Денежные системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение сущности и развития денежной системы Украины, выявление и изыскание путей решения актуальных проблем денежной системы в Украине.
Для написания работы поставлены следующие задачи:
Характеристика сущности денежной системы, классификация денежных систем. Обзор элементов денежных систем. Обзор истории становления денежной системы в Украине. Характеристика системы государственного регулирования денежной системы Украины.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 53.30 Кб (Скачать)

Для полноценных и неполноценных  денег устанавливается различный  порядок производства, причем к полноценным  монетам применяется система  свободной чеканки, а к неполноценным  – металлическим знакам стоимости - система закрытой чеканки. Система  свободной чеканки предполагает право каждого представить металл в слитках для перечеканки его в монеты. При этом чеканка производится бесплатно, либо за нее взимается небольшая пошлина на покрытие издержек. Экономическое значение свободной чеканки состоит в том, что она обеспечивает валютному металлу возможность а) служить не только мерой стоимости, но и средством обращения и платежа; б) благодаря свободной чеканке стоимость монеты не может превышать стоимость содержащегося в ней металла; в) свободное превращение валютного металла из сокровища в средства обращения и платежа позволяет сокровищу осуществлять свою роль стихийного регулятора количества денег в обращении.

Для мелких сделок необходимы монеты небольшой стоимости, чеканка  которых из золота невозможна. Поэтому  для обслуживания мелкого оборота  чеканятся так называемые бидонные, т.е. неполноценные, монеты из более  дешевых металлов. К неполноценным  монетам применяется система  закрытой чеканки - они чеканятся  государством только из принадлежащего казне металла. В отличие от производства действительных денег, закрытая чеканка  делает возможным то, что относительная  стоимость неполноценной монеты превышает действительную стоимость  заключенного в ней металла. Закрытая чеканка, таким образом, обеспечивает получение монетного дохода исключительно  государством. Государство, кроме того, единолично определяя соотношение  действительных и неполноценных  денег, получает в распоряжение инструмент регулирования платежного спроса и, следовательно, управления экономической  ситуацией. В этом заключается экономическое  значение закрытой чеканки в частности  и эмиссии неполноценных денег  вообще.

Государство может устанавливать  различный порядок обращения  для полноценных и для неполноценных  денег. В таком случае полноценные  деньги наделяются силой законного  платежного средства в неограниченных масштабах, т.е. они обязательны к  приему продавцами и кредиторами  на любую сумму. Неполноценные деньги, напротив, государство может наделять платежной силой лишь в ограниченных рамках. Тем не менее, несмотря на ограниченный характер применения неполноценных денег в эпоху их появления, рост производства и товарообмена приводит к дальнейшему вытеснению действительных денег неполноценными, и расширению сферы функционирования последних. Поэтому постепенно грань между различными видами денег стирается, и те и другие становятся обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). В условиях рыночной экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

2.5.Методы регулирования  денежного обращения

Главную роль в регулировании  денежного обращения играет Центральный  банк страны. Центральный банк использует три основных метода денежно-кредитного регулирования:

1.  изменение учетной  ставки

2.  операции на открытом  рынке

3.  изменение нормы  обязательных резервов

Все эти инструменты призваны воздействовать на объем денежной массы, путем ее увеличения либо уменьшения. Центральный банк, таким образом, регулирует поток инвестиций, уровень  инфляции, курс национальной валюты, а, в конечном счете, рост валового внутреннего  продукта и уровень занятости  населения.

Регулирование денежного  обращения в стране является обязанностью и привилегией государства, осуществляются Центральным банком посредством  регулирования спроса на кредитные  ресурсы, что, в свою очередь, позволяет  поддерживать необходимые в данной экономической ситуации объем и  оборот денежной массы.

Более подробно этот метод описан в п. 3.1.

 

ГЛАВА 3. Денежная система Украины

Денежная система Украины, безусловно, является регулирующей системой рыночного образца. Этому поспособствовали существенные рыночные преобразования в экономической системе Украины: приватизация средств производства, демонополизация экономики и  либерализация экономических отношений, в частности ценообразование  кредитных, валютных и внешнеэкономических  отношений и т.д. Активно развивается  денежный рынок во всех его составляющих: рынок денег, валютный рынок, рынок  ценных бумаг, а также его инфраструктура - двухуровневая банковская система, сеть небанковских финансово-кредитных  учреждений, валютная и фондовая биржа  и т.п. С каждым годом уменьшается  часть дефицита государственного бюджета, которая покрывается непосредственно  за счет кредитной эмиссии НБУ.

