Доверительное управление в банковской деятельности и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Услугами трастовых отделов банков пользуются частные лица, фирмы, благотворительные фонды и иные общественные организации. Банки заинтересованы в предоставлении трастовых услуг как можно большему кругу различных клиентов. И в первую очередь – крупным корпорациям, так как в этом случае банк становится органом, представляющим интересы своего доверителя, в том числе на собраниях акционеров, и может влиять на деятельность компании, проводить реорганизацию и т.д.

Работа содержит 1 файл

Копия КУРС.doc

— 213.50 Кб (Скачать)
    1. предмет договора, в том числе характеристика имущества, передаваемого в доверительное управление, и его стоимость;
    2. пределы использования имущества доверительным управляющим;
    3. наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя);
    4. размер и форма вознаграждения доверительному управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
    5. срок действия договора. В настоящее время к объектам траста можно отнести денежные средства, валюту, ценные бумаги, паи, уставной капитал фирмы, землю, недвижимость, имущественные комплексы (предприятия и прочие), а также нематериальные активы.[1]

    Договор доверительного управления должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение формы договора доверительного управления или требования о его государственной регистрации влечет за собой недействительность договора.

    Доверительный (трастовый) счет открывается вверителю  на основании договора доверительного (трастового) счета. При этом доверительный управляющий имеет право открывать доверительный (трастовый) счет у себя. Договор доверительного (трастового) счета заключается при наличии договора доверительного управления денежными средствами.

    Порядок заключения, выполнения и расторжения договора доверительного (трастового) счета устанавливается БК РБ и нормативными правовыми актами Национального банка.

    Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие:

    1. смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, либо объявления его умершим или ликвидации юридического лица – выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;
    2. отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;
    3. смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, объявления его умершим, признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом), а также установления запрета доверительному управляющему осуществлять предпринимательскую деятельность в случаях, предусмотренных ГК РБ и иными законодательными актами;[1]
    4. отказа доверительного управляющего или вверителя от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;
    5. отказа вверителя от договора по иным причинам, чем та, которая указана в пункте 4, при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения;
    6. признания лица, являющегося вверителем, экономически несостоятельным (банкротом).[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Доверительное управление в банковской деятельности и перспективы  его развития
    1. Опыт применения доверительного управления в Российской Федерации
 

