивающихся странах (Бразилия, Колумбия, Перу, Индонезия) курс национальной денежной единицы определяется центральным банком на основе ряда экономических показателей (движение цен на главный экспортный товар, соотношение темпов инфляции в своей стране и у главных торгово-экономических партнеров и др.). Развивающиеся государства с более устойчивым валютно-экономическим положением (некоторые нефтедобывающие страны Персидского залива, Республика Корея) с теми или иными ограничениями перешли к плавающему курсу своих валют.

Информация о работе Европейская валютная система