Доверительное управление в банковской деятельности и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Услугами трастовых отделов банков пользуются частные лица, фирмы, благотворительные фонды и иные общественные организации. Банки заинтересованы в предоставлении трастовых услуг как можно большему кругу различных клиентов. И в первую очередь – крупным корпорациям, так как в этом случае банк становится органом, представляющим интересы своего доверителя, в том числе на собраниях акционеров, и может влиять на деятельность компании, проводить реорганизацию и т.д.

Работа содержит 1 файл

Копия КУРС.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Наибольшую  долю в трастовых операциях коммерческих банков для физических лиц составляют агентские услуги. При осуществлении таких операций банк действует от имени и по поручению своего клиента на основании соглашения, заключенного на определенный срок.

    В числе агентских (посреднических) услуг  коммерческие банки могут осуществлять:

    хранение активов клиентов траст-отделами:

    • прием ценных бумаг на хранение;
    • получение доходов по ценным бумагам;
    • своевременное извещение доверителей о поступлениях на счета по ценным бумагам;
    • обмен ценных бумаг;
    • погашение облигаций с истекшим сроком;
    • купля-продажа ценных бумаг с целью обеспечения сохранности активов (общей суммы и дохода);
    • получение сумм по закладным;
    • доставка ценных бумаг клиентам;
    • аренда сейфов.

    управление активами клиента траст-отделами коммерческих банков в качестве агента или представителя.

    управление активами предполагает проведение коммерческих операций с ценными бумагами или осуществление инвестиций по поручению клиента: 

    • покупку-продажу  ценных бумаг;
    • наблюдение за курсами хранящихся в портфеле ценных бумаг и формирование портфеля ценных бумаг;
    • оплату счетов доверителя;
    • оформление страховых полисов;
    • получение всех видов доходов (из любых источников) по поручению клиентов.

    Клиент  по договору (доверенности) поручает коммерческому  банку осуществлять от своего имени  операции в масштабах, требуемых при выполнении агентских функций. Для этого банк как агент (поверенный) наделяется правами:

    • заключать договоры от имени клиента;
    • передавать акции и облигации;
    • получать ссуды;
    • выписывать чеки;
    • подписывать чеки, индоссировать векселя и т.д.

    Определение условий завещания относится к завещательному трасту. Отдельные лица могут также пользоваться прижизненным трастом, когда банк принимает на себя обязательство распоряжаться и защищать определенные активы при жизни их владельца. Доверитель при жизни может сохранять полный контроль над активами, находящимися у банка.

    Многие  небольшие инвесторы передают трастовым  отделениям банка юридическое право  распоряжаться своими ценными бумагами. Трастовое отделение будет автоматически  реинвестировать средства доверителя в новые ценные бумаги по истечении срока погашения прежних бумаг, осуществлять операции по хеджированию для защиты от риска, оплачивать или реинвестировать проценты и дивиденды, а также предоставлять периодически отчеты доверителю и налоговым службам. [5] 
 

1.3. Трастовые операции для юридических лиц. 

    Для предприятий, организаций, акционерных  обществ траст-отделы коммерческих банков могут оказывать рассмотренные  выше агентские услуги, осуществлять распоряжение активами, а также временно управлять делами акционерных обществ при их реорганизации, банкротстве или иных обстоятельствах либо при ликвидации предприятий. Траст-отделы банков могут осуществлять для предприятий и организаций операции, которые характерны для инвестиционных компаний.

    На  проведение траст-операций необходимо наличие контракта (договора, соглашения) с организацией (фирмой и т.д.), доверяющей банку осуществление следующих функций:

    • передачу прав собственности на ценные бумаги;
    • ведение счетов для держателей ценных бумаг, эмитентов и других организаций;
    • уплату процентов, погашение долгов и т.д.;
    • распоряжение фондами погашения задолженности по облигационным займам;
    • освобождение имущества от залога;
    • доверительное управление фондами корпораций (пенсионными и пр.);
    • осуществление агентских функций по обмену ценных бумаг:
    • получение одних бумаг и выдачу других в соответствии с договоренностью. Такой обмен может возникнуть при необходимости конверсии ценных бумаг, слиянии акционерных обществ либо их реорганизации;
    • выплату дивидендов по акциям акционерного общества, перечисляющего траст-отделу общую сумму дивидендов для осуществления расчетов с акционерами.

    С агентскими функциями связана группа операций по открытию и ведению траст-счетов, или счетов по доверенности. Клиентом банка при открытии траст-счета является доверенное лицо, действующее в соответствии с условиями конкретного договора (доверенности, соглашения о передаче имущества в доверительное управление). Банку, как правило, нет необходимости знать обо всех условиях указанных соглашений и вмешиваться в вопросы соблюдения доверенным лицом своих обязанностей. Однако банк должен выполнять ряд процедур, которые определяют взаимоотношения доверенного лица и банка. Для банка принципиальным моментом является только наличие у доверенного лица (до открытия траст-счета) собственного счета в этом банке. Если доверенное лицо не являлось клиентом банка, то банк вправе затребовать у него установленные сведения.[5] 

2. Проведение трастовых  операций коммерческими  банками.

2.1. Структура траст-отдела  коммерческого банка. 

    Обычно в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Такое разделение необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдела, занимающегося трастовыми операциями, выполняли свои функции по управлению активами клиентов, не ориентируясь при этом на спекулятивные интересы самого банка, выступающего также в качестве инвестора на рынке, а использовали в работе лишь показатели, сложившиеся на рынке на данный момент времени с целью принятия инвестиционного решения, наиболее выгодного. Некоторые банки предпочитают выделять подразделения, оказывающие трастовые услуги в отдельные дочерние в целях предоставления этим подразделениям наибольшей самостоятельности и независимости от подразделений, занимающихся традиционным банковским бизнесом.

