Европейская банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.

Работа содержит 1 файл

ЕС.docx

— 67.85 Кб (Скачать)

    Основные  операции по рефинансированию кредитных  организаций главным образом  направлены на обеспечение банковской системы ЕС достаточной ликвидностью. В этих целях используются следующие  инструменты:

    основные  операции по рефинансированию (MROs - main refinancing operations) сроком до 14 дней;

    долгосрочные  рефинансирования (LTROs - longer-term refinancing operations) от одного до трех месяцев;

    залоговые кредиты (операции класса РЕПО);

    кредиты "овернайт" (однодневные кредиты) и др.

    Управление  ликвидностью играет важную роль в  реализации единой денежно-кредитной  политики ЕЦБ. Оно зависит от оценки потребностей банковской системы в  ликвидных средствах, которые возникают  из резервных требований, избыточных резервов и других автономных факторов. Последние относятся к некоторым  статьям баланса центрального банка, как, например, наличные деньги (банкноты) в обращении, средства правительства  и чистые иностранные активы.

    Одновременно  для регулирования ликвидности  в банковской системе ЕЦБ и  национальные центральные банки  привлекают денежные средства кредитных организаций на свои депозитные счета в том случае если эти средства являются избыточными, а кредитные организации в свою очередь привлекают временно свободные денежные средства фирм и домашних хозяйств в депозиты.

    

    Операции  на открытом рынке (в понимании и  практике ЕЦБ) - это операции, совершаемые  по инициативе центрального банка на финансовых рынках.

    Согласно  такому аукциону предложения выше предельных ставок (ставки усечения, которые устанавливает  Совет управляющих) удовлетворяются  полностью и в первую очередь  по предложенным ставкам покупателей, тогда как предложения по предельным ставкам удовлетворяются в последнюю  очередь и пропорционально.

    Тенденции таковы, что среднее количество участников торгов краткосрочного рефинансирования (MROs) сокращается. Только за 2002 г. количество контрагентов уменьшилось на 25%. Хотя в то же время общая сумма торгов (покупка краткосрочных кредитов со стороны коммерческих банков и других кредитных институтов) удвоилась.

    Дело  не в том, что все меньше банков нуждается в рефинансировании непосредственно  из Евросистемы для поддержания своей ликвидности. На самом деле, конкуренция за получение краткосрочных кредитов (MROs), а также на рынке "овернайт" (однодневных кредитов) сохраняется на высоком уровне. В таком случае, сокращение числа участников в краткосрочном рефинансировании (MROs) объясняется продолжающейся консолидацией банковской индустрии в Еврозоне, ростом концентрации активности по управлению портфелями казначейскими и другими ценными бумагами внутри банковских групп и, наконец, возросшей эффективностью денежного рынка, что отсекло часть контрагентов, желающих заимствовать ликвидность непосредственно из Евросистемы. Следует также заметить, что ставки Евросистемы и денежного рынка почти идентичны, что свидетельствует о высоком уровне конкуренции финансовых рынков ЕС.

    Практика  по долгосрочному рефинансированию показывает, что среднегодовое количество банков, участвующих в этих аукционах, также сокращается, в основном по тем же причинам, что и количество участников в краткосрочном рефинансировании (MROs).

    Операции  класса "овернайт" ЕЦБ провел дважды и на большие суммы, для того чтобы обеспечить банковскую систему Еврозоны дополнительным объемом ликвидности. Данные операции были проведены в начале 2002 г. сразу после введения наличного евро из-за того, что спрос на наличные евро оказался намного выше прогнозного значения. Ставки по овернайту составили 3,25%. В этих двух операциях участвовало более 120 коммерческих банков Еврозоны, и общий объем "овернайта" составил внушительную сумму - более 65 млрд. евро. Что касается операций класса РЕПО с использованием сделок с правом обратного выкупа, то за все время существования Европейского Центрального Банка они были проведены один раз - в конце 2002 г. сроком на шесть дней по минимальной ставке 2,75%. В этой операции (fine-tuning operation), целью которой опять же было обеспечение банковской системы ликвидностью, участвовало 50 коммерческих банков; сумма сделок составила 10 млрд. евро по предельной ставке 2,80%, а средневзвешенная ставка составила 2,82%. Окончание статьи см. в следующем номере "Вестника Финансовой академии"

    2. Элементы экономической интеграции  в ЕС. 

    2.1 Цели и методы интеграции. 
 

      Существует несколько основных  целей, которые преследовал Евросоюз  в процессе интеграции: 

      Сохранение мира. 

