Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования 7
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования 11
1.3 Мировой опыт денежно-кредитного регулирования 20
2.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 25
2.1 Правовые основы денежно-кредитного регулирования 25
2.2 ЦБ как субъект денежно-кредитного регулирования 33
2.3 Тенденции денежно-кредитного регулирования в РФ на современном этапе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила
проведения банковских
- осуществляет обслуживание
счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской
Федерации, если иное не
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
- принимает решение
о государственной регистрации
кредитных организаций, выдает
кредитным организациям
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно
или по поручению
- организует и осуществляет
валютное регулирование и
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила
бухгалтерского учета и
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие
в разработке прогноза
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- проводит анализ и
прогнозирование состояния
В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы.
В текущем году в условиях
усиления платежного баланса и значительного
притока ликвидности в
В текущем году существенно возрос спрос со стороны банковского сектора на операции Банка России с облигациями Банка России. В целом за январь-сентябрь 2010 года Банк России разместил на первичном рынке облигации Банка России в объеме 1,85 трлн. рублей. Совокупный объем облигаций Банка России в обращении на 1 октября 2010 года составил 825,2 млрд. рублей по номинальной стоимости. Также в целях повышения эффективности процентной политики Банка России за счет усиления воздействия ее инструментов на краткосрочные рыночные процентные ставки Банком России было принято решение с ноября 2010 года сократить срок обращения выпускаемых облигаций Банка России с 6 до 3 месяцев, а периодичность их размещения – с 3 до 2 месяцев.
Факторы, обеспечившие формирование в 2010 году высокого уровня ликвидности банковского сектора, обусловили значительное снижение спроса кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России по сравнению с 2009 годом. Средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности в январе-сентябре 2010 года составлял 14,1 млрд. рублей против 221,4 млрд. рублей за тот же период 2009 года, а совокупный объем средств, предоставленных за девять месяцев 2010 года, составил 2,6 трлн. рублей (40,7 трлн. рублей январе-сентябре предыдущего года).
Валовой кредит банкам за январь-сентябрь текущего года уменьшился с 1,6 до 0,6 трлн. рублей. При этом в его структуре задолженность по операциям прямого РЕПО снизилась с 250,5 до 0,5 млрд. рублей, по кредитам, обеспеченным ценными бумагами из Ломбардного списка Банка России, нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций, – с 480 до 25,2 млрд. рублей, по кредитам без обеспечения – со 190,4 до 1,9 млрд. рублей (без чета задолженности на сумму 44,1 млрд. рублей по кредитам без обеспечения, реструктуризованным в обеспеченные кредиты). Среднедневной объем операций прямого РЕПО Банка России за январь-сентябрь 2010 года составил 10,4 млрд. рублей (136,3 млрд. рублей за аналогичный период 2009 года). Средний объем задолженности банковского сектора по операциям прямого РЕПО на конец дня в январе-сентябре текущего года составил 27,7 млрд. рублей, сократившись по сравнению с соответствующим периодом 2009 года в 9 раз.
За девять месяцев 2010 года общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 194,1 млрд. рублей, или в 4,4 раза, и составил 57,4 млрд. рублей.
В целях унификации сроков
предоставления денежных средств с
помощью различных
Объем кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами, по фиксированной процентной ставке за девять месяцев 2010 года составил 320,9 млрд. руб лей, что в 5,8 раза (или на 1525,8 млрд. рублей) меньше, чем за соответствующий период 2009 года.
Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты «овернайт» для завершения операционного дня. Объем таких кредитов за девять месяцев 2010 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 66,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза, и составил 174,6 млрд. рублей. Объем внутридневных кредитов, предоставляемых Банком России в целях поддержания ликвидности кредитных организаций в платежной системе, за девять месяцев 2010 года составил 19,9 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 3,4 трлн. рублей, или на 20,2%.
Операции «валютный своп» в январе-сентябре 2010 года Банком России не проводились ввиду отсутствия спроса на них со стороны банковского сектора.
Улучшение ситуации в банковской системе и сокращение спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования позволили Банку России в 2010 году продолжить постепенное сокращение масштабов применения антикризисных инструментов поддержки кредитных организаций и их переориентацию на стандартные инструменты денежно-кредитной политики.
Так, на фоне снижения процентных ставок по другим инструментам денежно-кредитной политики минимальные процентные ставки по кредитам без обеспечения с сентября 2009 года оставались на неизменном уровне. Таким образом Банк России проводил политику дестимулирования использования данного антикризисного механизма рефинансирования. В то же время Банк России сохранял возможности банковского сектора по рефинансированию ранее взятых кредитов без обеспечения посредством регулярного проведения аукционов и установления на них соответствующих лимитов.
В рамках проводимой работы по постепенному сокращению использования антикризисных инструментов и сроков предоставления ликвидности Банк России в апреле 2010 года приостановил проведение аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки 6 месяцев и более. В июне 2010 года Советом директоров Банка России было принято решение о приостановлении с 1 октября 2010 года проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 года – на все сроки.
В апреле 2010 года также
были приняты решения о
В 2010 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности применял нормативы обязательных резервов (резервные требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. По состоянию на 1 октября 2010 года обязательные резервы кредитных организаций, депонированные на отдельных счетах в Банке России, составили 182,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2010 года на 30,8 млрд. рублей, или на 20,3%.
Кредитные организации в январе-октябре 2010 года активно использовали усреднение обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов, установленный Банком России на уровне 0,6, позволял кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России[32].
Выводы по главе: Законодательство в сфере регулирования денежно-кредитных отношений недостаточно совершенно. Нормативно-правовая база не дает четкого разграничения функций регулирующих органов и не всегда защищает интересы отдельных субъектов. Имеющиеся недостатки в правовом регулировании особенностей государственной денежной и кредитной политики свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства.
Сегодня можно считать
установленным, что одна из
ключевых задач ЦБР по
По итогам проведенного исследования были решены следующие задачи:
Дано понятие и определены основные цели денежно-кредитного регулирования: поддержание стабильности цен, достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению), обеспечение экономического роста, обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке, поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка, обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.
Перечислены и проанализированы основные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования. Все инструменты денежно-кредитного регулирования можно классифицировать с помощью каких-либо критериев. Пример инструментов долгосрочного регулирования – традиционные инструменты, например, политика минимальных резервов и политика рефинансирования. Достижению краткосрочных целей способствуют нетрадиционные инструменты, например, операции своп в рамках валютной политики и арбитраж в рамках политики открытого рынка. Также целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного инструмента. Центральные банки развитых стран располагают разнообразными инструментами воздействия на денежный оборот. Традиционно к ним относится совокупность инструментов центрального банка, применяемых им при проведении политики по определенным направлениям: политика обязательных резервов, политика учетной ставки, операции на открытом рынке, установление ориентиров роста денежной массы, валютная политика.
Рассмотрен механизм денежно-кредитного регулирования в развитых странах. Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.
Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования.