Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа
Услугами трастовых отделов банков пользуются частные лица, фирмы, благотворительные фонды и иные общественные организации. Банки заинтересованы в предоставлении трастовых услуг как можно большему кругу различных клиентов. И в первую очередь – крупным корпорациям, так как в этом случае банк становится органом, представляющим интересы своего доверителя, в том числе на собраниях акционеров, и может влиять на деятельность компании, проводить реорганизацию и т.д.
— ведение трастовых счетов:
личных счетов (персональное управление денежными средствами “по приказу” отдельных учредителей управления в интересах выгодоприобретателя, в частности, инвестирование указанных средств);
совместных счетов (управление денежными средствами нескольких учредителей управления);
специальных счетов (управление отдельными видами финансовых активов, в том числе денежными);
“полных” счетов (управление всеми видами финансовых активов учредителя управления, переданных в управление, в интересах
выгодоприобретателя);
фидуциарных счетов (управление средствами путем инвестирования в оффшорные зоны по указанию учредителя траста);
— прочие трастовые услуги, не противоречащие действующему законодательству.
Национальный банк Республики Беларусь постоянно обобщал практику проверок трастовых операций коммерческих банков, выявлял основные нарушения при проведении трастовых операций и оперативно вносил изменения в нормативную базу. Так, своим первым дополнением Национальный банк внес запрет на возможность перетока денежных средств
от юридических лиц физическим, который имел место и носил в большинстве случаев криминальный характер.
Дополнение 2 к Положению о доверительных операциях (трасте) было принято в связи с переходом на новый план счетов.
Возможности совершения столь широкого круга трастовых операций, включающих в себя услуги платежного агента, формирования пенсионных фондов, трастовые услуги по созданию и управлению предприятиями, долговые трасты, создали условия для злоупотреблений и породили различного рода нарушения, схемы оплаты с агентских счетов, минуя задолженности картотеки. Кроме того, следует отметить, что для осуществления многих видов трастовых услуг в Республике Беларусь отсутствовала адекватная законодательная база, поскольку наша республика, как и Россия, относится к странам континентального права. Применение системы перехода права управляющему траста таило в себе серьезные опасности.
Поэтому в 1996 году Национальный банк Республики Беларусь
своим
третьим дополнением к
Кроме того, дополнение установило для банков ежемесячную обязательную форму отчетности Национальному банку Республики Беларусь по осуществляемым трастовым операциям. Введение Гражданского и Банковского кодексов Республики Беларусь окончательно определило правовую основу, четко разделило основные понятия “доверительная собственность”, “доверительное управление”, “управление денежными средствами”. Из действующей нормативной базы исчезло понятие “траст”, означающее переход права собственности.
В
настоящее время деятельность банков
в исследуемом направлении
-в
форме “полного доверительного
управления”, когда
-режим
осуществления доверительного
-режим
в форме доверительного
доверительный управляющий осуществляет действия с денежными
средствами вверителя исключительно по указанию вверителя.
В
настоящее время
На этом этапе доверительных отношений по управлению денежными средствами развитие их приостановилось, так как население и субъекты хозяйствования, учитывая прозрачность депозитного рынка и самого развитого — рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь, имеют возможность размещать свои денежные средства без доверительного управляющего. Профессиональные доверительные управляющие по размещению денежных средств в ценные бумаги — акции пока невостребованы из-за специфики белорусского фондового рынка и практического отсутствия вторичного рынка акций.
На настоящем этапе развитие операций доверительного управления денежными средствами можно осуществить через связь банков и других сфер экономики посредством инвестиционных проектов, значимых для экономики республики. Для этого за основу следует взять механизм деятельности доверительного управляющего по созданию и управлению траст-фондами, апробированный в течение десятилетий в рыночной экономике.
В мировой практике управление средствами мелких и средних клиентов в рыночной экономике осуществляется так называемыми взаимными (совместными) траст-фондами. Они аккумулируют денежные средства доверителей, принося клиентам доход пропорционально вносимому имуществу.
