Европейская банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.

Работа содержит 1 файл

ЕС.docx

— 67.85 Кб (Скачать)

    Это тем более актуально, поскольку  Европейский Союз планирует к  середине 2004 г. принять в свои ряды десять стран (Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения, Словакия). Еще две страны - Болгария и Румыния получили приглашение присоединиться к ЕС в начале 2007 г. Кстати, у многих приглашенных стран Восточной Европы ключевые параметры (население, объем ВВП, ВВП на душу населения, доля промышленности, сельского хозяйства и услуг в ВВП, уровень безработицы, доля экспорта в ЕС из общего экспорта), да и некоторые критерии присоединения к ЭВС (соотношение государственного долга и ВВП, уровень инфляции, бюджетный дефицит) значительно уступают аналогичным показателям России. Предстоящее вступление в Европейский Союз указанных 12 стран увеличит долю России во внешней торговле с ЕС с нынешних 40% до более чем 60%.

    Внимательное  изучение опыта создания ЭВС и  анализ единой независимой денежно-кредитной  политики (ДКП) Европейского Центрального Банка важны также с точки  зрения практической реализации подписанных  в свое время соглашений и договоров  в рамках СНГ, предполагавших поэтапное  формирование единого Таможенного союза, зоны свободной торговли, общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, платежного и даже валютного союза. Но при этом за более чем десять лет не реализовано ни одного значимого соглашения.

    Для лучшего понимания оптимальных  условий, необходимых для реализации интеграционных проектов в рамках СНГ, требуется объективный анализ богатейшего  опыта европейской интеграции. Особенно это касается ключевой составляющей, коей, по нашему мнению, является единая и независимая денежно-кредитная  политика ЕЦБ на далеко неоднородном финансово-экономическом пространстве Европейского Союза, направленная на такие  макроэкономические ориентиры, как  стабильность цен (сдерживание инфляции), поддержание покупательной способности  евро, обеспечение экономического роста  и занятости.

    В последнее время обозначился  взаимный интерес между Евросоюзом и Россией. Возможен ли сценарий их стратегического сотрудничества в  какой-либо форме в долгосрочной перспективе? В ближайшие 5-7 лет вхождение России в ЕС маловероятно или почти исключено. Однако через 10-15 лет вполне допустимо членство в ЭВС в той или иной форме.

    В качестве аргументов в пользу такого сценария можно привести следующее.

    ЕС  заинтересован в стабильной и процветающей России как будущего огромного рынка, обширной ресурсной базы и инвестиционных вложений.

    ЕС  находится в энергетической зависимости  от России, и в ближайшие 20-25 лет  других альтернатив российским поставкам  не предвидится. Именно цены на российские энергоносители остаются по объективным рыночным причинам неуправляемым фактором при поддержании ценовой стабильности в зоне евро.

    На  долю ЕС сегодня приходится более 40% экспорта России, более 25% иностранных  инвестиций в нашу страну и почти 70% ее внешнего долга.

    Есть  аргументы за интеграцию России и  Евросоюза, о чем говорилось выше. Однако можно перечислить и столько  же аргументов против подобной интеграции. Причем ее противников достаточно не только в ЕС, но и в самой России. Многие считают (их большинство), что Россия ни географически, ни политически, ни экономически не "поместится" в ЕС.

Европейский Центральный Банк и Евросистема

    Двенадцать  национальных центральных банков, в  том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский  Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный  во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.

    

    Термин "Евросистема" выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.

    Помимо  внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы  на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально  доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный  банк был кредитован ЕЦБ денежными  требованиями в евро-эквиваленте  за их дополнительный валютный вклад. Причем 15% этих вкладов были внесены  монетарным золотом, а оставшиеся 85% в долларах США и японских йенах. Любая другая страна ЕС, пожелавшая присоединиться к евро, должна прежде всего отвечать критериям присоединения (конвергенции). При этом ЕЦБ обязан дать свое заключение о степени соответствия данной страны критериям присоединения.

    

    ЕЦБ представляет уникальную организационную  структуру, не имеющую аналога в  мировой практике. Уникальность заключается  в том, что в одной системе  сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.

    Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются: Совет управляющих и Исполнительный комитет.

    Высшим  звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек  входят все члены Исполнительного  комитета (6 человек) и управляющие  всех 12 НЦБ Евросистемы.

    На  Совет управляющих возлагаются  следующие функции:

    разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения, обеспечивающие выполнение задач, возложенных  на Евросистему;

    определять  денежно-кредитную политику для  зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных  ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;

    рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.

    Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания  Совета управляющих в НЦБ ЕС.

    При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или  других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.