     Доверительное управление как вид банковской деятельности не является чем-то новым для Российских банков. Уже в Законе "О банках и банковской деятельности в РСФСР" 1990 года, в статье 5, была предусмотрена  возможность банков заниматься доверительным управлением. В лицензиях, выдаваемых в то время коммерческим банкам Центральным банком России, было установлено аналогичное разрешение. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" в редакции от 03.02.96 года уже две статьи предусматривают право кредитных организаций осуществлять доверительное управление в соответствии с выданной Центральным банком России лицензией. В статье 5 установлено право кредитной организации осуществлять доверительное управление денежными средствами и другим имуществом, а в статье 6 право осуществлять доверительное управление ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа (чек, вексель), ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета (депозитный сертификат), иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами. Таким образом, в зависимости от вида ценных бумаг, эмиссионные или ценные бумаги, выполняющие функции платежного документа, деятельность по доверительному управлению ими лицензируется Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку или Центральным банком России. 
До настоящего времени не принят закон о регистрации сделок с недвижимым имуществом, а в соответствии со ст. 1017 ГК РФ передача в доверительное управление недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество. Поэтому осуществление доверительного управления недвижимым имуществом затруднительно и, кроме того, дорогостояще, так как при регистрации необходимо уплачивать регистрационные сборы и пошлины. Помимо этого, доверительное управление недвижимым имуществом требует создания банком специальных подразделений, в которых должны работать специалисты в области недвижимости, что также требует значительных затрат со стороны банка. И в существующих условиях, когда операции с недвижимостью, с одной стороны, недостаточно урегулированы законодательством и требуют больших затрат средств, времени и человеческих ресурсов, а с другой стороны - не дают быстрой и высокой материальной отдачи, в сочетании с высокими налогами и инфляцией делают доверительное управление недвижимым имуществом невыгодным, ненадежным, и, соответственно, непривлекательным. 
Поэтому наиболее выгодным и перспективным направлением в этой деятельности является доверительное управление денежными средствами и ценными бумагами учредителей доверительного управления. 
Доверительное управление денежными средствами, как самостоятельным объектом по общему правилу, установленному п. 2 ст. 1013 ГК, не допускается. Кодекс разрешает это делать в виде исключения только в случаях, прямо установленных законом. 
Устанавливая данный принцип, законодатель исходил из того, что денежные средства являются наиболее ликвидным имуществом. Операции, проводимые с ними, очень трудно проследить и тем более применить реституцию, если они будут признаны незаконными, так как основной оборот составляют безналичные деньги, которые находятся в обезличенном виде и, прежде чем обнаружится недобросовестность какой-либо из сторон, деньги могут сменить бесчисленное множество хозяев. С другой стороны, законодатель требует от доверительного управляющего в соответствии со ст. 1018 ГК обособления объекта управления на отдельном балансе, ведения отдельного учета и открытия отдельного счета банковского. Таким образом, несмотря на сложности, связанные с безналичным характером денег, и существование их не фактически, а в виде записи на счетах, можно проследить, на какие цели они использовались, какое имущество на них приобреталось, куда они направлялись, и, если говорить о денежных средствах как о самостоятельных объектах, на каких счетах они находятся в данный момент. Даже если исходить из того, что безналичные денежные средства являются не чем иным, как правом требования, то в соответствии со ст. 1013 оно также может быть объектом доверительного управления. 
Управление денежными средствами как самостоятельным объектом предполагает правомочие владения и распоряжения ими по усмотрению доверительного управляющего. Распоряжаясь денежными средствами как самостоятельным объектом, доверительный управляющий должен размещать их такими способами, чтобы, во-первых, не уменьшить их реальную стоимость, во-вторых, не производить их замену на иной объект управления и, в-третьих, получать на них доход или прирост также в денежных средствах. 
В настоящее время это могут делать только банки, т.к. в ст. 5 Закона "О банках и банковской деятельности" им прямо разрешено осуществлять доверительное управление денежными средствами, что не противоречит ст. 1013 Гражданского кодекса РФ, и, кроме того, только они имеют возможность осуществлять различные операции с деньгами на профессиональном уровне. 
Осуществляя такое управление, они могут распоряжаться денежными средствами несколькими способами. 
1. Размещая денежные средства на депозитные вклады в других банках. 
2. Совершая различные операции с иностранной валютой. Эти операции нельзя однозначно отнести к доверительному управлению денежными средствами как самостоятельным объектом управления. С одной стороны, в соответствии с Законом РФ "О денежной системе" единственным средством платежа, т.е. деньгами в собственном смысле слова на территории РФ, является валюта РФ, то есть рубли.  
Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.04.1995 N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О Центральном банке РСФСР (Банке России)". С другой стороны, иностранная валюта, хотя и является валютной ценностью на территории РФ, за ее пределами, в соответствующей стране она все же является денежным средством. Кроме того, валютное законодательство РФ позволяет в определенных случаях использовать иностранную валюту на территории России в качестве средства платежа. Так например, раздел III Письма Госбанка СССР N 352 позволяет использовать иностранную валюту в качестве средства платежа между резидентами - юридическими лицами в следующих случаях: 
- в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, если услуги этих организаций входят в цену товара и оплачиваются импортерами; 
- при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке груза на территорию России; 
- за транзитные перевозки грузов через территорию России; 
- за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникации осуществляются предприятиями связи; 
- по оплате комиссионного вознаграждения посредникам за операции с иностранными партнерами, которые они совершили для экспортеров и импортеров; 
- при расчетах между поставщиками и субпоставщиками на экспорт из валютной выручки; 
- при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций, если их расходы были произведены в валюте; 
- при расчетах за валютные кредиты. 
Кроме того, валюта используется в качестве средства платежа в международных расчетах, которые регулируются Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и письмом Банка России N 39. Таким образом, если исходить из того, что иностранная валюта является денежным средством независимо от страны эмитента, то банки, используя ее в качестве самостоятельного объекта управления, могут совершать следующие операции: 
- купля - продажа валюты с поставкой валюты на второй рабочий день (спот); 
- купля - продажа с отсрочкой платежа на определенную дату в будущем более 3-х дней (форвард); 
- одновременную покупку и продажу иностранной валюты на приблизительно равные суммы при условии расчетов по ним на разные даты (своп); 
- валютные депозиты. Разница в данном случае состоит в порядке начисления процентов. По кредитам проценты начисляются за каждый день пользования, правда, в банковской практике установлено правило: первый и последний день при расчете процентов принимаются за один день, а по депозитам проценты начинают начисляться в день, следующий за днем поступления средств на депозит, и заканчиваются в день, предшествующий дню списания средств с депозита (ст. 839 ГК РФ); 
