Европейская банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.

Работа содержит 1 файл

ЕС.docx

— 67.85 Кб (Скачать)

29.2.5.

Европейская банковская система 

Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и  валютной политики этих государств и  создания коллективного механизма  валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения  эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа. 

Обеспечение необходимых  условий перехода к единой денежно-кредитной  и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных  комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями. 

При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют  свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает  мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную  систему более мобильной и  эффективной. 

Особо сильное  влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему  стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия: 

1) более четкое  разделение сфер обслуживания  между денежными системами различных  типов; 

2) изменение  роли доминанты денежно-кредитной  системы — Центрального банка; 

3) осуществление  совместной борьбы с банковскими  рисками на базе стандартизации  методов распознавания факторов  риска, их систематического нормированного  учета, анализа, контроля и  прогнозирования. 

Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. ХХ в. Эти изменения происходили  не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики. 

К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести  следующие: 

унификация требований к участникам кредитно-финансового  рынка; 

унификация методов  регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового  рынка; 

унификация отчетности и форм применяемых документов; 

унификация условий  деятельности коммерческих банков разных стран; 

процессы слияний  банков на национальном уровне и взаимопроникновение  банков разных стран. 

Рост капитализации  европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные  условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних  лет в европейских странах, позволяет  прийти к следующим выводам. 

Реструктуризация  банковских систем в европейских  странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных  с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей. 

Укрепление позиций  банков на национальных рынках в большинстве  европейских стран неизбежно  требует усиления интернационализации  их деятельности. 

Международная деятельность европейских банков ориентируется  и в том числе на США и  быстро развивающиеся страны Центральной  и Восточной Европы, Латинской  Америки и Юго-Восточной Азии. 

Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской  Европы», является недостаточность  развития правовых норм регулирования  банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся  проводить операции во всех европейских  странах, вынужден сталкиваться с тридцатью  национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию. 

В настоящее  время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации  для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов. По техническим и иным причинам (в том числе связанным с  менее жестким регулированием таких  банков) оптовые банки могут легче  проводить международные операции по слиянию и поглощению, в то же время розничные банки сталкиваются со значительными трудностями при  проведении таких операций. 

В целом на стратегию  банков в ближайшие годы окажет влияние  введение новых правил игры, связанных  с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-II»). 

Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает  новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала. 

Важной чертой развития европейских банков последних  лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме  всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с  тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению  с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в  странах Центральной и Восточной  Европы. Стремительное наступление  австрийских банков (Райффайзен Банк, Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.). 

В рамках ЕС в  последние годы ведется большая  работа по формированию единого финансового  пространства, в котором банки, инвестиционные фонды, финансовые компании могли бы свободно продавать свои услуги и  продукты. Одной из мер по углублению и расширению банковско-финансовой интеграции явилась реализация Плана  действий по развитию финансовых услуг (Financial Services Action Plan — FSAP). Он был принят в декабре 1998 г. в Вене министрами экономики и финансов ЕС, и был рассчитан на пять лет (2000—2005 гг.). Он содержал три основных направления: 

1) меры по  созданию интегрированного оптового  рынка финансово-банковских услуг; 

2) создание единого  розничного рынка финансовых  услуг и эффективных платежных  систем; 

3) разработка  общих правил и структур пруденциального надзора на уровне ЕС. 

Европейские организации  после реализации большинства мер, предусмотренных FSAP, перед банковским сообществом ставят сегодня следующие  задачи, направленные на дальнейшее углубление банковской интеграции стран ЕС: 

завершение перехода к Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS); 

меры по гармонизации пострыночной деятельности, связанные с учетом поставок финансовых инструментов и окончательными расчетами по операциям с ценными бумагами; 

меры по созданию единого розничного рынка банковских услуг в масштабе ЕС. 

В течение ряда лет ведется работа, направленная на создание единой Европейской платежной  системы (Single European Payment Area — SEPA). Данную работу координирует и направляет Европейский платежный совет. Уже разработан проект функционирования SEPA, который будет действовать на принципе саморегулирования. 