      Экономическая интеграция, а именно: гармоническое развитие экономических  институтов; стабильное и сбалансированное  экономическое взаимопроникновение;  повышение уровня жизни; высокий  уровень занятости; экономическая  и валютная стабильность. 

      Политический союз. 

      Социальная стабильность 

    Европейская интеграция возникла благодаря двум в основе своей разным подходам - конфедералистскому и федералистскому. 

    Изначально  конфедералистский подход обозначал, что страны согласны сотрудничать друг с другом без затрагивания чьего-либо национального суверенитета. Те же принципы легли в основу того, что называют второй и третьей опорами Евросоюза – общей внешней политики и политики безопасности, а также сотрудничества в области правосудия и внутренних проблем. Задача, поставленная перед Евросоюзом в этих областях, заключается в межправительственном сотрудничестве. 

    Цель  федералистского подхода, с другой стороны, заключается в том, чтобы  сгладить различия между нациями. Отдельные  страны нашли возможность пожертвовать частью своего суверенитета ради многонационального сообщества. В результате есть европейская  федерация, в которой судьбой  всех народов, каждый из которых продолжает оставаться сам собой, а также их будущим, управляют общие лидеры. 

    Несомненно, Европейский Союз является плодом федералистского  подхода, хотя и в несколько измененной форме.  

    2.2 Основные принципы свободного  единого рынка. 

    Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный  странами-участницами для того, чтобы  создать объединенную экономическую  территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие  четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и  капитала. Второй и четвертый, как  известно, являются основными факторами  производства. 

    А. Свободное движение товаров  

    Статья 9-37 Соглашения по Европейскому Сообществу. Свободное движение товаров обеспечивается созданием союза и проведением  ряда мер, таких как: 

     1. Таможенный союз.  

    2. Смещение количественных ограничений.  

     3. Устранение налоговых барьеров.  

    В. Свободное движение рабочей силы.  

    Статьи 48-51 Соглашения по Европейскому Сообществу. Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право  было зафиксировано в Соглашениях  и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой  стране Сообщества.  

    С. Свобода предоставления услуг. 

    Единственное но: действия ограничены во времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества. Также это право не распространяется на государственные структуры власти. 

    D. Свободное движение капитала  и платежей.  

      Статьи 67-73 Соглашения по Европейскому  Сообществу. Свободное движение  капитала дает возможность физическим  и юридическим лицам беспрепятственно  открывать счета в любой из  стран Евросоюза, а также переводить  неограниченные средства из одной  страны в другую. Это также  означает неограниченные инвестиционные  и финансовые возможности по  всей Европе. Также можно сказать,  что свободное движение капитала  неизбежно ведет к более тесной  экономической и финансовой интеграции. Свободное движение товаров, рабочей  силы, услуг и капитала должно  неизбежно сопровождаться мерами  по либерализации платежей. Любые  обстоятельства, которые препятствуют  платежам за товары, услуги или  оплату труда в другие страны  Сообщества, значительно затрудняют, или даже делают невозможным  выполнение этих основных свобод. Поэтому страны-участницы должны  позволить делать такие платежи  в валюте страны, где проживает  получатель. 

    2.3 Экономический и валютный союз. 

    Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в том, что создание общего рынка и эффективное внедрение  общей политики во многих сферах неизбежно  должно сопровождаться внедрением общей  экономической и валютной политики.  

    В 1969 году на Встрече на высшем уровне в Гааге политические лидеры Сообщества выступили с новой инициативой  по экономическому и валютному союзу. К 1970 г. был представлен окончательный  план постепенного развития, включавший в себя 3 стадии. Однако попытка создать  экономический и валютный союз потерпела  неудачу. Вместо этого, было предпринято  множество одноразовых мер по улучшению и расширению диапазон инструментариев, пригодных для  ведения валютной политики и координирования  экономической политики. 

    Введение  Европейской Валютной Системы (EMS) в  марте 1979 г. задало новый размер Европейскому валютному сотрудничеству. Цель состояла в том, чтобы создать зону валютной стабильности в Европе, свободный  насколько возможно от сильных колебаний  курса валют. EMS стремится достигать  стабильности внутренней цены и внешнего обменного курса посредством  системы установленных, но гибких ставок при регулировании, которые опираются  на многообразие мер и механизмов кредитного вмешательства.  