-валютные опционы; 
- факторинговые операции, предусмотренные гл. 43 ГК РФ. В соответствии со ст. 824 ГК РФ финансовый агент (банк) передает или обязуется передать другой стороне денежные средства в счет денежного требования к третьим лицам, вытекающего из различного вида сделок. Ст. 826 предусматривает возможность уступки как существующих прав требования, так и будущих. Статьей 825 установлено прямое ограничение на осуществление данных операций в качестве финансового агента только банками и кредитными учреждениями. 
Письмом ЦБ РФ N 39 уступка прав требования распространена на валютные операции, но в силу данное положение вступит только после специального разрешения ЦБ, которого до сих пор нет; 
- арбитражные операции, представляющие собой спекулятивные сделки, основанные на получение прибыли за счет игры на разнице курсов валют на фондовых рынках разных стран мира. Данные операции являются одними из самых прибыльных, но вместе с тем и наиболее рискованными. Центральный банк России регулирует совершение банками таких сделок путем установления лимита открытой позиции, которая зависит от величины уставного капитала банка, тем самым уменьшая риск несения банками убытков до определенных размеров, которые не могут существенно повлиять на устойчивость банка и его возможность рассчитаться с кредиторами. 
Возможность доверительного управления ценными бумагами прямо предусмотрена ст. 1013; 1025 ГК РФ и ст. 5 Закона "О рынке ценных бумаг". В соответствии со ст. 1013 ГК РФ к объектам доверительного управления отнесены все ценные бумаги без исключения и, кроме того, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами. 
Статья 1025 ГК РФ непосредственно регулирует передачу ценных бумаг в доверительное управление. Она предусматривает возможность объединения доверительным управляющим ценных бумаг, переданных ему в управление разными лицами. Данная норма предполагает, что доверительным управлением ценных бумаг будут заниматься профессиональные участники рынка ценных бумаг. Статья 1021 ГК РФ также направлена на осуществление доверительного управления ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, так как по общему правилу доверительный управляющий должен осуществлять доверительное управление имуществом лично. Из этого вытекает, что он сам, от своего имени должен приобретать и отчуждать переданные ему в доверительное управление ценные бумаги или денежные средства. Статья 5 Закона "О рынке ценных бумаг" также упоминает в качестве доверительного управления только профессионального участника рынка ценных бумаг. 
В настоящее время, согласно ст. 52 Закона "О рынке ценных бумаг" и Постановления ФКЦБ РФ N 13 от 26.03.97 г., банки являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг на основании лицензий, выданных Центральным банком России до 01 октября 1997 года. В соответствии со ст. 39 Закона РФ "О рынке ценных бумаг" все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 (сюда относятся брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг) данного закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку РФ или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии. Это положение относится и к кредитным организациям. При этом органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве лицензии при нарушении законодательства Российской Федерации. 
В соответствии с имеющимся между Центральным банком России и Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку РФ соглашением лицензии на ведение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг банкам и кредитным организациям продолжит выдавать Центральный банк России, который будет действовать на основании генеральной лицензии. При этом пунктом 7 ст. 42 Закона РФ "О рынке ценных бумаг" установлено, что, даже если генеральная лицензия отозвана или аннулирована Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, лицензии, выданные ранее на основании этой генеральной лицензии, продолжают действовать. Это является своего рода гарантией стабильности рынка ценных бумаг. 
В договоре между учредителем управления и доверительным управляющим могут быть установлены различные ограничения на права по распоряжению ценными бумагами. Это может, в частности, касаться вида ценных бумаг, которые доверительный управляющий может или не может приобретать (например, только государственные или только корпоративные, или же ценные бумаги, принадлежащие предприятиям определенной отрасли), ограничений по количеству или процентному соотношению определенных видов ценных бумаг. 
В настоящее время наиболее выгодными и надежными ценными бумагами, обращающимися на фондовом рынке, являются государственные облигации (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ). Эти ценные бумаги могут быть приобретены как юридическими, так и физическими лицами. Кроме того, пункт 2.4 раздела II "Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций" предусматривает возможность доверительного управления государственными облигациями. 
Кроме государственных облигаций банк, осуществляя доверительное управление, может приобретать и, соответственно, отчуждать депозитные сертификаты, векселя, акции и облигации акционерных обществ. 
Необходимо также отметить то обстоятельство, что банки, действующие как доверительные управляющие на рынке ценных бумаг, имеют больше возможностей и больший выбор операций с ценными бумагами, так как они не ограничены в своих действиях только ценными бумагами, выраженными в российских рублях. В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и письмом Госбанка СССР N 352 сделки с ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте, относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала, и для их совершения в каждом конкретном случае необходимо разрешение Центрального банка России, как органа валютного контроля. Банки, имеющие валютную лицензию, вправе совершать такие операции без дополнительного разрешения Банка России, так как сама лицензия представляет собой постоянное разрешение на совершение указанных в ней операций. 
По вышеприведенным основаниям, а также вследствие того, что во всем мире банки являются наиболее надежными организациями, так как порядок их создания и вся деятельность жестко регулируются со стороны государства, в лице Центральных банков и иных учреждений, путем установления высоких требований к величине уставного капитала и обязанностью выполнять жесткие экономические нормативы можно предположить, что банки имеют наибольшие возможности среди иных юридических лиц по доверительному управлению денежными средствами и ценными бумагами клиентов - физических и юридических лиц. Если рассматривать деятельность банков в более широком аспекте, то видно, что большая часть совершаемых ими для клиентов операций основана на доверии. Ведение счетов клиентов, на которые они зачисляют свои средства, размещение денег во вклады и депозиты, которые вносятся без какого-либо фактического обеспечения и которыми банки вправе пользоваться, владеть и распоряжаться по своему личному усмотрению, с единственным ограничением, состоящим в том, что такое же количество денежных средств должно быть возвращено клиенту в определенный срок, является по сути использованием средств, основанным на доверии клиента к банку. 
Если до принятия второй части Гражданского кодекса РФ отношения по доверительному управлению между равными сторонами гражданских правоотношений практически не были урегулированы, то после ее принятия основные положения этого института прояснились. Но, к сожалению, не отработан порядок налогообложения и бухучета операций по доверительному управлению. И в настоящее время только в план счетов бухучета коммерческих банков Приказом Центрального банка России N 02-67 от 11.03.97 г. введены счета доверительного управления, то в отношении предприятий этого не сделано. 
Кроме того, банки являются наиболее опытными участниками денежного и фондового рынков, а это, в сочетании с их надежностью, дает им явное предпочтение при учреждении доверительного управления перед остальными участниками предпринимательской деятельности. 