Правовые основы функционирования денежной системы Украины определяются Конституцией и законами Украины: "о  банках и банковской деятельности"; " о Национальном банке Украины"; "о платежной системе и денежных переводах в Украине". В статье 99 Конституции Украины указано, что  денежной единицей Украины является гривна. Провозглашается также, что  одно из наиболее важных заданий денежной системы - обеспечение стабильности и рост доверия к национальной валюте - гривне.

Важным шагом является принятие Верховной Радой Украины  в мае 1999 г. Закона "о национальном банке Украины". Хотя в тексте этого закона не идет речь непосредственно  про денежную систему, но те функции  НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое отображение. Это, непосредственно, раздел IV "денежно-кредитная  политика", раздел V "Управление наличным денежным оборотом", раздел VIII "Деятельность Национального банка по поводу операций с валютными ценностями". В  них четко описаны права и  обязанности НБУ по поводу обеспечения  стабильности национальных денег, регулирования  денежного оборота, определены методы и инструменты денежно-кредитной  политики и другие виды деятельности НБУ, которые формируют денежную систему страны.

3.1. Государственное  регулирование денежной сферы

Регулирование денежного  оборота - совокупность мер, которые  проводятся в сфере денежного  обращения с целью обеспечения  их постоянности, гибкого обеспечения  деньгами потребности сферы обслуживания; является составной частью денежной политики государства.

Определяющая роль в осуществлении  всего комплекса мероприятий  государства в сфере денежного  обращения и кредитных отношений  принадлежит центральному банку. Применение методов прямого регулирования  объемов и структуры денежного  оборота дают необходимый эффект при ее использовании в комплексе  с мероприятиями опосредствованного влияния на систему денежного  обращения.

Политика учетной ставки проявляется в изменениях учетной  ставки относительно к конъюнктурным  колебаниям экономики и применяется  для управления кредитной активностью.

Политика минимальных  резервов - наиболее жесткий инструмент денежно - кредитного регулирования, применяется  как средство быстрого сокращения или  расширения кредитной массы в  системе. Проявляется в манипуляции  нормой обязательных резервов, которые  коммерческие банки обязаны сберегать  на счетах в центральном банке.

Современное экономическое  мнение определяет ответственность  государства за состояние развития экономики страны, а следовательно  и право влиять на экономическую  жизнь общества. Государство не имеет  потребности непосредственно вмешиваться  в действия отдельных экономических  субъектов, свое влияние на экономику  оно должно свести к гарантированию им благоприятных условий деятельности, т.е. непосредственно. Одной из таких гарантий считается законодательное обеспечение каждому экономическому субъекту таких правил и свобод:

-свободу предпринимательства,  в том числе свободный переход  капитала;

-защита частной собственности,  в том числе защита прав  кредитора и денежных сбережений;

-свобода торговли, в том  числе защита от монополизации  цен и рынков;

-свобода при составлении  договоров и защита прав участников  договорного процесса;

-свобода потребления  и защита прав потребителя  от недобросовестного продавца;

-свободный выбор профессии  и места работы.

Многие считают, что государство  должно разрабатывать соответствующую  экономическую политику для реализации своего влияния на экономику. Сблизились позиции и по поводу целей этой политики. Ими признаются:

-обеспечение определенного  уровня экономического роста;

-обеспечение максимальной  занятости;

-контроль над инфляцией  с целью ее минимизации и  стабилизации цен;

-уравновешивание активов  и пассивов платежного баланса.

Чтобы достигнуть указанных  целей экономическая политика предусматривает  широкий спектр мероприятий, которые  будут влиять на экономическую жизнь  общества. Условно их можно разделить  на четыре группы:

-структурная политика; -политика конкуренции;

-социальная политика; -конъюнктурная политика.

3.2. Элементы национальной  денежной системы

1. Виды денежных знаков, которые имеют законную платежную  силу.

НБУ выпускает в оборот банкноты - гривны - номиналами 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500. Для удобства обслуживания розничного товарооборота выпускаются  разменные монеты - копейки - номиналами  1, 2, 5, 10, 25, 50.

2.Официальный курс гривны - обменный курс к иностранным  валютам, официально установленный  НБУ для осуществления операций  с валютными ценностями.

В 1999 г. НБУ перешел к  определению официального курса  гривны по отношению к доллару  США на основе средней взвешенной валютного курса по безналичным  операциям на межбанковском валютном рынке.

3. Порядок наличного и  безналичного курса, их регламентацию,  в том числе организацию международных  расчетов в Украине осуществляет  Национальный банк Украины.