    Другое  направление  –  создание отдельного трастового управления (или отдела) внутри организационной структуры коммерческого банка. Обычно данный подход наиболее часто применяем в коммерческих банках, поскольку при административном разделении операций остается возможность более легкого продвижения трастовых услуг на рынок, используя при этом сеть подразделений банка, оказывающих клиентам другие услуги.

    Организационная структура подразделений, занимающихся трастовыми операциями, может строиться по принципу функциональности (ориентации деятельности) соответствующего отдела. К основным функциям, на основе которых может создаваться организационная структура трастового подразделения, относятся "операционные", "системные", "инвестиционные". В некоторых случаях такая градация может включать "налоги", "управление недвижимостью" и др. Однако следует отметить, что "налоги" обычно являются структурной единицей отдела персонального траста.

    Операционная  функция включает в себя, прежде всего, учет, прием и поставку активов, проведение расчетов. Операционная деятельность характеризуется использованием наибольшего числа сотрудников по сравнению с другими отделами трастового подразделения. Главные факторы успеха здесь – своевременность и аккуратность работы. Этот отдел занимается обработкой сделок, произведенных отделом инвестиций. Основными задачами подразделения являются передвижение ценных бумаг и денежных средств по системе учета и контроль за этим передвижением, а также учет, контроль за поступлением доходов и ведение соответствующих журналов учета. Кроме того, сюда относится ответственное хранение активов, в том числе и физическое хранение ценных бумаг и других материальных ценностей в хранилище.

    В задачу отдела системного обеспечения  входят разработка (или приобретение) и обслуживание систем обработки  информации. Иногда коммерческие банки  используют сторонние организации  в качестве поставщиков программного обеспечения. Но даже в этом случае в банке должна находиться служба, обеспечивающая контроль за работой персональных компьютеров и другой техники, как в департаменте трастовых операций, так и в других подразделениях банка.

    Инвестиционный  отдел считается сердцем подразделения, занимающегося трастовыми операциями, успех развития трастовых услуг часто зависит от деятельности именно этого отдела. В соответствии с потребностями конкретного клиента работа инвестиционного отдела строится по разным схемам, инвестиционным моделям.

    Следует отметить, что объединение функциональных блоков в отделы во многом зависит от объемов операций, проводимых трастовым департаментом, а также от стратегии департамента и банка в целом на развитие услуг персонального или институционального характера.[6] 
 

2.2. Механизм доверительных операций в банковской сфере. 

    В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи  с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить  на шесть этапов.

  1. Появление клиента в банке и проведение банковским работником беседы с ним относительно его финансового положения, доходов и сбережений на данный момент. На основании полученных данных проводится анализ платежеспособности клиента.
  2. Банковский работник определяет примерный период времени, в течение которого банк будет иметь возможность распоряжаться средствами клиента (выясняется размер фактически получаемого клиентом постоянно заработка, возраст, время ухода на пенсию и т. п.). Особое внимание банковский работник обращает на то, чтобы рост денежных средств клиента компенсировал темпы развития инфляции.
  3. Работник банка удостоверяется в законном происхождении денег клиента с целью недопущения отмывания денег, полученных нелегальным путем. Так, многие банки прибегают к практике проверки источников денежных доходов клиентов, для чего обращаются в специализированные фирмы, располагающие необходимой информацией.
  4. Работник банка проверяет документы своего клиента, чтобы удостовериться в том, что лицо, на чьё имя открывается счет, реально существует и само открывает счет. При этом клиент подписывает специальный документ подтверждающий факт того, что именно он является реальным владельцем (актуальным бенефициаром) денежных средств, помещаемых на счет в банке.
  5. Клиент знакомится с условиями сотрудничества с банком и подписывает их.
  6. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него.

    В дальнейшем взаимоотношения банка  и клиента могут строиться по двум основным направлениям:

    • решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т. п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь в оценке ситуации на рынке, предлагая наиболее выгодные клиенту варианты решений.
    • клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента.
 

    Банковский  консультант проводит предварительную  беседу с клиентом, обращая особое внимание на срок вклада и желания  его владельца. При этом банк несет  всю ответственность по формированию структуры этого портфеля, купле-продаже ценных бумаг, и отвечает перед клиентом за обеспечение доходности средств, инвестированных в его пользу. Вместе с тем банковский консультант стремиться к тому, чтобы у клиента сформировалось собственное мнение относительно приоритетов будущей инвестиционной политики и нацеливает его на совместный поиск оптимального решения. Обычно банк предлагает клиенту составить доверенность и завещание установленной формы о передаче всех прав по счету другому лицу случае наступления определенных обстоятельств. Кроме того, банк и клиент подписывают соглашение о совместной деятельности. При проведении доверительных операций руководство банка стремится к использованию средств клиента с максимальной прибылью, в то же время, обеспечив привлечение новых клиентов. 
 
 

2.3. Договор траста (договор доверительного управления) . 

    Основные  нормы, определяющие содержание договора доверительного управления, закрепляются в главе 52 Гражданского Кодекса РБ и главе 23 Банковского Кодекса РБ. В перечисленных нормативных актах описывается порядок заключения и исполнения договора доверительного управления.

    Согласно  положениям ГК РБ по договору доверительного управления одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

    В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны:

Информация о работе Доверительное управление в банковской деятельности и перспективы его развития