                                                 
 

3.2 Опыт применения  доверительного управления в Республике Беларусь

         В наше время является  очень  интересной и актуальной тема доверительного управления. Во многих источниках освещается богатый опыт развития трастовых услуг банков и трастовых компаний из мировой практики. На взгляд  большинства авторов, развитие темы заслуживает внимания с позиции использования и применения мирового опыта деятельности банков по доверительному управлению для экономики нашей республики. В настоящее время банковская практика в республике свидетельствует о незначительной доле оказания банками услуг по управлению денежными средствами.

         Как и с чего начиналась  трастовая деятельность в нашей  стране? Гражданский кодекс Республики  Беларусь в 1994 году не содержал  основ доверительного управления. Но на основании договоров  комиссии и поручения, которые  были регламентированы Гражданском кодексом Республики Беларусь (главы 36 и 37, статьи 402,394), клиенты банков осуществляли разовые поручения банку и совершали операции, по своей сущности аналогичные доверительному управлению. [2]

     В связи с развитием правоотноошений, связанных с доверительным управлением имуществом, и отсутствием в Гражданском кодексе правовых основ доверительного управления Национальный банк Республики Беларусь был вынужден в целях нормативной регламентации вышеуказанных вопросов в сфере банковской деятельности разработать и принять нормативные документы. Ими установлен единый порядок осуществления доверительных (трастовых) операций банками, создали правовой режим для развития рынка трастовых услуг в Республике Беларусь.

     Принятое  в 1994 году Национальным банком Положение о доверительных операциях (трасте) копировало российские правовые основы. Нормативные акты по доверительным (трастовым) операциям Российской Федерации были основаны на принципах англосаксонского права, не учитывая того, что Россия относилась к странам континентального права.

