Деньги. Кредитня политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:55, реферат

Описание работы

Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Кредитно-денежная политика: сущность, цели и инструменты. Модели проведения кредитно-денежной политики: кейнсианский и монетарный подходы 5
2. Взаимосвязь кредитно-денежной и политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой 10
3. Анализ кредитно-денежной политики КНР 14
4. Краткий обзор основных показателей развития денежно-кредитной сферы Китая за 2010 год 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

11.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

     Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и  в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»

     Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую  для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

     Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

     В данной работе будут рассмотрены  принципы и цели кредитной политики, ее инструменты и проблемы ее реализации.

     Предметом и объектом исследования выступает  денежно-кредитная политика в Китайской народной республике.

     Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.

     В соответствии с поставленной целью  сформировались определенные задачи исследования:

     - теоретическое изучение денежно-кредитной  политики государства

     - анализ денежно-кредитной политики  в КНР

     - обзор основных направлений развития денежно-кредитной политики в КНР. 
 
 
 

 

1. Кредитно-денежная  политика: сущность, цели и инструменты.  Модели проведения  кредитно-денежной  политики: кейнсианский и монетарный подходы

 

     Денежно-кредитная  политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

     Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.

     Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:

     а) центральный банк страны и министерство финансов;

     б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие  в национальной банковской сфере  системообразующую роль (обычно это  сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);

     в) ассоциация (союз) коммерческих банков;

     г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.

     В денежно-кредитной политике есть смысл  выделять два основных направления:

     1) поддержание должного состояния  самой денежно-кредитной сферы;

     2) использование денежно-кредитной  сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.

     Стратегической  целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).

     В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:

     а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;

     б) достижение и сохранение на должном  уровне склонности населения к сбережениям  в национальной банковской системе;

     в) сохранение доверия населения к  национальной банковской системе;

     ) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;

     д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных  валютных резервов.

     Выделение главной цели и перечня стратегических задач связано с том непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.

Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из

состояния торгового и платежного баланса  страны.

     Пример. К тактическим задачам денежно-кредитной политики следует отнести поддержание на определенном уровне ставки рефинансирования (учетная ставка), уровня монетизации ВВП, сокращение удельного веса наличных денег. Специфические задачи обычно связаны с поддержанием валютного курса, с использованием валютных резервов и кредитованием отраслей национальной экономики.1

     Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.

     Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении  определенного периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый характер.

     Данное  обстоятельство заставляет при планировании действий выстраивать систему целей  денежно-кредитной политики (см. рис. 1). Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития.

     В качестве таковых обычно выступают  уже известные нам денежные агрегаты из «семейства М». В свою очередь для достижения промежуточных целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).

     Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных  задач. Оперативный анализ степени  достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень  эффективности проводимой денежно-кредитной политики. 

   Операционные цели            Промежуточные цели           Стратегическая цель 

 
 

  Решение  оперативных           Решение тактических           Решение стратеги-

                 задач                                       задач                                ческих задач 
 

Рисунок 1 – Система целей современной денежно- кредитной политики 

     Критерием выбора промежуточных и операционных целей выступает трудоемкость измерения  соответствующего показателя, доступность экономической информации, а также предсказуемость их воздействия на стратегические цели экономического развития.

     В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:

     1) критическая оценка ситуации, конкретизация  задач социально-экономического развития на предстоящий период;

     2) подбор конкретных инструментов  денежно-кредитной политики с  учетом доминирующих теоретических  конструкций;

     3) приведение в движение избранных  монетарных факторов воздействия,  контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;

     4) передача воздействия мобилизованных  средств воздействия или монетарных  факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной ставки  и т. д.) на экономические процессы.

     Кейнсианская  политика дешевых и дорогих денег  предполагает активное кредитно-денежное регулирование экономики со стороны государства. Иной позиции придерживаются монетаристы, в большей мере полагаясь на рыночную самонастройку и считают активное вмешательство в экономику неэффективным.  Суть монетаризма можно свести к следующему (табл. 1.1). 

  • При проведении денежно – кредитной политики используются инструменты, которые  можно подразделить на прямые, косвенные  и селективные.
  • К прямым относятся: лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента.
  • К косвенным относятся:
  1. Операции на открытом рынке
  1. Изменения норм обязательных резервов.
  2. Изменения в учетной ставке.

     Селективные инструменты (или методы) регулируют отдельные виды кредита или условия кредитования определенных отраслей, крупных или мелких фирм и т.д. Как правило, это прямое ограничение размеров кредитов в тех или иных отраслях путем установления лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений или контроль за кредитами под залог  векселей, ценных бумаг. Иногда используется и просто увещевание, т.е. «дружеское убеждение». 

Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика политики дешевых и дорогих денег

Политика  дешевых денег Политика  дорогих денег
Направлена  против
Недоиспользования ресурсов, спада производства, увеличения безработицы Растущей инфляции
Предполагает
Увеличение  предложения денег через:

-покупку  государством у банков и населения  государственных облигаций и  твердой валюты (образование лишних  денег);

-уменьшение  обязательной нормы резервирования  для коммерческих банков, чтобы  они смогли увеличить свои кредитные ресурсы;

-понижение  учетной ставки, что также побуждает  коммерческие банки наращивать  свои кредитные возможности за  счет заимствования денежных  средств у Центрального банка.

Сокращение  денежного предложения посредством:
  • продажи государственных облигаций банкам и населению, а также твердой валюты, что обеспечивает «связывание» свободных денег;
  • увеличение обязательной нормы резервирования и повышения учетной ставки, что позволяет сократить кредитные возможности коммерческих банков.
В результате мер
Предложение кредитов растет, они становятся дешевыми и доступными:

-стимулируется  увеличение совокупных расходов  и инвестиций;

-растет  объем производства и сокращается  безработица.

Ссудный процент  по кредитам растет, их доступность снижается;

Инвестиции  и совокупные расходы сокращаются;

Спрос на товары и услуги падает, цены и  инфляция снижаются.

Информация о работе Деньги. Кредитня политика