Денежные реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть все денежные реформы, которые проводились у нас в стране, сравнить и проанализировать их. Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе необходимо рассмотреть следующие задачи:
Рассмотреть денежные реформы, проводимы в РСФСР
Рассмотреть денежные реформы, проводимые в СССР
Рассмотреть реформы, проводимые в настоящее время и узнать существуют ли они вообще.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Денежные реформы…………………………………………………....5
1.1. Сущность денежных реформ…………………………………….….5
1.2. Виды денежных реформ………………………………………….… 6
Глава 2. Денежные реформы прошлого и в современный период……………9
2.1. Денежные реформы РСФСР…………………………………………9
2.2. Денежные реформы СССР………………………………….............10
2.3. Денежные реформы в современной России………………............26
Заключение…………………………………………………………………...….28
Список используемой литературы……………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.84 Кб (Скачать)

Учитывая  размах и значение осуществленного  преобразования денежной системы, 8 мая 1961 года Минфин и Госбанк СССР просили  ЦК КПСС и Совет министров СССР "разрешить именовать впредь проведенные  мероприятия денежной реформой 1961 года". При этом подчеркивалось, что "денежная реформа 1961 года, проведенная в нашей  стране, является самой гуманной в  истории".23 В ЦК КПСС были согласны с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали ее под деноминацию.

      Изменений в существующей на  тот момент денежной системе  не было до июля 1993 года.

Следующая реформа, произошедшая в СССР, была денежная реформа Павлова 1991 года.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную  ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем  пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет.

     В конце 1990 года главой правительства  стал бывший министр финансов  в правительстве Н. Рыжкова  В. Павлов, представлявший интересы  консервативных экономических и  политических кругов и ВПК.  Чтобы остановить центробежные  тенденции, был взят курс на  ужесточение экономических мер.  Никаких разговоров о приватизации  и либерализации уже не было.

     Вскоре В. Павлов обвинил частные  банки некоторых зарубежных стран  в том, что они стремятся  дестабилизировать обстановку в  СССР. Президент Горбачев дал  разрешение органам МВД и КГБ  вмешиваться в хозяйственную  деятельность предприятий (включая  совместные), что привело к резкому  сокращению инвестиционной и  торговой активности иностранного  капитала на территории СССР.24

     23 января 1991 года Павлов провел  изъятие из обращения 50 и 100-рублевых  купюр. Одна из причин этой  меры заключалась в следующем:  дело в том, что операция  рубль—форинт—доллар и рубль—злотый—доллар  приносила куда больший доход,  чем рубль—доллар, ибо курс форинта  и злотого по отношению к  рублю был искусственно занижен.  Неизвестно, какое количество крупных  рублевых купюр оказалось таким  образом за границей; во всяком  случае Павлов называл цифру  в 100 млрд. руб.

     Обмен крупных купюр, производившийся  свободно лишь в размере месячного  оклада и сопровождавшийся к  тому же замораживанием значительной  части вкладов, больнее всего  ударил по рядовым гражданам.  К тому же накануне обмена  многие предприятия и учреждения  получили деньги для выплаты  заработной платы почти исключительно  крупными купюрами. Из-за отсутствия  мелких купюр сберегательные  кассы не производили обмена  денег пенсионерам. Возникла угроза  того, что за отпущенные три  дня обменять деньги смогут  не все.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмера крупных купюр. После  каждого переноса сроков денежный выигрыш  государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял  около 10 млрд. руб., в марте — 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. 25Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

     Хотя в апреле 1991 года номинальная  денежная масса была минимальной,  срыв стабилизации денежного  обращения пришелся именно на  апрель, т. е. на момент проведения  реформы цен, призванной по  идее закрепить результаты январского  обмена денежных купюр. В результате  этой реформы примерно в три  раза выросли государственные  розничные цены, был достигнут  предел покупательной способности  населения, и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

     Основными причинами существенного  увеличения денежной эмиссии  июне-сентябре был начавшийся  распад СССР и отказ бывших  республик, а ныне суверенных  государств перечислять средства  в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен.