Технология
проведения подобных операций через
взаимные траст-фонды (совместные траст-фонды)
в рыночной экономике представлена на
рисунке 3.1.
Рисунок
3.1 Технология проведения операций через
траст-фонды
1. Банк учитывает полученные от клиентов денежные средства.
2. Банк выдает сертификаты на сумму полученных от клиентов
средств.
3. Банк направляет средства в проект или на приобретение ценных бумаг.
4.
Доходность от проекта или
приобретенных на средства
ценных бумаг определяет и доходность самого фонда.
5. Доходы, за исключение вознаграждения менеджерам, принадлежат вкладчикам фонда и реализуются ими через повышение рыночной цены сертификатов фонда.
Интерес банка заключается в том, чтобы добиться доходности фонда, а значит, и суммы своего вознаграждения за успешное распоряжение средствами вкладчиков фонда. В свою очередь, интерес контрагентов заключается в том, чтобы вложить свои средства так, чтобы по возможности максимизировать доходность этих вложений при минимизации риска, что обеспечивается рассредоточением вложений средств фонда между многочисленными видами ценных бумаг при формировании портфеля ценных бумаг или гарантами проекта.
Для того чтобы избежать неудачного дублирования терминологии англоамериканского права в нашей республике, где вся нормативная база основана на азах континентального права, назовем “совместные траст-фонды” для применения в банковской деятельности нашей республики термином “совместные фонды по доверительному управлению”.
Совместные фонды по доверительному управлению позволят реализовать выполнение инвестиционных проектов, важных для экономики страны, и принести инвесторам (доверителям денежных средств) дополнительную прибыль.
Механизм создания общих, совместных фондов доверительного управления применительно к условиям нашей страны сводится к следующему. Договор между банками, создающими общий фонд доверительного управления, и лицами, средства которых аккумулируются, заключается в письменной форме и в следующем порядке.
Банк
публикует Общие условия
средства, о согласии с Общими условиями, а также о передаче указанных средств.
Банк, создающий общий фонд по доверительному управлению, должен сделать следующие шаги:
—разработать инвестиционную декларацию, содержащую информацию о наличии инвестиционного проекта, согласованного с Министерством экономики Республики Беларусь;
— получить гарантию банка-резидента или дать свою;
— получить согласие Национального банка (при условии выполнения основных нормативов и безубыточной работы не менее двух лет до принятия решения об инвестировании);
—
представить доверителям
Механизм движения денежных средств при работе совместного фонда по доверительному управлению в Республике Беларусь предлагается следующий (рисунок3.2).
Рисунок
3.2 Возможный механизм движения денежных
средств при работе совместного
фонда по доверительному управлению
в Республике Беларусь
Создание общих (совместных) фондов по доверительному управлению позволит банку на основании “договоров со множественностью лиц” охватить трастовыми услугами большое число мелких и средних клиентов — субъектов хозяйствования, население, которые имеют возможность размещать свои средства только в депозиты, а субъекты хозяйствования — еще и в государственный сектор ценных бумаг.
Отметим, что инвестиционные проекты могут приносить значительно более высокий доход, чем депозитные вклады. Денежные средства принесут клиентам доход пропорционально вносимой доле.
Данную форму доверительного управления можно развивать и дальше. Банк может образовать несколько общих фондов по доверительному управлению, операции и учет по которым ведутся отдельно, но цель вложения — взаимосвязанные инвестиционные проекты.
Приемлемость опыта коллективного управления денежными средствами мелких и средних клиентов через взаимные фонды доверительного управления для республики возможна при внесении изменений в нормативные документы, касающиеся:
— возможности создания фондов доверительного управления;
— направления вложения средств в инвестиционные проекты.
К числу факторов, способствующих развитию операций по доверительному управлению в нашей республике, можно отнести следующие:
Информация о работе Доверительное управление в банковской деятельности и перспективы его развития