Потребности развития ЕС обусловили необходимость создания качественно новой платежной  системы с участием евро. В настоящее  время проведение расчетов в евро осуществляют платежная система  ТАРГЕТ (Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени), система  оптовых расчетов ЕВРО1 (EURO 1) и система розничных расчетов СТЕП1 (STEP1) Европейской банковской ассоциации (ЕБА). 

Таким образом, трансграничная интеграция, с одной  стороны, приводит к консолидации и  переплетению национальных рынков банковских услуг, появлению новых формальных и неформальных институциональных  форм на мезоэкономическом (региональном) и мегаэкономическом (международном) уровнях, а с другой — означает доминирование международных институтов над национальными. 

. Банковская система  Европейского Союза 

Существует  две точки зрения по вопросу о структуре  банковской системы  ЕС:

Первая точка  зрения: банковская система ЕС является трехуровневой: на первом уровне находится  Европейский центральный банк, на втором — подчиненные ему национальные центральные банки, а на третьем  — коммерческие кредитные организации. 2

Вторая точка  зрения: банковская система ЕС является двухуровневой: на первом уровне находится  руководящий орган, определяющий и  проводящий общую валютную политику государств — членов ЭВС (Европейская  система центральных банков), а  на втором — все кредитные организации, деятельность которых регулируется нормами европейского банковского

Формирование  денежно-кредитной  системы ЕС и перспективы  развития интеграционных связей с Россией 

    М.А. Давтян, заведующий кафедрой финансов и кредита Академии труда и социальных отношений

    Опыт  развития европейской цивилизации, к которой бесспорно принадлежит  и Россия, убедительно показал, что  динамичное развитие общества главным  образом зависит от системы ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов, общественных организаций, повседневной жизнедеятельности  каждого гражданина и его готовности воспринимать перемены. Почти полувековая история формирования и становления Европейского Союза (ЕС) также очевидно доказывает, что практически все страны ЕС независимо от уровня экономического развития в той или иной степени столкнулись с проблемами модернизации и развития национальных экономик, но во многом благодаря общим и согласованным усилиям, эффекту интеграции решали и решают эти проблемы с минимальными социальными и экономическими издержками. Именно этим объясняются интеграционные достижения ЕС и стремление других восточноевропейских стран, в т.ч. и бывших республик СССР, войти в состав Европейского экономического и валютного союза (ЭВС).

    Наряду  с качественным повышением уровня жизни  своих граждан, что уже само по себе является достижением интеграции, ЕС достаточно успешно и последовательно  решает и другие финансовые, экономические  и социальные задачи. В 1999 г. был создан Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) с исключительно важными функциями для всего сообщества, а с 1 января 2002 г. 12 членов ЕС ввели в обращение единую (single) наличную (а еще раньше и безналичную) валюту евро взамен своим национальным денежным единицам, которые в течение столетий в разных формах были не только главным экономическим инструментом и богатством, но и не менее важным атрибутом государственного суверенитета, таким как герб, флаг или гимн. Наличные деньги всегда были визитной карточкой страны. Теперь у 12 европейских государств, которые образовали зону евро, имеется единая визитная карточка.

    Для развития и модернизации российской экономики, обоснования ее интеграционной стратегии изучение опыта и особенностей формирования Европейского экономического и валютного союза, а также  денежно-кредитной политики его  главного денежного центра, которым  стал ЕЦБ, имеет не только теоретическое, но и чрезвычайно важное экономическое  значение. Главной движущей силой  появления евро как единой в рамках ЕС транснациональной валюты, как, впрочем, и других важнейших качественных изменений ЕС, является необходимость  своевременно адаптироваться к вызовам  динамично изменяющегося мира в  условиях глобализации.

    Поэтому от успешности усилий официальных властей  ЕС по обеспечению устойчивости курса  евро зависят возможности его  использования в России в качестве равнозначного к доллару США  международного резервного актива, в  том числе и в целях дальнейшей диверсификации официальных валютных резервов, средств международных  расчетов, платежей и валюты контрактов, а также инструмента заимствования  на международных финансовых рынках.

Информация о работе Европейская банковская система