     Правительство рассчитывало на  прямо противоположный эффект. Кабинет  Министров полагал, что с учетом  выплат правительственных компенсаций  ему удастся снизить жизненный  уровень населения на 40%, приблизив  его к уровню 1978-1979 гг. В таком  случае, по мнению наших министров,  население, чтобы сохранить привычный  ему уровень жизни, станет снимать  со сберкнижек по 2 тыс. руб.  в год. Этим поглотится прирост  сбережений последних лет и  экономика вернется к безинфляционным  1971-1973 гг.

Денежная  реформа 1993 года преследовала цели укрощения  инфляции и обмена оставшихся денежных знаков 1961 – 1992 годов на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан. В этой связи Центробанк РФ выпустил разъяснение о том, что обмен дензнаков с 1 октября 1993 года производится исключительно при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в установленные сроки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик, поскольку центральные банки союзных республик перестали оглядываться на Госбанк и начали печатать деньги. А выпуск национальными банками с 1993 года национальных денежных знаков на пространстве бывшего союзного государства стал угрожать российской денежной единице тем, что старая денежная масса могла хлынуть в Российскую Федерацию.

Правительство, которое, несомненно, было уже другим, официальной целью проведения реформы  ставило, как борьбу с инфляцией  и укрепление рубля. Однако проведенной  реформой так и не удалось этого  добиться. «Хотели как лучше, а получилось как всегда».26 Так отреагировал на денежную реформу премьер – министр Российской Федерации в 1993 году. Возможно, причиной провала данной реформы было заложено в том, что на этот момент времени начинался распад СССР. Начала происходить либерализация цен, то есть были изъяты из денежного обращения некоторые денежные купюры достоинством 50 и 100 рублей. В стране потихоньку стал возрастать кризис. Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза.

К итогам данной реформы можно привести следующие  доводы: в 1993 году в обращение стали  поступать денежные билеты Банка  России образца 1993 года. Рубль был  распространен не только в России, но и во многих других республиках  союза, но из – за того, что стали  выпускать эти билеты, многие государства  бывшей рублевой зоны перешли к созданию собственной денежной системы. Правительством было решено отменить  обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961—1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

Однако  рост цен в 1992—1995 гг. и экспансионистская  политика Центрального и коммерческих банков способствовали росту как  наличной, так и безналичной денежной массы. На начало 1992 г. агрегат Мо (наличные деньги в обращении) составлял в  России 165,9 млрд. рублей. К концу 1992 г. он достиг 1678,4 млрд. рублей, на конец 1993 г. — 13 304,3 млрд. рублей, в 1994 г. — 36 504,3 млрд. рублей, на 1 января 1998 г. — 137 трлн. рублей.27

Последней денежной реформой Российской федерации  является реформа 1998 года.  Под этой реформой подразумевалось провести деноминацию рубля. И особенность  этой реформы заключается в том, что все неденоминированные монеты Центрального банка России, такие как рубль, пять рублей, 10 рублей и так далее прекратили быть законным платежным средством.  В ходе реформы внешний вид банкнот остался прежним, но нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей).

Ход реформы  вроде бы облегчил состояние страны, а также товарообмен стал свободнее, но кризис, разразившийся в стране, все портил. В стране висела угроза девальвации рубля, акции были обесценены, падал курс ценных бумаг на бирже. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд. рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12—13 млрд. рублей.28

Результат денежной реформы 1998 года заключался в  следующем:  проведенная реформа  оказала довольно хорошее влияние  на состояние денежного обращения. Во – первых, уменьшилось номинальное  количество денег, что, безусловно, хорошо сказывается на товарообмене страны и денежных отношений в целом. Во – вторых, упростились расчеты населения за товары и услуги, так как появилась единая денежная система и устойчмвая валюта. В – третьих, произошел возврат к привычной денежной системе, копейка вернулась в платежный оборот и теперь стало легче поддерживать товарно – денежные отношения.