    Максимальное  количество служащих на 2003 г. в ЕЦБ  по запланированному бюджету по зарплате 1263 человека; реальное количество служащих составило 1172. Среднемесячная зарплата служащих превышает 8000 евро (для сравнения - средняя зарплата служащих ЦБ РФ составляет 12 тыс. руб., или около 350 евро.

Цели  и функции ЕЦБ 

    Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой  стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:

    поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;

    защита  и обеспечение покупательной  способности евро;

    поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;

    содействие  бесперебойному функционированию и  развитию банковской системы ЕС.

    Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и  реализация единой и независимой  денежно-кредитной политики для  стран Еврозоны.

    По  мнению экспертов, посредством стабильных цен ЕЦБ создает общую благоприятную  экономическую среду и высокий  уровень занятости. Как инфляция, так и дефляция оборачиваются  высокими издержками для общества как в экономическом, так и в социальном плане.

    Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная  политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень - это, безусловно, единая независимая ДКП, которая разрабатывается  и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки  совместно со своими правительствами  проводят ДКП в жизнь. Между двумя  уровнями существует тесная координация  и согласованность, главными ориентирами  при этом являются критерии соответствия той или иной страны валютному  союзу. Согласование проводится на уровне Совета управляющих и Генерального совета ЕСЦБ.

    Стратегия денежно-кредитной политики ЕЦБ  зиждится на двух столпах, по существу на двух подходах (two-pillar approach).

    Первый  подход - исходить из ведущей роли денег  в виде всей денежной массы, которая  определяется агрегатом М3. С 1999 г. годовой  прирост М3 Советом управляющих  ЕЦБ устанавливается на уровне 4,5% в годовом исчислении. При таком  подходе инфляция рассматривается  как неизбежный результат нарушения  закона денежного обращения, когда  предложение денег в широком  смысле (М3) заметно превосходит ограниченные предложения товаров и услуг. Второй подход основан на широкой  оценке перспектив изменения ценовой  динамики и рисков ценовой стабильности в Еврозоне.

    В целом комбинация двух подходов денежно-кредитной  политики ЕЦБ доказывает, что денежные, финансовые и экономические процессы находятся под постоянным контролем и регулярно анализируются. Подобный подход позволяет ЕЦБ устанавливать свои процентные ставки на таком уровне, который наилучшим образом обеспечивает ценовую стабильность. Защищая, таким образом, покупательную способность евро, ЕЦБ в то же время поддерживает курс евро по отношению к другим мировым валютам (хотя сам по себе курс евро не является главным ориентиром).

    Денежно-кредитная  политика в ЕС разрабатывается и  реализуется также на двух уровнях. Все решения, касающиеся проведения независимой единой политики по части  целевых ориентиров, принимаются  ЕЦБ и реализуются централизованно  по всей Еврозоне, а инструменты  ДКП практически используются национальными  центральными банками ЕС децентрализованно. НЦБ имеют право обсуждать и вырабатывать рекомендации по проблемам и перспективам ДКП. При этом в каждой стране ЕС национальные центральные банки имеют специфические исторические и правовые особенности, которые неизбежно отражаются на принятых ими решениях и нередко расходятся со стратегией ЕЦБ. Последнему приходится терпеливо и последовательно прилагать усилия, чтобы содействовать адекватному пониманию Евросоюзом и отдельными его странами целей и задач денежно-кредитной политики и возлагаемых на нее ожиданий. Все это повышает доверие к деятельности Европейского Центрального Банка.

    Гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ) является концептуально новым агрегированным индексом цен и никогда раньше на практике национальных и региональных экономик не применялся. Особенность  концепции ГИПЦ определяется не столько  его низким количественным измерением (хотя это тоже важно), сколько тем, что с его помощью можно  выравнивать, гармонизировать национальные индексы потребительских цен  по всем странам Еврозоны с максимальным охватом потребительских расходов, для того чтобы оценить, насколько  в Еврозоне достигнута стабильность цен. В нашем национальном определении  индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается как соотношение суммы стоимости  фиксированного набора товаров и  услуг в текущем периоде и  суммы стоимости этого же набора в предыдущем (базисном) периоде.

    Главная идея ГИПЦ заключается в том, чтобы  выделить и дифференцировать воздействие  на него наиболее существенных факторов. Эксперты Евростата считают, что, например, выделение энергетического компонента ГИПЦ связано с большим влиянием на него цен на нефть; разделение продовольственных товаров на продукты питания и сырье обусловлено тем, что сезонные колебания и погодные условия влияют на этот компонент (как это было в 2002 г.) в большей степени, чем на готовые продукты питания. Несмотря на то что ГИПЦ в отношении информации и ценовой стабильности отводится ведущая роль, тем не менее в данной концепции заложены некие противоречия и недостатки, которые мешают объективно определить реальный уровень цен в Еврозоне.

Информация о работе Европейская банковская система