Деньги. Кредитня политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:55, реферат

Описание работы

Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Кредитно-денежная политика: сущность, цели и инструменты. Модели проведения кредитно-денежной политики: кейнсианский и монетарный подходы 5
2. Взаимосвязь кредитно-денежной и политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой 10
3. Анализ кредитно-денежной политики КНР 14
4. Краткий обзор основных показателей развития денежно-кредитной сферы Китая за 2010 год 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

11.doc

— 168.50 Кб (Скачать)
 

     Денежно-кредитную  политику государство проводит через  банковскую систему, используя основные инструменты: норма резервирования, официальная учетная ставка (ставка рефинансирования), операции на открытом рынке. Эти инструменты воздействуют либо на количество денег в обращении, либо на уровень процентных ставок.

     Кроме названных инструментов Центральный  банк прибегает к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. 

 

2. Взаимосвязь  кредитно-денежной  и политики с  бюджетно-налоговой  и валютной политикой

 

      Дефицит платежного баланса и отсутствие адекватного регулирования в валютно-кредитной сфере могут вовлечь страну в безвыходную кредитную ловушку, когда выплаты процентов по основному долгу могут быть осуществлены только путем привлечения новых заимствований. Существующая валютно-кредитная система не может предотвратить подобное явление. Единоразовые списания долгов не являются адекватным механизмом решения проблемы, так как имеют скорее субъективный характер, то есть зависят от интересов кредиторов и стимулируют дальнейшие заимствования, не освобождая страну из кредитной ловушки. Коммерческие банки активно участвовали в 70-х годах в кредитовании беднейших развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой в 80-х. Отсутствие регулирования в сфере международного кредита позволило банкам развитых стран свободно кредитовать банковский сектор развивающихся стран, тем более, что правительства часто предоставляли официальные гарантии.

      Практика  привлечения иностранных заимствований  для финансирования бюджетных дефицитов  нарушило работу традиционных рыночных механизмов регулирования валютных курсов и выравнивания платежного баланса. По мере увеличения общей суммы задолженности банки и государства-кредиторы повышают реальные ставки по продолжающемуся кредитованию в виду увеличения риска неплатежа, чем только его увеличивают. Неизбежное изменение валютного курса страны-должника увеличивает ее обязательства в большей степени, чем это было бы необходимо для выравнивания платежного баланса. Таким образом, многие развивающиеся, развитые, а также страны с переходной экономикой и частные заемщики оказались заперты в постоянно увеличивающейся долговой ловушке, созданной частным международным кредитованием. Если темпы увеличения задолженности превышают экономический рост (например ежегодный рост валового продукта – 3%, а внешней задолженности – 5%, что характерно для многих стран), то страна практически не имеет возможности самостоятельно погасить долг. К тому же, если долги деноменированы в валюте кредитора, то растущие валютные риски будут способствовать увеличению разрыва. Все это сильно вредит развитию экономик стран должников.

      Если  с 1975 по 1982 год чистое долгосрочное кредитование развивающихся стран  составляло в среднем 28 млрд. долларов ежегодно, то с 1983 по 1990 год только чистые платежи по обслуживанию долгов из развивающихся стран составили в среднем сумму в 25 млрд. долларов ежегодно, выплачиваемых западным странам и МВФ, и без того имеющих избыточные кредитные ресурсы.

      С 1990 года значительная часть кредитов стала направляться в наиболее богатые из развивающихся в стран, а также страны с переходной экономикой в форме прямых и портфельных инвестиций. Если в 1980 году долг развивающихся стран составлял 106 млрд. долларов (16% от их ВНП), то в 1995 году их суммарная задолженность составила 535 млрд. долларов (38% от ВНП). Это развенчивает миф о безвозмездной помощи развитых стран развивающимся.

      Последующие кризисы внешней задолженности  относительно более развитых стран: Мексики, стран Юго-Восточной Азии, стран Восточной Европы, России, Бразилии наглядно продемонстрировали механизм кредитной ловушки. Если не будут внесены изменения в действующую валютно-кредитную систему, то вскоре последует очередь таких стан, как Австралия, Новая Зеландия, отдельных стран Латинской Америки и, возможно, Европы. Не исключен и возможный кризис в США. Необходимо принять ряд радикальных мер по регулированию международной торговли, кредитной и валютной сфер. Помимо уже предложенных механизмов нужно ввести на международном уровне ограничения для каждой страны на максимально возможный внешний долг и расходы по его обслуживанию. Все долги свыше устанавливаемого размера придется списать. Также необходимо уменьшить ставки процентов по кредитам до минимально возможного уровня, в частности за счет надбавок по страновым рискам и надбавок по ожидаемой инфляции.

      Утверждение о том, что чем более стабильны  валютные курсы, тем более эффективно функционирует реальный сектор экономики  не требует доказательств. Однако заключение нового соглашения подобного Бреттонвудскому будет весьма затруднительным при любых обстоятельствах. Даже просто слухи или информация о подготовке “нового Бреттон-Вуда” дестабилизируют валютные курсы. Наиболее приемлемым для всех решением было бы через усиленный Международный валютный фонд или новую организацию Международную валютную комиссию зафиксировать текущее валютные курсы, затем поэтапно приблизить их к паритету покупательной способности и корректировать валютные курсы только в случае определенных изменений паритета. Комиссия может изменять пределы колебания паритета для защиты от спекулятивных атак на отдельные валюты. В настоящее время существует дилемма: зафиксировать валютные курсы невозможно, но объем валютных спекуляций достиг объемов, ставящих под угрозу существование всей системы в целом. Таким образом, регулирование валютных курсов необходимо, и паритет покупательной способности один из наилучших показателей для сравнения стоимости валют.

      Чтобы избежать крупных спекулятивных  атак на валюты, от которых ожидается  девальваций, вместо защитных операций центральных банков, причем не всегда успешных, целесообразнее использовать возможности Комиссии для временного ограничения операций неторгового характера неустойчивыми валютами, курс которых вскоре будет изменен. Конечно оценка стоимости валют через паритет не может быть на 100% объективной. Данный показатель обычно рассчитывается путем сравнения средних потребительских корзин, что имеет следующее недостатки: - в обществах с различным образом жизни, товары входящие в корзину и пропорции между ними будут отличаться; - качество товаров отнесенных к одной группе по единой цене может сильно отличаться; - розничные цены на товары включают в себя не только себестоимость продукции, но и другие виды расходов, в том числе налоговые платежи, которые варьируются.

      Однако  эти сложности можно обойти путем  оценки корзины страны А в ценах  страны А и страны Б, оценить корзину  страны Б в ценах А и Б, а  также внести поправку по налогообложению. После этих операций какое-то расхождение  с реальным валютным курсом по-прежнему останется, но все же предлагаемая система лучше, чем свободные колебания валют в 80-90-х, или фиксированные валютные курсы. Ранее основным доводом в пользу рыночных валютных курсов была необходимость выравнивания торговых балансов стран, через изменения стоимости экспорта и импорта. Но, во-первых, подобный аргумент не учитывал эластичность спроса на те или иные товары и степень монополизации в отраслях. Во-вторых, альтернативой покупки недостающей для выравнивания валюты является привлечение внешних заимствований, то есть спрос и предложение на валюту больше не отражает спрос и предложение на товары и услуги, чему также способствовало многократное увеличение доли спекулятивных операций на валютном рынке. Так как подобная мера может вызвать на рынке большую панику, необходим длительный срок внедрения (год-два) и обязательная предварительная разъяснительная работа.

      Попытки реализации данных предложений наталкиваются  на активное сопротивление многих экономистов, политиков и финансовых организаций. Хотя намерения восстановления управления над национальной и международной кредитной сферой и валютным регулированием вызывают большое недовольство, но после кризиса в Юго-Восточной Азии общественное мнение постепенно переходит на сторону тех, кто предлагает реформировать существующую систему.

      Таким образом, рассмотрены основные теоретические  аспекты денежно-кредитной политики государства. Как установлено, денежно  – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Каждое государство должно вести свою денежно-кредитную политику в зависимости от специфики экономики.  

 

3. Анализ  кредитно-денежной политики КНР

 

     На  рубеже 70-80-х годов в Китае начала осуществляться реформа, имеющая целью  создание системы, которая получила название "рыночная экономика". Она  начала формироваться при активном участии государственных органов. Основной ее целью является создание модели экономики, в которой бы совмещалось главенство рыночных принципов и эффективный макроконтроль со стороны управляющих органов государства. В создании модели "социализма с китайской спецификой" важная роль отводится банковской системе. Именно она является тем институтом, который может помочь уменьшить прямое административное вмешательство государства в экономическую деятельность при развитии рыночных отношений. Для косвенного регулирования экономических процессов важно в полной мере использовать банковский сектор экономики. В Китае уже длительный период происходит переход к регулируемой государством рыночной системе хозяйства. В этом направлении принимаются активные меры по преобразованию и кредитной сферы.