 Безусловна, данная реформа была необходима  стране, так как нужно было  как – то справляться с кризисом, пускай это были не самые  лучшие времена для народа и многие, в ходе девальвации рубля, потеряли огромные сбережения, но все – таки эта реформа носила больше положительный оттенок. Доказательством этому служит, то, что денежная реформа 1998 года до сих пор остается последней реформой Российской Федерации.

 

2.1 Денежные реформы в современной России.

 

Переходя  к практической части  своей курсовой, я прочитав, многие журналы и газеты узнала о том, что в настоящий момент не проводилось новых денежных реформ. Возможно, это зависит от того, что последняя денежная реформа 1998 года была настолько хороша, что менять сейчас в экономике страны что – либо было бы крайне нелепо, или экономика на данный момент не нуждается в кардинальных изменениях

Правда, с 2008 года наша страна находится в  финансово – экономическом кризисе, и это безусловно повлияло на экономику  страны. Сейчас происходят массовые сокращения определенных профессий, сокращают  военных, а также государственных  служащих. Во многих отраслях был сокращен трудовой график,  а следовательно  были урезаны и заработные платы  трудящихся. Несомненно, текущий кризис оказывает пагубное влияние на благосостояние людей, но такой массовой потери благосостояния,  как например в 1998 году, нет.

Таким образом, стратегическая задача, стоящая перед  Россией и ее правительством в  нынешней кризисной ситуации  - это  создание условий для коренных структурных  реформ, позволяющих ослабить зависимость  социально – экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно – сырьевые ресурсы и продукты низкой переработки.29

     На современном этапе острейшей  проблемой является устойчивость  денежной системы России. Необходимость  стабилизации рубля приобретает  еще большее значение, в силу  того, что эта задача на протяжении  последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось, но правительство и финансисты стремятся прийти к общему решению стоящей перед ними проблемы.

     Введение в обращение Банком  России купюры достоинством в  5000 рублей, введенная в денежный оборот 31 июля 2006 года служит еще одним доказательством возможной реформации существующей денежной системы.

 

 

 

 

 

заключение

 

Подводя итоги своей курсовой, мне бы хотелось кратко описать то, что я проделала  в своей работе. Я рассмотрела  все денежные реформы на период 20 – 21 веков.  Проанализировав свою работу, я поняла, что все проведенные  денежные реформы были неспроста. Не смотря на то, что ход реформ был  различен – одни носили положительный  оттенок, другие – отрицательный, но все же ни одна из реформ не была пустой или бездейственной.

На мой  взгляд, я полностью сумела раскрыть сущность денежных реформ, доказала на примерах из древнейшей истории те термины и определения, о которых  я упомянула в своей работе.

Поставленные  мною задачи были выполнены,  я рассмотрела  денежные реформы, проводимые в РСФСР  и поняла, что на тот момент лучшим решением правительства того времени, было проведение реформы 1917 года, иначе  бы страна не смогла оправиться после октябрьской революции.  Также я рассмотрела денежные реформы, проводимые в СССР. И несмотря на то, что их было довольно большое количество, но все они были уместны и положительно влияли на ход экономии в стране. Также, я обнаружила такую закономерность, что практически все денежные реформы были образованы в результате войны или кризиса в стране. И поэтому можно прийти к выводу, что ни одно из наших правительств не действовало в корыстных целях, а только по потребностям, которые были необходимы стране на данный момент времени. И также, я рассмотрела последнюю, поставленную мною задачу, это денежные реформы в современной России. Для меня было удивительным, что последняя реформа оказалась настолько долгосрочна, потому что именно она, повлекла большие потери благосостояний российского народа. На данный момент времени, наша страна выходит из кризиса, практически без особых потерь, и возможно, наша экономика сейчас настолько сильна, что не нуждается в таких кардинальный переменах, как проведение денежных реформ. Но, во многих источниках, современных журналах и газетах, это мнение противоречиво. Многие финансисты говорят, что наша экономика крепка и стабильна, а многие наоборот – говорят, что в скором времени все – таки применение новой денежной реформы неизбежно.

Информация о работе Денежные реформы в России