Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:22, реферат
Характерная черта современности — развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.
2. Слабость ЕВС обусловлена
значительным структурным
3. Координация экономической
политики наталкивается также
на нежелание стран-членов
4. Частные ЭКЮ не были связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.
5. Выпуск ЭКЮ довольно скромно влиял на взаимные операции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.
6. Функционирование ЕВС
осложняется внешними
После двухлетних дебатов
важной вехой в развитии валютной
интеграции в ЕС явился Единый европейский
акт, принятый в мае 1987 г. В середине
80-х годов сложились новые
«План Делора» предусматривал:
• создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой поглощений, слияний, государственных субсидий;
• структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
• координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
• учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
• единую валютную политику, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты — ЭКЮ.
Кроме того, поставлена задача
образования политического
В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора (1957 г.). Для валютного союза необходимо: 1) участие валют в «европейской змее»; 2) соблюдение странами единых пределов колебаний курса валюты; 3) соединение официального и частного секторов функционирования ЭКЮ по линии унификации порядка и субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируемости.
На основе «плана Делора»
к декабрю 1991 г. был выработан
Маастрихтский договор о
В соответствии с Маастрихтским
договором экономический и
Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — этап становления экономического и валютного союза ЕС (ЭВС).* В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском Союзе.
* В английской аббревиатуре — EMU — Economic and Monetary Union.
В частности, устранены все ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского Союза, а также между Европейским Союзом и третьими странами. Уделено особое внимание обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС, и его страны-члены принимали там, где это было уместно, программы такого сближения, рассчитанные на несколько лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовке введения евро как единой денежной единицы такие программы представлялись на рассмотрение Совету по экономическим и финансовым вопросам ЕС (ЭКОФИН) и были ориентированы на обеспечение достижения устойчиво низких показателей инфляции, оздоровления государственных финансов и стабильности курсов валют в отношениях между странами-членами, как это и предусматривалось Маастрихтским договором.
Второй этап (1 января 1994 г.
— 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей,
более конкретной подготовке стран-членов
к введению евро. Главным организационным
событием этого этапа стало учреждение
Европейского валютного института
(ЕВИ), выступающего как предтеча Европейского
Центрального банка (ЕЦБ), основной задачей
которого являлось определение правовых,
организационных и материально-
Другими важнейшими процессами данного этапа были:
• принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое приобретение центральными банками долгов государства; тот же запрет на третьем этапе становления ЭВС распространяется и на ЕЦБ;
• принятие законодательства, отменяющего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов; аналогичный запрет распространяется также и на ЕЦБ на третьем этапе;
• утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом; эта мера получила название «оговорки об отказе от поручительства»;
• формулирование требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП при нормальных условиях развития и величины государственного долга не выше 60% ВВП), которое затем было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;
• принятие там, где это
уместно, национального
2 мая 1998 г. Европейский
Совет принял решение о том,
какие из стран допускаются
к переходу на евро с начала
третьей стадии становления
* Ими стали Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция.
Третий этап перехода к единой валюте (1999—2002 гг.). С 1 января 1999 г. фиксируются валютные курсы евро к национальным валютам стран — участниц зоны евро, а евро становится их общей валютой. Она заменяет также ЭКЮ в соотношении 1:1. Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (ЕСЦБ),* которая использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировые валютные рынки: ее собственные операции на этих рынках производятся и выражаются только в евро.
* ЕСЦБ (в английской аббревиатуре — ESCB) включает ЕЦБ и центральные банки стран ЕС, перешедших на евро.
Через инструменты единой денежной политики поощряется переход к операциям в евро коммерческих банков и крупных предприятий. Более того, в евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг стран-участниц.
На третьем этапе евро станет общей денежной единицей стран-участниц, тогда как национальная валюта сохранится на этот период только в качестве параллельной денежной единицы.
Сценарий переходного периода к евро предусматривает:
• С 1 января 1999 г. твердую фиксацию курсов валют стран зоны евро к евро для пересчетов.
Валюта |
Единицы национальной валюты за 1 евро |
Бельгийский франк |
40.3399 |
Немецкая марка |
1.95583 |
Испанская песета |
166.386 |
Французский франк |
6.55957 |
Ирландский фунт |
0.787564 |
Итальянская лира |
1936.27 |
Люксембургский франк |
40.3399 |
Голландский гульден |
2.20371 |
Австрийский шиллинг |
13.7603 |
Португальское эскудо |
200.482 |
Финская марка |
5.94573 |
В 1999—2002 гг. во взаимных безналичных расчетах параллельно используются евро и привязанные к ней национальные валюты, осуществляется номинация в евро всех государственных и частных финансовых активов и пассивов зоны. Начала осуществляться единая денежно-кредитная и валютная политика Евросоюза и деятельность наднациональных банковских институтов ЕС.
• С 1 января 2002 г. выпуск в обращение банкнот и монет евро, параллельное обращение с национальными валютами стран-членов, обмен последних на евро.
• С 1 июля 2002 г. изъятие из обращения национальных валют и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.
Единая денежная и валютная
политика Евросоюза будет
В свою очередь, ЕСЦБ взаимодействует с центральными банками стран-членов, в том числе определяет для каждого из них квоты допустимой эмиссии, проводит текущее наблюдение за конъюнктурой кредитных и валютных рынков ЕС, готовит решения ЕСЦБ и при необходимости осуществляет вместе с национальными ЦБ интервенции в ход развития этой конъюнктуры. При этом основными инструментами политики ЕСЦБ являются:
а) таргетирование (установление целевых ориентиров основных денежных агрегатов с целью контроля над инфляцией);
б) установление пределов колебаний основных процентных ставок, в том числе с целью их сближения по всей зоне евро;
в) операции на открытом рынке;
г) установление минимальных резервных требований для банков.
Цементирующим инструментом зоны евро станет система взаимных расчетов «ТАРГЕТ», управляемая ЕСЦБ.
Регламентированы и
Хотя формально переход
в третью стадию становления ЭВС
с 1 января 1999 г. открыт для всех стран
— членов ЕС, было с самого начала
маловероятно, что все они перейдут
на евро. Поэтому определение будущих
взаимоотношений между
Начиная с 1996 г. эта тема обсуждалась в Совете ЕС на базе докладов ЭКОФИН, ЕВИ и КЕС. Основные элементы данного механизма были официально утверждены Евросоветом в Дублине 13—14 декабря 1996 г. Наконец, Евросовет в Амстердаме 16—17 июня 1997 г. принял резолюцию, определяющую принципы и фундаментальные основы такого механизма, получившего аббревиатуру «МОК-2» («Механизм обменных курсов — 2») и подлежащего введению в действие с 1 января 1999 г. Эта резолюция была поддержана руководителями центральных банков всех стран — членов ЕС и оформлена в виде специального соглашения по оперативным процедурам функционирования «МОК-2» между национальными центральными банками и ЕЦБ.
Главная цель «МОК-2» — подготовка стран «рге ins» к присоединению к зоне евро при оказании при этом содействия укреплению курсовой дисциплины в ЕС в целом. «МОК-2», участие в котором официально является добровольным, будет заимствовать из прежнего «МОК-1», а также иметь вновь следующие основные элементы: