Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:19, реферат
Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Основные операции по рефинансированию кредитных организаций главным образом направлены на обеспечение банковской системы ЕС достаточной ликвидностью. В этих целях используются следующие инструменты:
основные операции по рефинансированию (MROs - main refinancing operations) сроком до 14 дней;
долгосрочные рефинансирования (LTROs - longer-term refinancing operations) от одного до трех месяцев;
залоговые кредиты (операции класса РЕПО);
кредиты "овернайт" (однодневные кредиты) и др.
Управление
ликвидностью играет важную роль в
реализации единой денежно-кредитной
политики ЕЦБ. Оно зависит от оценки
потребностей банковской системы в
ликвидных средствах, которые возникают
из резервных требований, избыточных
резервов и других автономных факторов.
Последние относятся к
Одновременно для регулирования ликвидности в банковской системе ЕЦБ и национальные центральные банки привлекают денежные средства кредитных организаций на свои депозитные счета в том случае если эти средства являются избыточными, а кредитные организации в свою очередь привлекают временно свободные денежные средства фирм и домашних хозяйств в депозиты.
Операции на открытом рынке (в понимании и практике ЕЦБ) - это операции, совершаемые по инициативе центрального банка на финансовых рынках.
Согласно
такому аукциону предложения выше предельных
ставок (ставки усечения, которые устанавливает
Совет управляющих) удовлетворяются
полностью и в первую очередь
по предложенным ставкам покупателей,
тогда как предложения по предельным
ставкам удовлетворяются в
Тенденции таковы, что среднее количество участников торгов краткосрочного рефинансирования (MROs) сокращается. Только за 2002 г. количество контрагентов уменьшилось на 25%. Хотя в то же время общая сумма торгов (покупка краткосрочных кредитов со стороны коммерческих банков и других кредитных институтов) удвоилась.
Дело не в том, что все меньше банков нуждается в рефинансировании непосредственно из Евросистемы для поддержания своей ликвидности. На самом деле, конкуренция за получение краткосрочных кредитов (MROs), а также на рынке "овернайт" (однодневных кредитов) сохраняется на высоком уровне. В таком случае, сокращение числа участников в краткосрочном рефинансировании (MROs) объясняется продолжающейся консолидацией банковской индустрии в Еврозоне, ростом концентрации активности по управлению портфелями казначейскими и другими ценными бумагами внутри банковских групп и, наконец, возросшей эффективностью денежного рынка, что отсекло часть контрагентов, желающих заимствовать ликвидность непосредственно из Евросистемы. Следует также заметить, что ставки Евросистемы и денежного рынка почти идентичны, что свидетельствует о высоком уровне конкуренции финансовых рынков ЕС.
Практика
по долгосрочному рефинансированию
показывает, что среднегодовое количество
банков, участвующих в этих аукционах,
также сокращается, в основном по
тем же причинам, что и количество
участников в краткосрочном
Операции класса "овернайт" ЕЦБ провел дважды и на большие суммы, для того чтобы обеспечить банковскую систему Еврозоны дополнительным объемом ликвидности. Данные операции были проведены в начале 2002 г. сразу после введения наличного евро из-за того, что спрос на наличные евро оказался намного выше прогнозного значения. Ставки по овернайту составили 3,25%. В этих двух операциях участвовало более 120 коммерческих банков Еврозоны, и общий объем "овернайта" составил внушительную сумму - более 65 млрд. евро. Что касается операций класса РЕПО с использованием сделок с правом обратного выкупа, то за все время существования Европейского Центрального Банка они были проведены один раз - в конце 2002 г. сроком на шесть дней по минимальной ставке 2,75%. В этой операции (fine-tuning operation), целью которой опять же было обеспечение банковской системы ликвидностью, участвовало 50 коммерческих банков; сумма сделок составила 10 млрд. евро по предельной ставке 2,80%, а средневзвешенная ставка составила 2,82%. Окончание статьи см. в следующем номере "Вестника Финансовой академии"
2.
Элементы экономической
2.1
Цели и методы интеграции.
Существует несколько основных
целей, которые преследовал
Сохранение мира.
Экономическая интеграция, а именно:
гармоническое развитие
Политический союз.
Социальная стабильность
Европейская
интеграция возникла благодаря двум
в основе своей разным подходам -
конфедералистскому и федералистскому.
Изначально
конфедералистский подход обозначал,
что страны согласны сотрудничать друг
с другом без затрагивания чьего-либо
национального суверенитета. Те же принципы
легли в основу того, что называют второй
и третьей опорами Евросоюза – общей внешней
политики и политики безопасности, а также
сотрудничества в области правосудия
и внутренних проблем. Задача, поставленная
перед Евросоюзом в этих областях, заключается
в межправительственном сотрудничестве.
Цель
федералистского подхода, с другой
стороны, заключается в том, чтобы
сгладить различия между нациями. Отдельные
страны нашли возможность пожертвовать
частью своего суверенитета ради многонационального
сообщества. В результате есть европейская
федерация, в которой судьбой
всех народов, каждый из которых продолжает
оставаться сам собой, а также их будущим,
управляют общие лидеры.
Несомненно,
Европейский Союз является плодом федералистского
подхода, хотя и в несколько измененной
форме.
2.2
Основные принципы свободного
единого рынка.
Центральным
пунктом экономической
А.
Свободное движение товаров
Статья
9-37 Соглашения по Европейскому Сообществу.
Свободное движение товаров обеспечивается
созданием союза и проведением
ряда мер, таких как:
1. Таможенный союз.
2.
Смещение количественных
3. Устранение налоговых барьеров.
В.
Свободное движение рабочей силы.
Статьи
48-51 Соглашения по Европейскому Сообществу.
Свободное движение рабочей силы
— уже реальность. Это право
было зафиксировано в Соглашениях
и включено в компетенцию Совета
в 1968 году. Оно заключает в себе
равные права для всех наций, входящих
в Сообщество, по трудоустройству, заработным
платам и условиям работы в любой
стране Сообщества.
С.
Свобода предоставления услуг.
Единственное
но: действия ограничены во времени и должны
каким-то образом пересекать внутреннюю
границу Сообщества. Также это право не
распространяется на государственные
структуры власти.
D.
Свободное движение капитала
и платежей.
Статьи 67-73 Соглашения по Европейскому
Сообществу. Свободное движение
капитала дает возможность
2.3
Экономический и валютный союз.
Создатели
Сообщества полностью отдавали себе
отчет в том, что создание общего
рынка и эффективное внедрение
общей политики во многих сферах неизбежно
должно сопровождаться внедрением общей
экономической и валютной политики.
В
1969 году на Встрече на высшем уровне
в Гааге политические лидеры Сообщества
выступили с новой инициативой
по экономическому и валютному союзу.
К 1970 г. был представлен окончательный
план постепенного развития, включавший
в себя 3 стадии. Однако попытка создать
экономический и валютный союз потерпела
неудачу. Вместо этого, было предпринято
множество одноразовых мер по
улучшению и расширению диапазон
инструментариев, пригодных для
ведения валютной политики и координирования
экономической политики.
Введение
Европейской Валютной Системы (EMS) в
марте 1979 г. задало новый размер Европейскому
валютному сотрудничеству. Цель состояла
в том, чтобы создать зону валютной
стабильности в Европе, свободный
насколько возможно от сильных колебаний
курса валют. EMS стремится достигать
стабильности внутренней цены и внешнего
обменного курса посредством
системы установленных, но гибких ставок
при регулировании, которые опираются
на многообразие мер и механизмов
кредитного вмешательства.
Корни происхождения единой
Одним из основных рисков для
евро как новой международной
валюты является то, что за
ним стоит не единое
Кроме того, следует обратить внимание
на тот факт, что в ЕС входят 15 государств
– Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия,
Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,
Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия,
Франция и Швеция.
За пределами ЭВС остаются ряд
западноевропейских государств-членов
Евросоюза: Великобритания, Дания и Швеция,
которые с момента создания ЭВС, предпочли
не участвовать в нем, а также Греция, хотя
и желающая вступить, но дока не удовлетворяющая
некоторым критериям конвергенции.
Фактическое разделение ЕС на
страны, входящие (инсайдеры) и не
входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет
в себе серьезные
Период с 1999 по 2001 гг. показал,
что вопреки первоначальным