     Положение о доверительных операциях (трасте) определяло, что учредитель передает имущество, принадлежащее ему в  силу права собственности, и имущественные  права на определенный срок доверительному собственнику, а последний в соответствии с заключаемым им договором осуществляет право собственности на доверенное ему имущество исключительно в интересах бенефициария (выгодоприобретателя), то есть управляющий становится носителем права собственности на имущество, а право собственности бывшего собственника (как правило, учредителя) прекращается (притом на время) с последующим поворотом права собственности. В данном положении первоначально был определен широкий круг трастовых операций (более 17 видов):

      персональный траст — индивидуальная передача имущества в управление управляющему имуществом, действующему на правах доверенного лица в интересах выгодоприобретателя;

      совместный траст — передача имущества в управление управляющему имуществом несколькими учредителями управления;

      инвестиционные трасты— прием денежных средств, рассматриваемых в качестве целевых вкладов с целью формирования инвестиционных портфелей (в том числе по поручению учредителя управления), инвестирование управляющим имуществом средств, переданных в управление, в указанные учредителем управления или иные объекты инвестирования, не запрещенные действующим законодательством (в том числе депозиты, ценные бумаги, паи, доли и т. д.), в интересах выгодоприобретателя;

      пенсионные трасты — создание пенсионных фондов негосударственного пенсионного обеспечения предприятий, первоначальное накопление активов фондов (как в денежной, так и в неденежной форме) и последующее управление накопленными активами, а также активами, приобретенными в процессе управления, в интересах выгодоприобретателя;

      трасты оборудования и недвижимости — передача учредителем управления управляющему имуществом в управление производственных фондов и недвижимости предприятий и организаций с целью последующей передачи указанных фондов, недвижимости в интересах выгодоприобретателей третьим юридическим лицам для производственного использования (в частности, в аренду) без передачи права собственности на передаваемое третьей стороне имущество учредителя управления, иное управление производственными фондами, недвижимостью предприятий в соответствии с действующим законодательством, в интересах выгодоприобретателя;

      благотворительные трасты — создание управляющим имуществом благотворительных фондов по указанию учредителя управления, накопление средств в благотворительных фондах и управление указанными средствами на правах доверенного лица в интересах выгодоприобретателя, осуществление представительских функций благотворительных фондов;

      трастовые услуги по созданию и управлению предприятиями — оформление документации, связанной с созданием предприятия для учредителя управления, управление создаваемым (созданным) предприятием по указанию учредителя управления, в том числе с привлечением в рамках указанного управления самостоятельного руководителя предприятия;

      трастовые услуги по управлению собственностью трудовых коллективов на предприятиях с целью увеличения указанной собственности в интересах выгодоприобретателя (трудового коллектива);

      долговые трасты — управление задолженностью, в том числе в пользу третьих лиц, в частности, уплата процентов и погашение долгов, освобождение заложенного имущества, распоряжение фондами погашения;

      агентские трастовые услуги — осуществление управляющим имуществом управления по указанию учредителя управления хранения указанного имущества, выполнение функций платежного агента, агента по передаче права собственности на имущество, агента по формированию фондового портфеля учредителя траста, выполнение представительских, посреднических функций, инкассация договоров (в том числе управление денежными обязательствами, задолженностями, контроль целевого использования средств по инкассируемому договору);

      завещательные трасты—осуществление управляющим имуществом управления имуществом учредителя управления (завещателя) согласно завещанию либо по распоряжению суда, консолидация наследуемого имущества, уплата долгов и налогов, распределение имущества между наследниками и другие операции в рамках условий управления, оговоренных завещанием, и действующего законодательства;

      опекунский траст — опекунство индивида, обеспечение сохранности имущества;

      формирование общих (денежных и неденежных) траст-фондов путем аккумуляции взносов различных учредителей управления имуществом (в том числе денежными средствами), находящимся в указанных фондах, путем его инвестирования либо совершения иных операций в интересах выгодоприобретателя;

      финансовое консультирование;

      депозитарный траст —осуществление управляющим имуществом хранения и управления фондовыми ценностями учредителей траста, получение платежей от имени учредителя управления согласно трастовому договору, включая проценты, дивиденды, иных платежей в адрес учредителя управления;

      трастовые операции с ценными бумагами — управление управляющим имуществом ценными бумагами (купля, продажа, конвертация, иные операции, разрешенные действующим законодательством), переданными в доверительное управление учредителем управления (либо приобретенными в процессе управления), в интересах выгодоприобретателя;

Информация о работе Доверительное управление в банковской деятельности и перспективы его развития