      Корни происхождения единой европейской  валюты следует искать в Договорах  Европейского Союза. Все Договора  подготавливались и подписывались  членами Совета, состоящего из  Глав Государств Правительств стран-членов Союза, а затем ратифицировались каждой страной соответствии с национальными законодательными процедурами. Римский Договор (1958 год) поставил своей целью создание общего европейского рынка для повышения экономического процветания, а также содействия установлению “еще более тесного союза между народами Европы”. Единый Европейский Акт (1986) и Договор о создании Европейского Союза развил это направление, введя Экономический валютный союз (ЭВС) заложив фундамент для единой валюты. В декабре 1995 года в Мадриде Европейский Совет принял название “евро”. 1 июня 1998 года – дата создания Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). Банк находится во Франкфурте-на-Майне. В его задачи входят поддержание стабильности цен и проведение единой валютной политики во всей зоне евро. Именно ЕЦБ отвечает за развитие и введение евро. С этой целью он осуществляет свою собственную деятельность, а также работает с национальными центральными банками. ЕЦБ и национальные центральные банки зоны евро известны под объединяющим названием “Евросистема”.Третий этап создания ЭВС начался 1 января 1999 года, когда были установлены неизменные обменные курсы для валют стран-участниц зоны евро.(см. приложение 2) Страны-члены евро начали осуществление общей валютной политики; евро был введен в качестве законной валюты, а 11 стали составляющими. 

      Одним из основных рисков для  евро как новой международной  валюты является то, что за  ним стоит не единое государство  с четко выраженными интересами  и целями, а несколько государств, различающихся по экономическому  и политическому весу, по культурным  и правовым традициям. Выгоды  от использования евро сопоставимы  с убытками от потери важнейших  экономических рычагов, в частности  независимой денежно-кредитной политики  и возможности изменения валютного  курса. Утрата финансовой самостоятельности  и отсутствие возможности девальвации  валюты и манипуляции процентными  ставками могут создать немало  проблем. В принципе валютный  союз может успешно функционировать  только тогда, когда экономическая  ситуация во всех странах зоны  евро длительное время будет  стабильной. 

      Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что в ЕС входят 15 государств – Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция. 

      За пределами ЭВС остаются ряд западноевропейских государств-членов Евросоюза: Великобритания, Дания и Швеция, которые с момента создания ЭВС, предпочли не участвовать в нем, а также Греция, хотя и желающая вступить, но дока не удовлетворяющая некоторым критериям конвергенции. 

      Фактическое разделение ЕС на  страны, входящие (инсайдеры) и не  входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет  в себе серьезные экономические  и политические проблемы. Статус  аутсайдеров может привести к  негативным экономическим последствиям: ослаблению конкурентоспособности  фирм этих стран на товарных  рынках и привлекательности для  иностранных инвесторов, снижению  кредитного рейтинга правительств  и частных компаний на финансовых  рынках. Положение аутсайдеров обладает  и рядом ценных преимуществ.  Они сохранят возможность самостоятельного  проведения кредитно-денежной и  валютной политики. Одним из главных  преимуществ аутсайдеров будет  свобода установления валютного  курса, свобода проведения кредитно-денежной  политики, особенно в сфере учетных  ставок, что дает возможность  привлекать финансовые ресурсы  из-за рубежа, в том числе из  зоны евро. 

      Период с 1999 по 2001 гг. показал,  что вопреки первоначальным прогнозам  руководства ЕС курс евро по  отношению к важнейшим мировым  валютам постоянно падал, экономика  стран ЭВС в первой половине  года не давала оснований для  прогнозирования стабильного роста,  европейские финансовые рынки  находились в весьма неустойчивом  состоянии. В результате доллар  США полностью сохранил роль  бесспорного лидера в международных  финансах. Расчеты руководства ЕС  на то, что после введения евро  тенденция снижения доли доллара  в мировой торговле, расчетах  и резервах значительно укрепится,  в целом не оправдались. Курс евро по отношению к доллару на протяжении всего периода неизменно снижался и к декабрю 2000 года достиг паритета с долларом, потеряв в итоге до 16% своей первоначальной стоимости к доллару и 23% - по отношению к иене.[7] С другой стороны, к достижениям евро можно отнести снижение уровня инфляции и стабильность цен внутри ЭВС, создание интегрированного европейского рынка капитала, выход евро на первое место на международных рынках облигаций. Таким образом, евро завершил год, потеряв значительную часть своей "внешней" стоимости, но относительно успешно работая на "внутреннюю" европейскую экономику. Анализ экономических аспектов перехода на единую валюту показал, что его эффективность не столь велика, как прогнозировали официальные источники. 

Информация о работе Европейская банковская система