 НБУ строго контролирует  денежный оборот, способствует обеспечению  стабильности национальной валюты, регламентирует эмиссию наличности, разрабатывает правила осуществления  форм безналичных расчетов, способов  и порядка платежей, контролирует  кассовые операции.

4. НБУ является учреждением,  которое осуществляет денежно-кредитное  и валютное регулирование.  НБУ  - независимый финансово-экономический  орган, который проводит самостоятельную  денежно-кредитную политику. Правление  НБУ принимает и утверждает  постановления, положения и другие  нормативные акты, которые регулируют  денежный оборот. НБУ координирует  деятельность коммерческих банков  по вопросам денежно-кредитной  политики.

 

 

3.3. Формирование  денежной системы Украины

Обзор истории  возникновения денежной системы  Украины. Письменные источники Киевской Руси называют пять элементов древнерусской денежной системы: гривну, Куну, ногату, резану, веверицу (векшу). Анализ денежных соотношений в своде основных законов древней Руси – «Русской Правде» - позволил исследователям реконструировать систему денежного счета в ХІ веке: гривна = 20 ногатам = 25 кунам = 50 резанам. Позже, в ХІІ-ХІІІ веках, в связи с изменениями монет в обращении это соотношение меняется.

 Татаро-монгольское нашествие  XІІІ века в значительной степени  разрушило политический и экономический  потенциал княжеств Восточной  Европы. Острая недостача разменной  монет, которая начала ощущаться  еще в ХІІ веке, значительно  усилилась в XІІІ - XІV веках.  В «безмонетный» период XІІ - XІV  веков способами разменного платежа  и обмена часто являлись различные  товаро-деньги. Гривны – слитки  серебра – обслуживали наибольшие  сферы денежных операций и  стали основным способом выплаты  дани – «татарского выхода».  Не случайно уже во второй  половине XІІІ века еще кочевое  монголо-татарское государство стало  выпускать собственные монеты  – серебряные дирхемы. Это,  как считают исследователи, стало  возможным благодаря огромному  количеству серебра-дани, которое  притекало из разных регионов  Восточной Европы в слитках. 

 На рубеже ХІІІ –  ХІV веков в Восточной Европе  для слитков серебра начинает  использоваться термин «рубль».  Большинство исследователей считают,  что появление этого слова  связано с глаголом «рубить» - с уменьшением, дележом гривны-слитка.

 На протяжении долгого  времени еще основной денежной  единицей в Украине был рубль.  В разных регионах страны с  пришествием новых властей (Великого  княжества Литовского, Австро-Венгрии,  Польши) менялись денежные единицы,  однако рубль удалось полностью  заменить лишь с распадом СССР, когда в Украине на протяжении  пяти лет фактически не было своей денежной единицей, были так называемые купоны. А теперь подробнее об этом:

Первым этапом создания собственной  денежной системы в нашем государстве  стал выход Украины из числа государств, которые использовали в денежном обороте советский рубль, а также  внедрение в оборот временной (переходной) денежной единицы - украинского купонно - карбованца в ноябре 1992 г.

В марте 1994 г. Была основана Банкнотная фабрика, а в октябре  того же года на ее базе был создан Банкнотно - монетный двор Национального банка  Украины, где печатались купонно - карбованцы, а спустя некоторое время и  гривны.

В период становления государственной  независимости Украина первой из стран бывшего СССР, в условиях экономического и финансового кризисов, начала строить собственную денежную систему, набирать опыт эмиссионного дела, осваивать сложный механизм денежно-кредитной  политики. Ситуация усложнялась отсутствием  координации экономической политики среди независимых республик  в сфере производства, товарообмена, денежных отношений. В начале 1992 г. в  Украине существовал кризис платежных  средств, поэтому 10 января 1992 г. началось внедрение в оборот купонов многоразового  пользования как дополнение к  рублевой наличной массе. Это делалось с целью относительного сбалансирования  денежной массы с определенными  потребностями обслуживания товарного  рынка. Необходимость этого была вызвана такими обстоятельствами:

-с сентября 1991 г. Украина  практически не получала от  Центрального банка Российской  Федерации (ЦБРФ) новых рублевых  поступлений;

-перед 1992 г. Украина  была вынуждена, вслед за Россией,  пойти на либерализацию цен  - их почти десятикратное повышение.

Внедрение купонов - карбованцев в структуру денежного оборота имело целью:

-постепенно внедрить  в оборот купонно - карбованец, с тем, чтобы обеспечить ему  не только достаточную покупательскую  способность, но и определенные  конкурентные преимущества в  сравнении с российским рублем;

Информация о работе Денежные системы Украины