Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 06:31, контрольная работа
Цель моей работы – дать определение денежной системы и рассмотреть правовые основы денежного обращения в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………...стр.2
1. Деньги и денежная система РФ…………………………………………...3-13
§ 1. Понятие денег……………………………………………………………..3-5
§ 2. Денежная система……………………………………………………….5-10
§ 3. Правовые основы денежной системы………………………………...10-13
2. Правовые основы наличного обращения и безналичных расчетов..14-24
§ 1. Правовые основы организации наличного денежного обращения…14-19
§ 2. Правовые основы безналичных расчетов…………………………….19-24
Заключение……………………………………………………………………..25-26
Список использованных материалов и литературы………………………....27
Кроме резервных фондов при расчетно-кассовом центре существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течении операционного дня. Их остаток в оборотной кассе лимитируется, а при превышении установленного лимита в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция по перечислению наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу уже является эмиссией. Правление Центрального банка РФ выдает разрешение на выпуск денег в обращение в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ в соответствии с денежно-кредитной политикой на предстоящий период (год). Механизм эмиссионно-кассового регулирования позволяет экономно и рационально регулировать и перераспределять наличную денежную массу на определенной территории, оперативно удовлетворять потребности регионов в денежных знаках.
На расчетно-кассовые центры главных территориальных управлений Центрального банка РФ возложено кассовое обслуживание коммерческих банков, при чем эти отношения носят договорной характер. Выдачи денежной наличности банкам и другим юридическим лицам, прем от них излишков денег, а также кассовое обслуживание производятся с отражением всех операций по корреспондентским счетам банков и счетам других юридических лиц. Излишки денежной наличности сдают в оборотную кассу расчетно-кассового центра, обратными, сформированными и упакованными в установленном порядке.
В
зависимости от объема работы расчетно-кассового
центра и учетом экономической целесообразности
по согласованию с Главным территориальным
управлением при расчетно-
К
числу важных проблем денежного
обращения относится организаци
При регулировании денежного
обращения, составлении
«Но главное - денежного обращения, инфляция должна быть востребована, иначе она вянет, а практика становится слепой и неэффективной»8.
Таким
образом, денежная
система России представляет
собой типичную современную
бумажно-денежную систему
с использованием знаков
стоимости, не разменных
на золото, регулируемую
Центральным банком
посредством экономических
нормативов и инструментов
денежно-кредитной политики.9
§ 3. Правовые основы денежной системы Российской Федерации.
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования.
Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится необходимое количество денег, в чем заинтересовано государство.10
Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации ( п. «ж» ст. 71 Конституции РФ). Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.
Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права – о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.
Значимость денежной системы для развития всего государства обусловила ее правовое регулирование и иными отраслями права.
Нормы гражданского права регулируют вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера.
В гражданском законодательстве России (согласно ст. 128 ГК РФ) деньги являются вещами, хотя ведущие экономисты мира считают, что функции денег могут выполнять как вещи, так и обязательства. По свидетельству Л.А. Лунца, обязательственно-правовых отношениях над вещно-материальной формой денег преобладает их публичное содержание. Оно же заключается в итоге в статусе законного платежного средства. Поэтому иностранная валюта, сохраняя экономическую денежную природу, деньгами в России не является, так как таким статусом не обладает. Значит, вещная природа иностранных денежных знаков в этом случае превалирует над содержанием, выраженном в их номинале.11
В определенных законом случаях и в установленном им порядке иностранная валюта может выступать платежным средством в обязательствах, которые условно допустимо признать денежными. Тогда, как в случае с обычным денежным обязательством, ее вещно-материальная форма отойдет на второй план. Поскольку в основном именно эта форма определяет свойства денег как вещей, то очевидно, что основная специфика денег в гражданских правоотношениях кроется в их обязательственно-правовом статусе.
Ошибка
по поводу природы денег в Российском
гражданском законодательстве возникла,
собственно, из-за того, что за его
основу было принято Римское право,
не соотнесенное с современной
Большинство юристов, рассматривающих современные правовые явления по преимуществу с точки зрения Римского права, приходят к результатам неудовлетворительным и несоответствующим требованиям действительной жизни.12
Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.
Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество – изготовление или сбыт поддельных денег – ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» - ст. 185 в которой говорится:
«Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, а равно утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет».
Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.
Комплексное финансово-правовое регулирование денежной системы осуществляется Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Определенные общественные отношения в сфере денежной системы регулируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранение и инкассация, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и др.), регулируются нормативными актами Центрального банка РФ, издаваемые в соответствии с действующим законодательством.
В
целях развития политики государства
по ограничению налично-денежного обращения
при необходимости принимаются нормативные
акты и по отдельным аспектам наличного
денежного обращения.
II. Правовые основы наличного денежного обращения и безналичных расчетов.
§1. Правовые основы организации наличного денежного обращения.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п.1. ст. 140 ГК РФ). В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в той же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, расчеты на сумму, превышающую установленную, производится только в безналичном порядке.13
Например, в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 7 октября 1998 г. Предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами установлен в сумме 10 тыс. руб.
Для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты и сырье максимальный размер наличного денежного платежа установлен в сумме 15 тыс. руб.
Аналогичные правила существуют и для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации при закупке ими товаров у юридических лиц.14
Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Советом директоров Центрального банка РФ утверждено Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».15
В целях организации наличного денежного обращения Центральный банк РФ осуществляет следующие функции:
На территории России банкноты (банковские билеты) и монета Центрального банка РФ являются единственным законным средством платежа. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Центрального банка РФ и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.
Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает определенные гарантии действия выпущенных денежных знаков. Банкноты и монета Центрального Банка РФ не могут быть объявленными не действительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускается какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. В соответствии с законодательством при обмене банкнот и монеты Центрального банка РФ на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не более пяти лет.
При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) обычно время от времени осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупных достоинств).