     Реформы в кредитно-банковской сфере предусматривали образование кредитной системы, которая бы отвечала нуждам рыночной экономики.

     * образование системы центрального  банка, который под непосредственным  руководством Госсовета КНР должен  внедрять в жизнь денежную  политику государства;

     * образование системы кредитных институтов с четким размежеванием функции осуществления политики и коммерческой функции, связующим звеном между которыми станут государственные коммерческие банки;

     * создание многочисленных разнопрофильных  кредитных учреждений;

     * создание системы единого открытого  кредитного рынка, который допускает  конкуренцию;

     * внедрение единых валютных курсов, постепенное преобразование китайского  юаня на свободно конвертированную  валюту.

     Центральный банк страны начал вводить методы регулирования денежной массы, в частности операции на открытом рынке, которые больше отвечали рыночным отношениям. Так, экспериментально Центральный банк выпустил банковские сертификаты на сумму 20 млрд юаней. Сертификаты предназначались для небанковских кредитных учреждений, чтобы помочь районам выровнять денежный дисбаланс. В октябре 1993 г. Центральный банк через центры ссудного капитала предоставил специальным банкам, которые ощущали трудности с запасом платежных средств, ссуды, использовав для этого часть средств от продажи банковских сертификатов. Указанные мероприятия стали важным шагом на пути к созданию в Китае регламентированного межбанковского краткосрочного ссудного рынка, оказывали содействие горизонтальному обращению денежных единиц.

     Основу  денежной системы страны составляет юань (жэньминьби), который делится на десять цзяо и сто фэней; золотое содержание юаня не установлено. По курсу, установленному Центральным банком КНР (Народный банк Китая) на сентябрь 2002 г., 100 юаней приравниваются к 8,31 американского доллара. Признаки усиления инфляционного давления в период реформ достигли пика в 1988 г., когда темп роста потребительских цен достиг рекордного уровня 21%. В основе лежал переход к свободному ценообразованию в условиях дефицита продукции базовых отраслей. Подъем инфляции выше 10% расценивается в Китае как опасность, требующая решительных действий по ее преодолению. Для борьбы с инфляцией в Китае вводят так называемые периоды «урегулирования» экономики (или механизм торможения рыночных реформ), которые имели место в конце 80-х и середине 90-х гг.

     В программных документах КНР ставится задача удержать инфляцию в пределах 5-8,5%.

     До  конца 80-х гг. такие экономические  рычаги, как деньги, процент, кредит и др., оказывали незначительное влияние на экономику. Народный банк фактически играл роль приходно-расходного финансового органа.

     Денежно-кредитная  политика была пассивным инструментом выполнения правительственных хозяйственных  задач. Постепенно усиливалось денежно-кредитное  регулирование. Важную роль в этом отношении сыграл III пленум ЦК КПК 14-го созыва в ноябре 1993 г. направленый на развитие рыночных отношений в денежно-кредитной сфере.

     Признана  необходимость развити денежного  рынка и рынка капиталов, проведения изменений институциональной структуры  финансового сектора, увеличения открытости внешнему миру. С принятием Закона КНР о Народном банке Китая (18 марта 1995 г.) был усилен его статус в качестве основного института в проведении макроуправления в денежно-кредитной сфере, разработке и проведении денежной политики. Ускорен переход крупнейших специализированных банков страны (Банк Китая, Стройбанк, Торгово-промышленный банк и Сельхозбанк) на коммерческие принципы хозяйственной деятельности. Расширяется допуск на китайский рынок инотранных финансовых институтов. Главным источником кредитных ресурсов государственных банков стали депозиты. В 1998 г. за их счет обеспечивалось около 75% банковских кредитов. Банковские кредиты составляют существенную величину по отношению к ВВП - 133% (2000 г.).

     Проведение  Китаем "стабильной и здоровой" денежно-кредитной политики выглядит единственным приемлемым для страны вариантом, и в принципе именно на такую политику и ориентируется  китайское руководство. Однако на практике строго придерживаться ее весьма непросто, свидетельством чему стал очевидный перегрев экономики, потребовавший ужесточения макроэкономического регулирования. Кстати говоря, тенденция к перегреву экономики находит весьма четкое отражение в динамике соотношения годовых объемов денежной базы М2 и валового внутреннего продукта: с 1,44 в 2001 г. и 1,54 в 2002 г. оно выросло до 1,63 в 2003 г., снизившись затем до 1,59 в 2004 г..

Информация о работе Деньги. Кредитня политика